search
main
0

Укрепляют здоровье и развивают ум

Кинезиологические упражнения

Одним из эффективных психолого-педагогических условий развития и коррекции в работе с детьми с ограничением в развитии стал кинезиологический подход. Новизна опыта состоит в применении комплексного подхода в коррекции познавательно-речевого развития у дошкольников с ОВЗ.

 

Большинство детей с ОВЗ испытывают трудности в ориентировании во времени и пространстве, у них отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, имеется недоразвитие мелкой моторики. Как показала практика, используя кинезиологические упражнения в коррекционно-образовательном процессе, мы развиваем у детей с ОВЗ межполушарное взаимодействие, психические процессы, зрительно-моторную координацию, что приводит к стимулирующей активности головного мозга и позволяет ребенку дольше удерживать свое внимание и сосредотачиваться, наблюдая за предметами и явлениями вокруг себя. У детей укрепляется здоровье и развивается ум, а это необходимые условия для поддержки работы мозга в активном состоянии.

Кинезиологические упражнения делятся на четыре группы, каждая из которых ориентирована на определенные части тела и мыслительные процессы:

– срединные упражнения – включают упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половины). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм единства мысли и движения;

– энергетические упражнения – способствуют улучшению моторных навыков, что особенно важно для детей с ОВЗ. Упражнения, обеспечивающие необходимые скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. На уровне работы мозга эти упражнения способствуют связи лимбического отдела головного мозга, отвечающего за эмоции, и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, улучшаются саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания;

– растягивающие упражнения – снимают напряжение с мышц и сухожилий тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы головного мозга эти упражнения способствуют связи стволовых отделов головного мозга, отвечающих за реакцию «убегания» и «нападения» во время стресса, и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле. Полезный результат: улучшение внимания, моторной координации для письменной работы, увеличение фокуса и концентрации без напряжения, улучшение дыхания и состояния спокойствия, способности выражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах;

– углубления положения – включают упражнения, повышающие позитивное отношение. Направлены на компенсацию таких последствий стресса, как импульсивность и растерянность, что часто встречается у детей с ОВЗ. Упражнения помогают развитию способностей к самоконтролю, самоуспокоению, взаимодействию с окружающими. Они стабилизируют и ритмизируют нервные процессы в организме, помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому. Полезный результат – повышается способность к организованной деятельности, активизируется работа памяти, учебных навыков.

Применять кинезиологические упражнения можно во время утренней гимнастики или гимнастики перед началом образовательной деятельности. Эффективны эти упражнения в качестве динамической и физкультурной паузы на занятии. Такие упражнения предполагают как немедленный, так и накопительный эффект, а также оптимизируют психоэмоциональное состояние детей.

Плюсы использования в работе кинезиологических упражнений:

– оптимизируется образовательный процесс;

– снижается утомляемость;

– повышаются стрессоустойчивость организма, работоспособность;

– улучшается мыслительная деятельность;

– повышается уровень развития речи, памяти, внимания, пространственных представлений, зрительно-моторной координации;

– совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы;

– повышается уровень эмоционального благополучия ребенка;

– расширяется круг общения детей, создается общность интересов между дошкольниками;

– активизируются познавательные интересы;

– данные методы не требуют материальных затрат, удобны в применении.

Чтобы достигнуть наибольших результатов в коррекционно-образовательном процессе с использованием кинезиологии, необходимо соблюдать определенные условия:

– систематичность выполнения кинезиологических упражнений;

– постепенное увеличение темпа и сложности;

– точность выполнения движений и приемов.

Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют выявить и развить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга, активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в различных областях психики. В ходе такого педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательную среду происходит активизация и развитие речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств, что способствует формированию их социальной активности в обществе.

По данным неврологов, для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение. Образовательная кинезиология призвана оживить, оптимизировать процесс обучения, что особенно важно в работе с детьми с ОВЗ.

Евгения БИКМЕТОВА, воспитатель школы №1018

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте