Третий год активисты учительских клубов ждут вестей из Ульяновска, а получив приглашение, немедленно покупают билеты, чтобы не пропустить главное событие для педагогических сообществ России, в первую очередь региональных клубов «Учитель года», – Всероссийский фестиваль. В 2009 году поезда и самолеты везли участников фестиваля весной, в 2010-м – летом, а в этом году мы увидели осенний Ульяновск, который, надо сказать, хорош в любое время года.
Каждый год организаторы придумывают новый поворот встречи, новую тему, формат, «изюминку». В этом году фестиваль был «встроен» в международный педагогический форум с серьезным названием: «Профессиональные педагогические и научно-педагогические сообщества как ресурс инновационного развития образования». Но пусть вас не пугает научная формулировка. Педагогическая наука была призвана на форум и фестиваль намеренно, чтобы, соединившись с практикой, выдать эффективный результат. Открывая масштабное мероприятие, министр образования Ульяновской области Екатерина Уба, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2006», пояснила: «Новость этого года – попытка соединить науку и практику. Программа, которую мы вам предлагаем, включает в себя и научно-практические конференции, и мастер-классы, и встречи с педагогическими коллективами». Екатерина Владимировна также особо отметила международный состав форума 2011 года. Кроме 27 регионов России, в мероприятиях приняли участие педагоги из девяти стран мира, правда, выступления представителей профессиональных сообществ из США, Японии, Австралии, Бразилии, Македонии, Великобритании были виртуальными, но от этого не менее значимыми.
Несколько зарисовок с форума помогут понять, что дали эти два ключевых принципа 2011 года – привлечение коллег из-за рубежа и соединение науки и практики.
Первый день, 31 октября.
Вечером гости форума оказались в замечательном месте – Симбирской гимназии, которая была открыта в день рождения императора Александра Первого, 12 декабря 1809 года. Экскурс в историю образования Ульяновска – не просто приятное времяпрепровождение, но и возможность взглянуть на сегодняшнюю педагогическую практику через призму прошлого.
В прошлом есть уроки «от противного». На макете в музее – храмы, которых Ульяновск лишился в 30-е годы XX века – Николаевский зимний кафедральный собор, Свято-Троицкий летний кафедральный собор, Никольская церковь, где крестили Владимира Ульянова-Ленина…
Интересные факты на каждом шагу. Для 500 гимназистов здесь работали 4 библиотеки. Директора гимназии всегда жили в здании гимназии вместе с семьей, были классными наставниками самых «проблемных» классов. Особый восторг у гостей Ульяновска вызвал кабинет физики, в котором собрано свыше ста приборов и инструментов, все старинные, но судя по блеску в глазах педагогов естественнонаучного цикла, они были бы не прочь провести в этой лаборатории пару уроков…
Вот такое соединение исторической науки с сегодняшней практикой.
Второй день, 1 ноября.
Главное событие дня – научно-практическая конференция «Институт наставничества в образовании: проблемы, опыт, перспективы». Задачи организаторы поставили такие: обсудить разные точки зрения на наставничество в образовании, познакомится с опытом его воплощения на практике, постараться выработать комплексный взгляд на этот феномен, определить его роль в повышении качества образования.
Яркое выступление директора Центра тьюторства Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Татьяны Ковалевой было посвящено особой породе наставников – тьюторов. Несмотря на иноземное название, этот тип наставничества в России известен давно. Например, дядьки Пушкинского лицея – те же тьюторы, а Александра Сергеевича Пушкина можно смело назвать тьюторантом… И вот она, польза соединения педагогической теории и практики. Доктор педагогических наук Татьяна Ковалева объясняет различие между принципом индивидуального подхода, введенным Яном Коменским и известном каждому педагогу с вузовской скамьи, и принципом индивидуализации – это когда человек с помощью педагогов выходит на нужные ему знания, продвигается в том, что считает нужным. «У нас в стране принцип индивидуализации никогда серьезно не использовался», – считает Татьяна Михайловна. – «А в европейских общеобразовательных программах индивидуализация вводится на государственном уровне. Учиться можно где угодно и сколько угодно».
Третий день, 2 ноября
Участники форума собираются на «круглый стол» «Региональные системы работы с одаренными детьми: опыт создания и развития». Слово предоставляется доценту кафедры акмеологии Гомельского областного института развития образования Светлане Гин. Коллега говорит об организации обучения младших школьников с общей одаренностью в Республике Беларусь, а получается – о том, что волнует и тревожит российских учителей: «Кажется, что такие дети – гордость, радость для школы, и никаких проблем с ними быть не может. Но это на первый взгляд. Есть грустные цифры. При обучении в массовой школе половина детей утрачивает природную одаренность. А половина не получает дальнейшего развития. Мы любим хвастаться успехами одаренных детей, а о проблемах говорим не так часто. Одаренный ребенок – тот, кто обладает широким кругозором, эрудицией. В школе это приводят к скуке на уроке, потому что ребенку неинтересно». Скучающий ребенок нарушает дисциплину. Высокий уровень интеллектуального развития сопровождается низким уровнем развития физического. Перфекционизм ведет к заниженной самооценке. И так далее… Вывод: детям с общей одаренностью тоже нужны особые школы, как юным гениальным танцорам и музыкантам. И в Республике Беларусь, и в России.
Четвертый день, 3 ноября
На этот день пришлась, пожалуй, самая непростая тема – «Профессиональная рефлексия как инструмент развития педагога». Выступающие на пленарном заседании научно-практической конференции говорили о разных аспектах рефлексии – философском, психологическом и даже гендерном. А вот выступление лектора (преподавателя) кафедры специальной педагогики Факультета изучения социального благополучия и недуга Шауляйского университета (Литва) Риты Мелиене было посвящено рефлексии как инструменту развития педагогического мастерства. Литовская коллега рассказывала о том, как в ее стране строится система инклюзивного обучения и как среди педагогов, которые обучают детей с особыми потребностями в гетерогенном классе, было проведено исследование их рефлексивной деятельности. Но результаты этого исследования будут интересны учителям самого широкого профиля. Например, были выявлены проблемы педагогической рефлексии: проблема-капсула, когда педагоги «запираются» внутри своего класса не хотят вмешиваться в проблемы коллег, недостаточность рефлективного окружения и потребность в нем, формальная псевдо-рефлексия, когда педагоги обсуждают проблемы, но считают, что изменить что-либо не в их силах. Не правда ли, знакомо? А становясь общемировыми тенденциями, проблемы требуют еще более серьезного подхода.
Фото Николая Марухина
Комментарии