search
main
0

«Ух ты, здорово!». Мнение эксперта. Начальные классы

Недавно мне на глаза случайно попалось стихотворение неизвестного автора: Задания конкурса становятся \ все «круче», \ Все интересней, редкостней, \ мудрей! \Свет истины сверкаетиз-за тучи, \ Нас делая талантливей, умней!

«Да это же про наш конкурс «Сто друзей»!» – подумалось мне. Действительно, в этом году условия конкурса претерпели некоторые изменения, они стали и сложнее, и интереснее.  Возможно, именно этот фактор сыграл роль в том, что участников – педагогов начального и дошкольного образования – было всего пятеро. Разработаны и новые критерии оценивания, которые позволяют рассмотреть конкурсные работы  в соответствии с требованиями стандартов второго поколения. Но у меня есть еще один критерий – внутренний. Когда, читая работу, вдруг восклицаешь: «Ух ты, здорово!» и откладываешь ее в свою методическую копилку. Разработка, которая будет востребована коллегами, – это высший пилотаж педагогического мастерства. К работам, имеющим методическую ценность для коллег, можно отнести  материалы Светланы Валерьевны Филиповой, учителя начальных классов гимназии города Абакана Республики Хакасия. Светлана Валерьевна в качестве обязательного задания представила урок развития речи «Сочинение-миниатюра «Мой дождь». За основу при разработке урока были взяты две образовательные технологии: технология сотрудничества (построение личностно ориентированного урока) и технология продуктивного чтения (образовательная система «Школа-2100»). Поставленные цели и задачи соответствуют теме урока. Использованы различные формы  работы. Учитель старается  создать эмоциональную атмосферу, побуждая учеников к активному мышлению. Работа строится  в атмосфере сотрудничества с опорой на личный опыт учащихся. Создаются яркие наглядно-образные представления, ситуация успеха, дети находятся в поиске альтернативных решений, формулируют свою позицию.Еще одна работа Светланы Филиповой – это урок русского языка в 1-м классе на тему «Звук [й], буква Йй. Чтение слов. Звуковой и звукобуквенный анализ слов». Время на уроке было распределено рационально, задания подобраны таким образом, чтобы одно было логично связано с другим. На уроке прослеживается сочетание объяснительно-иллюстративных и частично-поисковых методов обучения. Осуществляется дифференцированный подход. Радует, что используются современные средства обучения – интерактивная доска Smart Board. Наблюдается активность учащихся, которые самостоятельно должны формулировать выводы на каждом этапе урока. Запомнилось и внеурочное занятие-практикум «Государственная символика Российской Федерации». Четко прописанные результаты помогают спланировать занятие  таким образом, чтобы обеспечить не только получение учащимися необходимой информации, но и вовлечь их в творческий процесс создания с помощью нетбуков флага школьной страны. Заинтересовала идея создания «родительской книжки», предложенная Светланой Валерьевной. При проектировании  ее содержания  был взят за основу принцип «система перспективных линий». Содержание «родительской книжки» структурировано по четвертям и имеет четкие разделы:     Семейный альбом.    Реализация программы духовно-нравственного воспитания.     Страничка педагога-психолога.     Страничка радости.     Совместные классные дела.    Родительские собрания.      Диалог родителей с педагогом. Темы  распределены по классам:1-й класс – «Я и моя семья».2-й класс – «Мой дом – моя школа».3-й класс – «Моя малая родина».4-й класс – «Наша страна вся соседями населена».Не могу не сказать про эссе Светланы Филиповой, которое покорило, поразило в самое сердце. Чувствуется, что Светлана Валерьевна не случайный человек в педагогике! Во всех ее работах – любовь и неравнодушие к своему делу. Хочется упомянуть еще одного замечательного участника – учителя начальных классов школы-интерната среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов города Козьмодемьянска Республики Марий Эл Ольгу Владимировну Бережко. Ее обязательное задание – сценарий урока математики в 1-м классе «Сложение и вычитание в пределах 20», который прошел в форме виртуальной экскурсии по музеям мира с использованием маршрутных листов. Все это, безусловно, привлекло внимание и стимулировало работу маленьких учеников. Урок имеет межпредметные связи с уроками окружающего мира, русского языка, чтения, экологии. Используются здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества,  технология игрового обучения, технология развития критического мышления, технология оценивания собственных результатов. Различные формы работы, логическая связь всех этапов урока, нестандартная физкультминутка обеспечивают высокую работоспособность обучающихся на всех этапах урока. Актуальным является и сценарий урока здоровья в 1-2-х классах «Главная ценность – здоровье!», представленный в рамках произвольного задания. Использование различных современных технологий, многообразие творческих заданий, занимательное оборудование в виде «золотых монеток», «лепестков» и «ладошек» обеспечивают достижение цели, поставленной педагогом. Хочется дать конкурсантам несколько советов. Коллеги, сценарий урока, презентация – обучающие, документальные  продукты, поэтому должны иметь титульный лист. Вы когда-нибудь видели книгу без обложки и титульного листа? Как-то странно это смотрелось бы, согласитесь… Вставка иллюстраций в конспект урока для его украшения, на мой взгляд, не оправдывает себя. Кому изображения предназначены? Учителю? Педагог и так знает, как выглядит российский флаг. А вот пояснения по использованию презентации просто необходимы.  Очень помогает разобраться в конспекте сноска – пояснение, где объясняется, как конкретно используется тот или иной слайд презентационного сопровождения. Ошибка – отсутствие цели и задач для второго направления интегрированного урока. Например, интегрируются два учебных предмета – окружающий мир и изобразительное искусство. Педагог ставит цель для окружающего мира, прописывает планируемые результаты и при этом не упоминает об изобразительном искусстве. Совершенно недопустимо отсутствие цели и задач. Это требовалось и при реализации первых  стандартов, и уж тем более в рамках стандартов второго поколения! Отдельно хочется сказать по поводу указания первоисточников. Это необходимое условие, которое отражается в Законе РФ от 9 июля 1993 г. №5351-I «Об авторском праве и смежных правах». В положении конкурса в разделе «Требования к конкурсным материалам» в п. 2 оговаривается обязательное указание списка использованной литературы. К сожалению, не все участники выполнили это условие. Также следует обратить внимание на корректность ссылок, которые  даются на первоисточники. Каждое изображение, взятое из Интернета, имеет конкретную ссылку. Адрес типа «Поисковая система Яндекс» – это неточный адрес. Могу порекомендовать памятку «Как правильно взять ссылку на изображение», которая расположена на моем персональном сайте  http://tat-anat.ucoz.ru/index/kak_pravilno_vzjat_adres_izobrazhenija/0-18 Сценарий занятия, составленный из чужих стихотворений, – это не авторская разработка. Педагог, представивший подобную работу, не автор, а составитель. А если еще не указаны первоисточники, то вы берете на себя ответственность за использование чужого  материала. А это уже чревато последствиями. Еще хочу поделиться своим собственным опытом и дать рекомендации по подготовке конкурсных материалов.1. Внимательно прочитайте положение о конкурсе (лучше распечатать этот документ). Обратите внимание на категорию участников. Для вас приемлемо участие в данном конкурсе?2. Особое внимание уделите  разделу «Требования к конкурсным материалам». Здесь нужно проверить, подходят ли ваши работы по тематике конкурса.3. После завершения работы по подготовке конкурсного материала возьмите в руки карандаш и проверьте по положению, все ли требования вы выполнили, отмечая те пункты, которые требуют доработки. 4. После корректировки материала еще раз пройдитесь по положению о конкурсе и проверьте, все ли требования вы учли.5. Сложите  материалы, относящиеся к одному уроку, в одну папку. Подпишите  так, чтобы было понятно другому человеку. Для каждого урока – отдельная папка.6. Все полученные папки сложите в одну, подпишите своими ФИО и упакуйте ее в zip-архив.7. Если в положении говорится о том, как нужно указать тему письма, подпишите, как это требует положение. Возможно, в почте получателя установлен фильтр,  и если не следовать требованиям, он отправит ваше послание совсем не туда, куда отправляли его вы. В заключение хочется поблагодарить организаторов за их труд, возможность ознакомиться с замечательными работами педагогов нашей страны. Отдельное спасибо участникам, которых не испугали требования и которые поделились своими находками.  Всем-всем творческого полета, новых находок, настырности в достижении целей!​Татьяна КАСАТИНА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории основной школы №8 города Каширы Московской области, победитель Всероссийского конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте