Цели урока. Образовательные: – знать структуру и проблемы лесного комплекса; – уметь объяснять структуру лесного комплекса, выделять проблемы лесного комплекса и объяснять негативное влияние отраслей лесного комплекса России на окружающую среду. Развивающие: – уметь анализировать информацию, в том числе карту как специфический вид информации, работать в группе, представлять информацию; – воспитывать экологическую ответственность.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Учитель: В качестве эпиграфа для нашего занятия я подобрал высказывание ученого-географа Владимира Сергеевича Жекулина – «Вся история человечества – это история воздействия населения на леса». Почему именно так ученый сформулировал свою мысль? Как вы думаете?
Ребята высказывают предположения.
Учитель: Как изменялся лесной комплекс за длительную историю развития?
Ученики: Изменялась структура отрасли.
Учитель: На экране мультимедийного проектора – главные отрасли лесного комплекса, из них можно собрать схему, которая будет отражать историю развития комплекса, его современную структуру.
Ребята составляют схемы.
Учитель: Что еще изменялось в лесном комплексе помимо его структуры?
Ученики: Изменялся состав лесов, площадь их распространения, как правило, в сторону уменьшения лесистости местности и замены пород деревьев.
Учитель: Теперь, зная структуру лесного комплекса и те изменения, которые происходили на протяжении истории его развития, попытайтесь сформулировать проблемы лесного комплекса.
Ученики: Восстановление лесов, перераспределение областей лесозаготовки, улучшение технологии переработки леса.
Учитель: Эти проблемы отражены в новой редакция Лесного кодекса России, которая вступила в действие с 1 января 2007 года. Что такое кодекс? Что регулирует Лесной кодекс?
Эмоциональным мотивом лесного кодекса я бы назвал следующие стихи:
Леса уходят. Жалко
мне леса.
Уходят ели, сосны и березы.
Рябины гасят пламенные
гроздья,
Осинников смолкают голоса.
Когда-то пели в тех лесах
дубы.
И ясени, и золотые клены.
Куда им деться от такой
судьбы?
Лес вырубают – океан
зеленый.
А может, надо сохранять
леса?
А не деревьев ценные
породы?
Сегодня на занятии мы с вами попытаемся определить пути решения проблем лесного комплекса на основе компромисса между промышленными потребностями в древесине и сохранением лесных ландшафтов.
Работать вы будете в группах.
Первая группа – «технологи» – решает проблему улучшения технологии лесозаготовки.
Вторая группа – «экологические эксперты» – будет заниматься перспективами перераспределения районов лесозаготовок.
Третья группа – «аналитики» – проанализирует ситуацию и предложит, как должен измениться процесс восстановления лесов.
Задания для каждой группы – в инструктивной карточке (см. Приложение). Время работы в группах 8-10 минут. Вы можете распределить роли в вашей группе и назначить ответственного за представление результатов работы. Время на представление 1-2 мин.
Работа в группах.
Представление работы групп.
Учитель: Ребята, ваша задача внимательно выслушать выступление представителей групп и задать им вопросы. Прошу вопросы формулировать так, чтобы предполагался конкретный ответ.
Обсуждение.
Итоги
Учитель: Спасибо. В своих работах вы подтверждаете, что проблемы лесного комплекса можно решить, если найти компромисс между промышленными потребностями в древесине и сохранением лесных ландшафтов. Кстати, ученые выделяют три направления экологизации производства в лесном комплексе:
Экологизация технологического процесса, внедрение безотходных технологий.
Гармоничное сочетание экологического и экономического факторов при размещении лесозаготовок.
Восстановление лесов в большем объеме, чем заготовка, развитие лесопромышленных посадок, вырубка лесов по экологическим схемам.
Домашнее задание
1. Прочтите параграф учебника, посвященный лесному комплексу.
2. Подумайте, почему в России говорят, что металлургическая промышленность извела уральские леса.
3. Определите, какой способ лесозаготовок наиболее экологически правильный с точки зрения восстановления лесов.
Способы лесозаготовок
Сплошная (на всем лесном участке, где разрешено работать лесозаготовителям).
Выборочная (на участке вырубается только деловая древесина, крупномерная и ценных пород).
Просечная линейная (лесозаготовка широкой полосой вдоль трассы для вывоза леса).
Просечная елочная (лесозаготовка узкими полосами в пятидесятикилометровом диапазоне от трассы для вывоза леса).
Валерий КОНЫШЕВ, учитель географии и экологии, директор Степнинской средней школы, лауреат конкурса «Учитель года России-2007», Омская область
Комментарии