Задачи: помочь родителям выработать продуктивные способы решения конфликтных ситуаций; ознакомить родителей с особенностями подросткового возраста и спецификой протекания возрастных кризисов; тренировать родителей в разрешении конфликтных ситуаций. Подготовительная работа: анкетирование родителей и учащихся, подготовка лекции для родителей, подготовка ситуаций для практикума.
Ход собрания
1. Вступительное слово
Уважаемые родители, мамы и папы!
Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы обсудить проблемы воспитания детей в семье.
Народная мудрость гласит: «Три несчастья ждут нас в жизни: болезнь, смерть и трудные дети». Первого и второго несчастий нам избежать не удастся. Постигнет ли нас третье несчастье, зависит от нас.
Что такое конфликт
«Конфликты – это очень плохо. Конфликты – это из-за вредного характера». Так думают очень многие. Вернее, не думают, а привыкли считать. И то же самое говорят своим детям. Поэтому, если конфликт с учителем – «надо менять школу», если конфликт с мужем – «надо разводиться», если конфликт с коллегами по работе – «увольняться», если с детьми – «лупить». Рецепты известны, думать не надо, очень удобно!
Мало кого смущает несоответствие этих расхожих представлений с законами диалектики. Ведь отрицание отрицания – это тоже конфликт. А в психологии есть целая теория диалога как средства развития личности. Но ведь диалог – это тоже столкновение разных мнений, позиций. А значит, тоже конфликт. Так что же такое конфликт? Хорошо это или плохо?
Мать, придя с работы, увидела испачканную одежду сына, отругала его за неаккуратность, а узнав про тройку в тетради, не удержалась и отлупила. И была совершенно уверена, что борется с тройками. Но ее младший сын оказался значительно более «психологически грамотным». Утешая брата (это в пять-то лет!), он заявил: «Не обращай внимания. Не видишь что ли, опять с начальником поругалась, голова болит, устала. Поужинаем, и все обойдется». Это пример такой ситуации, когда не отдаешь себе отчета в истинных причинах ссоры. Как быть? Я думаю, ни в коем случае не загонять отрицательные эмоции поглубже в себя. Иначе можно превратить себя в вечно раздраженного и подозрительного типа. Но и давать им с ходу выход тоже не стоит. Ведь, захлебнувшись в злобе, можно не успеть узнать истинной причины поступка.
Да, конфликт – ситуация сложная и неприятная, если мы ничему в ней не научились. А учиться надо, во-первых, пониманию истинных причин своего и чужого поведения. Во-вторых, поиску таких способов его решения, которые пошли бы действительно на пользу обеим сторонам. В-третьих, выработке взаимоприемлемых решений.
Наши дети растут, расширяется круг их общения, появляются проблемы большие и маленькие, решаемые легко и трудноразрешимые.
Кризисные ситуации лежат в основе взаимоотношений людей. Если сфера взаимоотношений нарушена, это возвращается кризисом, стрессом и иногда трагедией. Как учится ребенок, постигая науку жизни, так учатся и родители, постигая науку воспитания.
Мы должны помнить о том, что, поступая разумно и справедливо в каждой, даже самой драматичной, ситуации, у нас есть шанс стать счастливыми родителями.
Причины кризиса могут быть самые разные:
развод родителей;
потеря близкого человека;
алкоголизм родителей или одного из них;
межличностный конфликт;
изменение состояния здоровья;
проблемы с внешностью;
препятствия в достижении поставленной цели и т. д.
Каждая семья по-своему реагирует на кризисную ситуацию. Но экстремальная психология выделяет три стадии реакции человека на стрессовые условия жизни:
– тревога, страх, смятение, шок;
– сопротивление, стремление адаптироваться и преодолевать трудности;
– истощение и уход от решения проблемы.
Родители должны помнить, что кризисная ситуация, связанная с ребенком или семьей в целом, не рассосется сама по себе, она требует активного вмешательства для ее разрешения. Для этого нужно пользоваться услугами специалистов, читать литературу, учиться разрешать конфликтные ситуации.
Родители должны помнить, что конфликтную ситуацию нельзя решить следующими мерами:
– угрозы, указания, приказы;
– навязывание ребенку вариантов выхода из ситуации;
– морализаторско-менторские поучения;
– гнев, раздражение.
2. Анализ анкет родителей
Классный руководитель анализирует анкеты учащихся и родителей и обращает внимание на те пункты, которые вызвали самые большие затруднения родителей и детей. (Анкеты см. в приложении 1.)
3. Краткая лекция школьного психолога по проблеме родительского собрания
В данной публикации лекция сокращена.
Вывод. Одно из основных условий конструктивного разрешения конфликта – открытое и эффективное общение конфликтующих сторон.
Польский психолог Ежи Мелибруда дает ряд советов, как себя вести в конфликтной ситуации.
Этапы преодоления конфликта:
1. Определение сущности проблемы.
2. Определение основной причины конфликта. Подумать и о том, может ли конфликт повториться в будущем.
3. Поиск возможных путей разрешения конфликта (проявить гибкость и способность к компромиссу, подумать, что мог бы сделать я сам и мой партнер, каковы наши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта).
4. Принятие совместного решения о выходе из конфликта.
5. Реализация совместно намеченного способа разрешения конфликта.
6. Оценка эффективности усилий, предпринимаемых для разрешения конфликта. Если конфликт не удалось разрешить, необходимо вновь предпринять все возможные шаги для его разрешения, не зацикливаться на своих позициях, а, проявляя упорство и добрую волю, искать новые пути выхода. Найти совместные решения помогут общение, дискуссия, откровенные обсуждения, снимающие многие спорные вопросы, породившие конфликт.
4. Родительский практикум
Методика проведения ролевой игры «Почему бы вам не… Да, но…»
Цели: выработка коллективного мнения по поводу тактики семейного воспитания, обмен опытом воспитания детей, решения конфликтов с детьми.
Все присутствующие образуют 3-4 микрогруппы (каждая из которых получает роль, например: «педагоги», «дети-сверстники», «родители, которым нужен совет», «родители, которые могут дать совет». В течение игры микрогруппы меняются ролями. Начинают игру «родители, которым нужен совет». Представитель этой микрогруппы сообщает всем присутствующим о том, что в поведении сына или дочери беспокоит его больше всего или какой конфликт случился у него в семье с ребенком, и просит помочь ему советом. Каждый, кто берется помочь советом, должен начинать свое высказывание со слов «Почему бы вам не…». Но группа «родителей, которым нужен совет», даже если видит рациональное зерно в совете, отвергает его (ведь в каждом совете есть слабое место), начиная соответственно свое высказывание словами «Да, но…». Каждая игровая группа предлагает свои идеи (советы) от имени тех персонажей, которых они играют. Нужно помнить о том, что собрались действительно единомышленники, желающие помочь. На заключительном этапе игры ведущий спрашивает у группы «родителей, которым нужен совет»: «Какие советы ваших помощников действительно могут вам помочь в решении ваших проблем?»
После ролевой игры можно провести дискуссию-анализ. Для дискуссии могут быть предложены следующие вопросы:
– Какие конфликты возникают чаще всего в вашей семье и почему они возникают?
– Как вы ведете себя в конфликтной ситуации?
– Каким образом вы даете понять ребенку, что он не прав?
– Как вы даете понять ребенку, что он прав?
– Способны ли вы принять точку зрения ребенка?
– Способны ли вы аргументировать не принятую вами точку зрения ребенка?
– Какие формы поощрения и наказания ребенка вы используете в своей семье?
– Расходятся ли ваши формы наказания детей в семье?
– Скрываете ли вы от мужа или жены проступки собственных детей?
Во время практикума можно предложить разыграть ситуации (см. приложение 2).
5. Подведение итогов
Классный руководитель предлагает родителям «выбросить» те методы и приемы воспитания, которые могут привести к кризисной ситуации в семье. Для этого он раздает всем конверты и листы бумаги.
Родители должны обдумать все то, что они услышали в ходе родительского собрания, а затем изложить на своем листочке бумаги все то, что они хотели бы выбросить и забыть как средство воспитания своих детей.
Родители заполняют свои листочки и заклеивают их в конверты, классный руководитель предлагает прочитать эти листочки на последнем родительском собрании в 11-м классе, когда ребята будут уходить из школы.
В конце собрания обсуждаются «Заповеди воспитателя».
1. Никогда не воспитывайте ребенка в плохом настроении.
2. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.
5. Не пропустите момент, когда будет достигнут первый успех.
6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.
7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.
8. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность (улыбнитесь, прикоснитесь).
9. Воспитание – это последовательность целей.
10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
Приложение 1
Анкетирование родителей
1. Переживали ли вы когда-либо кризисную ситуацию?
2. Можете ли вы сказать, с чем она была связана?
3. Считаете ли вы, что ваш ребенок не может быть застрахован от переживаний, стрессов и кризисов?
4. Как вы думаете, нужно ли ребенку помогать выходить из кризиса своими силами или обращаться за помощью к специалистам?
5. Может ли ваш ребенок переживать кризисную ситуацию?
6. Как вы будете помогать своему ребенку, если это случится?
7. Может ли школа стать причиной кризисной ситуации в жизни ребенка?
8. Считаете ли вы, что эта проблема должна обсуждаться на родительском собрании?
9. Кто может помочь семье в кризисной ситуации?
Анкетирование учащихся
1. Как ты понимаешь слово «кризис»?
2. Может ли человек переживать кризисную ситуацию?
3. Что может стать причиной кризисной ситуации?
4. Как нужно преодолевать кризисную ситуацию, если она с тобой произошла?
5. Может ли семья помочь пережить кризисную ситуацию?
6. К кому можно обратиться за помощью в кризисной ситуации?
Приложение 2
Ситуации для родительского практикума
Ситуация 1. Ваш ребенок не нашел себя в новом классном коллективе, но школа хорошая, у ребенка большие перспективы после обучения в этой школе. Однако он требует от вас разрешения на возвращение в свою школу.
Ситуация 2. С вашей дочерью происходит нечто невообразимое: перестала есть, не подходит к телефону, не желает выходить из своей комнаты. А вчера заявила, что не хочет жить…
Ситуация 3. Ваша семья глубоко переживает потерю любимой бабушки. Но ваш ребенок переживает эту потерю на высоком эмоциональном уровне. Это сказывается на поведении подростка и его общении.
Ситуация 4. Вы развелись, ваш муж построил новую семью, ваш ребенок не желает общаться с отцом, отвергая все его предложения и материальную помощь. При этом ребенок меняется на глазах физически и психически.
Ситуация 5. Вы узнаете о том, что ваш ребенок в компании сверстников принимает легкие наркотики. До этого вы заметили, что изменились его настроение, стиль общения с семьей и сверстниками, он перестал ходить в школу, общаться с близкими друзьями.
Галина НОВИКОВА,
учитель химии и биологии, классный руководитель 6-го класса средней школы
с. Ярославка,
Республика Башкортостан
Комментарии