search
main
0

Уходят ели, сосны и березы. Урок на тему «Лесной комплекс – структура и проблемы развития»

Цели урока. Образовательные: – знать структуру и проблемы лесного комплекса; – уметь объяснять структуру лесного комплекса, выделять проблемы лесного комплекса и объяснять негативное влияние отраслей лесного комплекса России на окружающую среду. Развивающие: – уметь анализировать информацию, в том числе карту как специфический вид информации, работать в группе, представлять информацию; – воспитывать экологическую ответственность.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Учитель: В качестве эпиграфа для нашего занятия я подобрал высказывание ученого-географа Владимира Сергеевича Жекулина – «Вся история человечества – это история воздействия населения на леса». Почему именно так ученый сформулировал свою мысль? Как вы думаете?

Ребята высказывают предположения.

Учитель: Как изменялся лесной комплекс за длительную историю развития?

Ученики: Изменялась структура отрасли.

Учитель: На экране мультимедийного проектора – главные отрасли лесного комплекса, из них можно собрать схему, которая будет отражать историю развития комплекса, его современную структуру.

Ребята составляют схемы.

Учитель: Что еще изменялось в лесном комплексе помимо его структуры?

Ученики: Изменялся состав лесов, площадь их распространения, как правило, в сторону уменьшения лесистости местности и замены пород деревьев.

Учитель: Теперь, зная структуру лесного комплекса и те изменения, которые происходили на протяжении истории его развития, попытайтесь сформулировать проблемы лесного комплекса.

Ученики: Восстановление лесов, перераспределение областей лесозаготовки, улучшение технологии переработки леса.

Учитель: Эти проблемы отражены в новой редакция Лесного кодекса России, которая вступила в действие с 1 января 2007 года. Что такое кодекс? Что регулирует Лесной кодекс?

Эмоциональным мотивом лесного кодекса я бы назвал следующие стихи:

Леса уходят. Жалко

мне леса.

Уходят ели, сосны и березы.

Рябины гасят пламенные

гроздья,

Осинников смолкают голоса.

Когда-то пели в тех лесах

дубы.

И ясени, и золотые клены.

Куда им деться от такой

судьбы?

Лес вырубают – океан

зеленый.

А может, надо сохранять

леса?

А не деревьев ценные

породы?

Сегодня на занятии мы с вами попытаемся определить пути решения проблем лесного комплекса на основе компромисса между промышленными потребностями в древесине и сохранением лесных ландшафтов.

Работать вы будете в группах.

Первая группа – «технологи» – решает проблему улучшения технологии лесозаготовки.

Вторая группа – «экологические эксперты» – будет заниматься перспективами перераспределения районов лесозаготовок.

Третья группа – «аналитики» – проанализирует ситуацию и предложит, как должен измениться процесс восстановления лесов.

Задания для каждой группы – в инструктивной карточке (см. Приложение). Время работы в группах 8-10 минут. Вы можете распределить роли в вашей группе и назначить ответственного за представление результатов работы. Время на представление 1-2 мин.

Работа в группах.

Представление работы групп.

Учитель: Ребята, ваша задача внимательно выслушать выступление представителей групп и задать им вопросы. Прошу вопросы формулировать так, чтобы предполагался конкретный ответ.

Обсуждение.

Итоги

Учитель: Спасибо. В своих работах вы подтверждаете, что проблемы лесного комплекса можно решить, если найти компромисс между промышленными потребностями в древесине и сохранением лесных ландшафтов. Кстати, ученые выделяют три направления экологизации производства в лесном комплексе:

Экологизация технологического процесса, внедрение безотходных технологий.

Гармоничное сочетание экологического и экономического факторов при размещении лесозаготовок.

Восстановление лесов в большем объеме, чем заготовка, развитие лесопромышленных посадок, вырубка лесов по экологическим схемам.

Домашнее задание

1. Прочтите параграф учебника, посвященный лесному комплексу.

2. Подумайте, почему в России говорят, что металлургическая промышленность извела уральские леса.

3. Определите, какой способ лесозаготовок наиболее экологически правильный с точки зрения восстановления лесов.

Способы лесозаготовок

Сплошная (на всем лесном участке, где разрешено работать лесозаготовителям).

Выборочная (на участке вырубается только деловая древесина, крупномерная и ценных пород).

Просечная линейная (лесозаготовка широкой полосой вдоль трассы для вывоза леса).

Просечная елочная (лесозаготовка узкими полосами в пятидесятикилометровом диапазоне от трассы для вывоза леса).

Валерий КОНЫШЕВ, учитель географии и экологии, директор Степнинской средней школы, лауреат конкурса «Учитель года России-2007», Омская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте