12-й класс
Счастливые часов не наблюдают
“Как читают ваши дети?” – спрашивают друг друга учителя.
Волнуются родители. Администрация подсчитывает слова по минуткам
это естественно. Чтение – руль, ведущий предмет в школе. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением математических задач.
Чтобы дети хорошо читали, надо, чтобы они имели для этого возможность. Главное для чтения – время! “Не читал”, “Не учил” – такого у нас в классе не бывает. Или совершенно редкий случай – ЧП. Если бы иногда не приходилось заменять уроки в других классах, наверное, считала бы, что так везде. Но бывает так:
– Иванов, иди отвечай домашнее задание.
– А я не готовил!
– А ты, Сидоров!
– И я не читал!
– Петров?
– Не нашел книгу…
И тогда мы, учителя, возмущаемся: “Ничего не хотят делать!”
Не хотят? А может быть, не хватает времени на все уроки? Уверена в последнем. И не телевизоры здесь виноваты. Письменные задания, которые даются в день обьяснения нового материала, не обеспечиваются главным – оперативностью, самостоятельностью выполнения. Средние,тем более слабые ученики (а это 50% класса) выполняют их с трудом. Переписывают домашнее задание под нажимом родителей. И тогда чтение, а в старших классах и все устные предметы, остается в загоне: выполняется кое-как. Отсюда и отговорки: “Не учил”, “Не готовил!”, “Не нашел книгу!” (на уроках внеклассного чтения).
О времени на главный предмет – чтение – надо позаботиться сразу, как только дети пришли в первый класс. Указания Министерства образования об освобождении учеников первых классов от письменных домашних заданий в I полугодии я выполняю не по приказу, а по убеждению. Наши дети в первом полугодии получают только одно задание – читать!
И вот все дети громко и хорошо читают, отвечают с удовольствием. Читают с места. Учитель – у стола. Значит, надо говорить громко, четко. Иногда на уроках остается 5-7 минут свободного времени. Это время свободного общения. Можно рассказать об интересной книге, прочитать сказку. Это помогает детям не только развить речь, но и лучше узнать друг друга, расширить кругозор, пополнить нравственный опыт.
Еще один немаловажный вопрос: следует ли ребенка-дошкольника учить читать?
В школе, конечно, научат. Но ребенку, который идет первый раз в первый класс, сразу приходится включаться в напряженный ритм школьной жизни, который, надо заметить, в последние годы заметно убыстрился. Умение читать поможет ребенку. С самых первых уроков он будет активным, уверенным в себе.
Но как сделать так, чтобы ребенок пошел в школу уже читающим? Я бы ответила просто: не специально учить читать, а постоянно поддерживать интерес ребенка к чтению, который изначально (всем известно) зарождается у малышей очень рано. Уже в полтора-два года все мамы показывают детям книжки с обилием картинок и прочитывают малюсенькие тексты. И каждый ребенок этого возраста просит читать и читать, часто одну и ту же сказку может слушать с интересом много раз. Но в школу дети приходят с разными навыками чтения. Почему? Все от дома: в одних семьях терпеливо поддерживают зародившийся у ребенка интерес к чтению, в других – как только малыш затопал, зашагал, направляют его на “самостоятельность”: сам читай, вон сколько книжек! И остаются от книжек рожки да ножки. А в школе такого ребеночка уже не усадишь за книжку (жалуются мамы, те же мамы).
Понятно, что в режим дня ребенка, который готовится к школе, нужно включить ежедневное чтение книг. Хорошо, если родители почаще просят ребенка пересказать только что прочитанный рассказ, сказку, просмотренный фильм, спектакль. При этом взрослый, слушая детей, поправит ошибки в неправильно произнесенном слове, в построении неудачной фразы.
Не менее важно, чтобы при чтении той или иной книги, рассказа, стихотворения родители обращали внимание детей на автора произведения. И, конечно, неоценимую помощь окажут своим детям те мамы и папы, которые постепенно будут собирать детскую библиотеку дома. Уже в 1-м классе к урокам внеклассного чтения ученики получают задание: найти книгу того или иного автора и принести ее в класс. Школьная библиотека не справляется с обеспечением всех ребят книгами одновременно, районная – часто далеко от дома. Поэтому в лучших условиях оказываются те дети, которые найдут нужную книгу под рукой.
Но вернемся к чтению в школе. Сейчас снова заговорили о шестилетках. Кстати, мои шестилетки в этом году выходят из 11-го класса на год раньше. Это они подсказали в свое время глубокое опережение: из первого в третий! По норме дети – шестилетки должны к концу первого года читать 25-28 слов в минуту. А вот наши показатели – по списку классного журнала: 34, 51, 34, 59, 41, 60, 80, 100, 61, 45, 62, 64, 70, 40, 31, 31, 51, 42, 34, 38, 28, 45, 43, 41, 34…
Наконец, в последние годы своей практики я предпочитаю открывать первый класс с подготовкой к школе. Дети приходят на занятия один раз в неделю на два урочка по 35 минут. Моя книга “Я читаю. Я считаю. Я пишу” подробно об этом рассказывает. Дети начинают систематическое обучение в 1-м классе с книги по чтению, минуя букварь. Ведь многие из нас, учителей, торопят букварный период в первом классе и не радуются, когда из него выходят: “Слава Богу, закончили “Букварь”!” А ведь его можно и целесообразно оставить в дошкольном мире образования. Я думаю, это обязательно произойдет хотя бы к ХХI веку. И тогда нас перестанет преследовать подсчет слов, прочитанных учеником в минутку. Мы начнем наконец учить и учиться по принципу: счастливые часов не наблюдают.
Софья ЛЫСЕНКОВА, народный учитель СССР
Москва
Выбор
Не получается – иди
ы и вправду так думаешь? – мой собеседник, похоже, был искренне удивлен. – Значит, по-твоему, дифференцированный подход в обучении заключается в том, чтобы глупых стараться поднять до уровня умных, обучая их вместе?
– А как же иначе! Мало того, к этому процессу следует подключить самих отличников, пусть помогают своим слабым товарищам, вытягивают их. Ведь именно об этом говорил новатор… Нет, в самом деле, что он, пытается переубедить меня в правильности нашей педагогики?
– Суть всеобуча в том и заключается, чтобы донести базовые знания до всех учеников, – умеренно поучительным тоном, насколько это было возможно при двадцатилетней разнице в возрасте, произнес я, как по писаному. – Что же получается, учить только умных, а других, извините, в шею? Не получается – пошел вон?
– Это возрастное, – поставил диагноз мой наставник, печально улыбнувшись. – Все мы начинаем с этих мыслей, вопрос в том, когда они исчезнут. Представь себе такую картину. С улицы берут десять бомжей, моют, стригут их, бреют. Лучшие врачи лечат их, пластическими операциями возвращают форму груди, цвет лица, исправляют сломанные носы. Знаменитые экстрасенсы кодируют их от алкоголизма, курения, наркомании. Затем ими занимаются спортсмены, имиджмейкеры, репетиторы. Как, по-твоему, выйдет что-нибудь путное?
– Определенно! – несколько обескураженно ответил я. Вот сейчас начнет говорить про то, как все равно эти эксбомжи скатятся обратно в пропасть. Но вираж мысли профессора был непредсказуемо нелеп.
– Да я не о том, может быть, в будущем так и будут поступать со всеми. Парадокс в другом. Вдруг, пока занимались люмпенами, бросив на это лучшие силы, безвозвратно потерянными оказались десятки других, подающих надежды?! Отдать всего себя бездарям – значит ничего не оставить хорошим и талантливым детям. Чем больше общаешься с первыми, тем меньше точек соприкосновения со вторыми. Я бы еще понял, если бы речь шла об индивидуальной работе с человеком, но когда в классе тридцать человек и из них два подающих надежды, двадцать серых лошадок и восемь “оторви да брось”, ты ничего не сделаешь хорошего умным, если распылишься на простофиль.
Слова звучали, как сводка Левитана. Было похоже, что все накипевшее за эти два десятка лет выплескивается лавиной желчи на мою неокрепшую учительскую голову. Мне вдруг стало не по себе: неужели и я вот так же запою через несколько лет работы?
– Позвольте, но логично хотя бы попытаться. Может, наоборот, если бы в школе работало побольше крупных специалистов, ситуация изменилась бы?
– Туалеты можно мыть и “Шанелью”, но лучше – дезинфектантом, а духи использовать по назначению. В нашем труде никто не скажет: “Я специализируюсь на обучении прогульщиков, а он – хамов”.
Положительно, он считает себя “Шанелью”.
Но, профессор, если вам не нравится возиться с серостью, которой большинство, что вас держит до сих пор здесь?
Он был уже у дверей. Кажется, весь разговор ему не терпелось выйти на эту фразу:
– Я люблю работать с заинтересованными, умными людьми. Мало того, я знаю, что это у меня получается хорошо. А что до остальных, то не хочу вас разочаровывать, коллега, но я их просто терплю.
До сих пор передо мной стоит его образ, и как только я теряю интерес к работе, сразу же воссоздаю в памяти наш разговор. Прав ли он хоть на грош? Но так думать, значит, признаться, что я ошибся в выборе профессии.
Доктор Ф╡аус
Мы предлагаем вашему вниманию несколько фондов, чьи программы нацелены на поддержку педагогов, аспирантов, студентов и финансируют исследования в области точных и естественных наук.
Фонд имени Фридриха Эберта
Оказывает помощь партнерам в профсоюзах, науке путем разработки и осуществления проектов в следующих областях: теоретическое и практическое обучение профсоюзных деятелей.
Предоставляет стипендии студентам и молодым ученым во всех областях знания из ФРГ и других стран.
Тел.: (095) 200-67-41, 200-12-81.
Совет по═международным исследованиям и═обменам (АЙРЕКС)
Проводит конкурсы на право получения индивидуальных грантов на проведение научного исследования в области гуманитарных и общественных наук в университетах и исследовательских центрах США на срок от 3 до 8 месяцев.
Гранты предоставляются на проведение коллективных совместных (с участием американских исследователей) проектов по всем гуманитарным и общественным наукам, а также отдельно в области библиотечного и архивного дела.
Тел.: (095) 290-62-33, (095) 290-58-78, (095) 202-44-49.
Программа Фулбрайта по обмену преподавателями
Программа предусматривает годичные стажировки профессоров Российской Федерации по обмену со своими американскими коллегами для чтения лекций и/или проведения исследовательской работы в университетах США и вузах Российской Федерации.
Отбор участников включает три тура:
первоначальное рассмотрение анкет рецензентами по специальности; собеседование на английском языке; окончательный отбор кандидатур отборочной комиссией.
В рамках этой же программы осуществляется отдельная подпрограмма по обмену учителями, по которой на годичные стажировки в США по обмену со своими американскими коллегами будут ездить преподаватели средних школ Российской Федерации.
Тел.: (095) 956-78-07, 956-78-08, 247-23-33.
Программа USIA для молодых преподавателей высшей школы
Программа предоставляет возможность проведения исследований и получения подготовки в университетах США молодым сотрудникам кафедр (не старше 40 лет), преподающим право, экономику, управление образованием и ряд других предметов.
Программа не предполагает выдачи диплома и включает получение опыта профессиональной работы.
Принять участие могут преподаватели в российских высших учебных заведениях, которые свободно владеют английским языком и имеют кандидатскую степень или соответствующий опыт работы. Участие в программе обусловлено обязательным возвращением в свои институты и использованием в них накопленного опыта и знаний. Гранты предоставляются на срок не более 10 месяцев с начала академического года.
Тел.: (095) 956-78-07, 956-78-08, 247-23-33.
Комментарии