search
main
0

Угроза статусу. Даже самые нужные и прогрессивные перемены принимают не все, не всегда и не во всем

Компьютеризация охватывает все больше образовательных учреждений. Но вот интересная деталь: не всегда на столе у руководителя стоит компьютер, причем не только потому, что техника в дефиците, а потому, что не всегда руководитель может работать на компьютере. При этом все руководители бодро рапортуют об уровне и масштабе компьютеризации, говорят об этом в своих докладах и отчетах о пользе информационных и компьютерных технологий. Видимо, налицо явление, когда новация принимается с трудом или вообще отвергается в силу представлений о том, как должен выстраиваться учебный процесс. Об этом феномене рассуждает доктор педагогических наук, профессор Константин УШАКОВ.

– Так уж сложилось, что мы живем в эпоху перемен и приходится относиться к этому как к данности. Происходящих вокруг изменений может быть достаточно много. Но уклониться от них возможно далеко не всегда. Ну что с этим поделаешь? Хотя при этом следует иметь в виду тот факт, что у человека ограниченный ресурс приспособления к изменениям. Иначе говоря, в определенный промежуток времени мы в состоянии эффективно приспособиться к ограниченному количеству изменений. Если этих изменений больше, то мы начинаем игнорировать их, продолжая работать так, как делали это раньше. Конечно, уровень приспособления у разных людей неодинаков. У кого-то выше, у кого-то ниже, но предел есть у каждого, и тут все зависит от типа изменений.

Вообще люди не очень любят изменения, и на то есть весьма серьезные основания. Угрозы, которые несут с собой изменения, удручающе разнообразны, их можно свести как минимум к следующим группам:

Угроза статусу – в новой ситуации человек может оказаться недостаточно некомпетентным, это станет заметно для окружающих, что может изменить формальное или неформальное положение человека в организации.

Угроза отношениям – изменения в отношениях появляются потому, что при неких изменениях кто-то получает больше или меньше власти, больше или меньше признания, меняется положение людей относительно друг друга, кто-то начинает пользоваться повышенным вниманием со стороны руководства и так далее.

Угроза дополнительной работы возникает практически во всех возможных случаях.

Угроза незнакомой работы – любое изменение предполагает, что кому-то придется делать не просто дополнительную, а незнакомую, непривычную работу.

Но тем не менее наступает момент, когда изменения входят в повседневную жизнь сотрудников, становятся ежедневной рутиной. Для того чтобы это произошло, нужно время. Приведу пример из собственной жизни. В академии, где я заведую кафедрой, мне пришлось принять участие в масштабном проекте повышения квалификации заведующих районными отделами образования России. Поскольку их было более 2500 человек и это был заказ бывшего Министерства образования, академия отнеслась к этому очень серьезно, было даже закуплено оборудование – компьютеры и связанные с ними проекторы, позволяющие для большой аудитории (а в каждой группе было около двухсот человек) демонстрировать слайды на большом экране. Лекторам, которые были отобраны для участия в проекте, предложили освоить эту технику, научиться создавать так называемые презентации – набор слайдов, отражающих основное содержание читаемого курса.

Надо сказать, что во мне достаточно сильны привычки школьного учителя, и я вполне уютно чувствовал себя у доски только с тряпкой и мелом. Нареканий на качество моих лекций не было, о чем я не преминул сообщить ректору, пытаясь доказать ему, что это не очень целесообразно: вот так вдруг в короткое время перейти к новой технологии. Я, пожалуй, попробовал почти все способы оказания сопротивления, но ректор был настойчив.

Причины моего сопротивления были мне самому понятны: во-первых, привычка, во-вторых, я понимал, что в создании презентаций помогать мне никто не будет (учиться и делать все придется самому: рисовать с помощью компьютера слайды, отбирать для них материал и так далее); в-третьих, не хотелось выглядеть беспомощным перед аудиторией, а ведь это «железо» по ходу лекции могло сломаться, я мог нажать не ту кнопку.

Но тем не менее после многократных напоминаний ректора я понял, что он не отступит и делать все мне придется. Когда я понял это, то стал размышлять, какую пользу лично мне это может принести. Во-первых, близкое знакомство с машиной мне явно не повредит, ведь в принципе я вполне квалифицированно умел использовать компьютер как пишущую машинку, но время от времени хотел использовать и другие его возможности, но на освоение других функций у меня всегда не хватало времени. Во-вторых, по моим расчетам, это должно сэкономить около 30% лекционного времени, что кстати, поскольку материала у меня много, а времени всегда мало. В-третьих, возможно, впервые за многолетнюю профессиональную преподавательскую карьеру я окажусь не обсыпанным с ног до головы меловой пылью. Словом, некоторые плюсы я все же нашел.

После этого я пошел за консультацией к компьютерщикам, где мне показали все, что требовалось. Все оказалось не очень сложным (я попробовал все сам – и получилось!) и даже занятным. Посоветовался с коллегами и сделал вполне пристойную презентацию курса, затем использовал ее раз в неделю в течение трех месяцев. После второго-третьего занятия навык использования слайдов закрепился и, похоже, даже вошел в привычку. Во всяком случае, когда однажды мне забыли поставить в аудитории соответствующую аппаратуру, я почувствовал себя настолько неуютно, что предпочел потерять некоторое время, но все-таки дождаться, когда ошибка будет исправлена.

Но интересно, чем дело закончилось. А закончилось оно тем, что я привлек к работе на кафедре высококлассных программистов и компьютерщиков, с ними мы сумели создать такие программы, которые позволяют поднять организацию работы руководителей образовательных учреждений на новый уровень. Мы предлагаем им пакеты электронных материалов, которые дают возможность для получения необходимой информации. Но и это еще не все.

Как-то, гуляя с внуком, я решил сделать ему подарок и купил игру-стратегию. Внук играл в нее три месяца, я – год, потому что увидел в логике построения этой игры логику построения обучающих курсов для директоров учебных заведений. В конце концов такие курсы были созданы, и теперь у каждого руководителя образовательного учреждения есть шанс пройти повышение квалификации прямо на своем рабочем месте и, более того, протестировать самого себя, оценить уровень своей переподготовки, повышения квалификации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте