Парадоксы
Дамский мозг на═треть “разговорчивее” мужского
Участок головного мозга, отвечающий за речевые функции, у женщин на тридцать процентов больше, чем у мужчин. По информации агентства АПА, к такому заключению пришел после десятилетних исследований профессор Джон Хэрасти из университета в Сиднее. Иными словами, исследователь утверждает, что женщины более разговорчивы не из-за особого устройства психики, а из-за особого строения головного мозга. Агентство также отмечает, что результаты исследований тем более интересны, если учесть, что обьем и вес мозга у женщин гораздо меньше, чем у мужчин.
Предрассудки
Шотландцы считают, что инопланетяне похожи на волынку
Исследователь НЛО и пришельцев из космоса – американский ученый Патрик Хюйг. Он проанализировал представления людей о пришельцах за последние пятьдесят лет и пришел к выводу, что сейчас большинство землян представляет их как маленьких серых человечков с огромными овальными глазами. По мнению ученого, на формирование образа пришельца большое влияние оказывают время и страна. Например, после первой высадки людей на Луну в Америке инопланетян стали представлять как астронавтов. В Шотландии же пришельцы имеют подозрительное сходство с волынкой.
Этим летом начнут раскапывать кладбище динозавров
Томские археологи этим летом приступят к раскопкам в районе деревни Шестаково (Кемеровская область), где в 1995 году было обнаружено большое количество останков динозавров. Как сообщил сотрудник кафедры палеонтологии Томского университета Сергей Лещинский, в 1995 году в районе деревни Шестаково студенты ТГУ обнаружили останки мамонта. Позже там же были найдены черепа ящерицеобразных, останки черепах и рыб, а также динозавров – завроподов и пситтакозавров, живших 100 млн. лет назад. Кладбище динозавров сохранилось до наших дней в нетронутом состоянии.
Выпуск подготовлен по материалам NNS и═”Interfax-Евразия”
Социум
Девочек-отличниц – половина, женщин-академиков – полтора процента
Неравенство начинается c фразы: “Женщина должна быть аккуратной, а мужчина – умным”
Особое место в науке? – это смешной вопрос…
Женщины занимаются наукой столь же долго, сколь и мужчины. По крайней мере имя женщины-инженера мы знаем уже по древнеегипетским источникам. Ее звали Эн-Хеду-Анна (или как-то в этом роде), и жила она около 2350 года до нашей эры. Правда, чем именно она занималась, источники, к сожалению, не сообщают.
Каждый год тысячи молодых женщин заканчивают вузы и идут работать в научные организации. Спроси их: а женское ли это дело – наука, и они в ответ засмеются, а то и обидятся. Они не любят говорить о своем особом положении в научном мире, считая, что такие вопросы сами по себе ставят их в подчиненное положение и даже унижают. Ученых – и мужчин, и женщин – обьединяет особый образ мысли. По их мнению, научные результаты не знают пола.
Российская академия мужских наук
Однако среди 442 действительных членов Российской академии наук всего шесть женщин. Членов-корреспондентов ненамного больше – 15 из 604. Значит ли это, что в науке женщины не способны достичь вершин? Нет, конечно. Женщины получают и многочисленные научные премии, и другие высшие научные награды. Среди женщин-членов нашей академии есть химики, историки, микробиологи, психологи, механики… Нет никаких оснований сомневаться в их квалификации.
И все же к ученым женщинам у нас относятся с некоторым подозрением. Особенно если те достигают высоких научных результатов. Российский научный мир и по сей день остается по преимуществу мужским сообществом. И как бы мы ни гордились нашими академическими традициями, следует помнить, что традиция сама по себе – не благо. Настороженное отношение к женщинам – лишнее свидетельство того, каким в сущности консервативным институтом оказалась наша прославленная академия. Консервативная по образу мысли – ведь новые члены РАН избираются тайным голосованием.
В Российской академии образования ситуация не столь крайняя: все-таки педагогика – традиционно более “женская отрасль”. Но все равно среди академиков РАО мужчин больше двух третей. При этом, например, в одном из журналов РАО “Вопросы психологии” статей, принадлежащих женщинам, как минимум половина.
Феминистки любят говорить – “Нет просто науки, есть история женская и история мужская”. Наверное, этот взгляд слишком радикален, но по крайней мере отображение мира только мужчинами – однобоко.
Нобелевские лауреатки: путь одиночек
Недооценка научной роли женщин – беда не только “патриархальной” России. Решение о присуждении Нобелевских премий принимается Шведской академией наук. Однако в длинном списке ученых, получивших эту самую престижную в мире награду, женщин – от силы несколько процентов. При этом большинство из них прошли через непонимание окружающих, получая порой ярлык “белой вороны”.
Характерный пример – американский генетик Барбара Мак-Клинток, получившая в 1983 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Награда ей была вручена за открытие так называемых транспозирующих генетических систем. Члены Нобелевского комитета охарактеризовали ее как “одиночку”. Большинство своих исследований она проводила одна. Ее отношение к работе характеризуется фразой “Главное – это то, что вы забываете о себе”. Личная жизнь Барбары тоже напоминала отшельническую – она никогда не была замужем.
Свое открытие Мак-Клинток сделала еще в 40-50-х годах, исследуя наследственные признаки кукурузы. В 1950 году она представила доклад о подвижных генетических системах на симпозиуме в Колд-Спринг-Хаборе. Докладу не придали особого значения. Во-первых, гипотеза о подвижных, “транспозирующих” генах нарушала существовавшую тогда догму о генах как о стабильных элементах хромосом, а во-вторых… докладчиком была женщина. Барбара испытала вполне справедливое разочарование и на долгое время отошла от научной работы. Лишь через тридцать лет ее заслуги были оценены Нобелевской премией.
Другая нобелевская лауреатка – Дороти Ходжкин – получила в 1964 году премию по химии за открытие структур кристаллов пенициллина и витамина В13. Кристаллами она увлеклась еще в средней школе, однако в те времена (конец 20-х годов) в Англии химию изучали только мальчики. Дороти стала одним из немногих исключений. Открытия Ходжкин в буквальном смысле слова спасли жизнь многим людям. Кто знает, насколько бы еще продвинулась медицина, если бы представительницы прекрасной половины человечества получили доступ к естественнонаучному образованию тогда же, когда и мужчины…
Представлять свой пол в полном одиночестве пришлось и американскому биофизику Розалин Ялоу (Нобелевская премия по физиологии и медицине за радиоиммунное исследование гормонов, 1977). Когда Розалин была приглашена преподавателем в Инженерный колледж Иллинойского университета, она оказалась единственной женщиной на курсе из 400 студентов.
Когда работа бездарна, хвалят аккуратное оформление
Как решить проблему диспропорции женщин на руководящих постах? В последнее время на Западе (особенно в США) появилось много сторонников директивных методов борьбы за равноправие полов – “У вас среди руководителей всего четверть женщин?! Будьте добры, обеспечьте гражданские права – увольте часть мужчин”. Но нормативное предписание “уважать женщин” вряд ли прибавит комфорта в коллективе и вызовет естественное отторжение.
Очевидно, обеспечивать движение женщин в науку нужно еще со школьной скамьи. Ведь в школе количество девочек-отличниц и хорошисток не меньше (а то и больше), чем мальчиков, а академиков… Многие психологи считают, что современное среднее образование порой душит научное творчество девочек. Старая шутка гласит, что, когда научная работа сделана бездарно, рецензенты хвалят аккуратное оформление. В каждой шутке есть лишь доля шутки. Во время дискуссии о половом воспитании в школе часто раздается фраза: “Нужно научить девочек быть аккуратными – это и есть половое воспитание”. В итоге еще с “младых ногтей” девочек убеждают в том, что их достоинство – это аккуратность, а мальчиков – ум. Может быть, в этом кроются истоки столь низкого присутствия женщин в высших эшелонах науки?
Петр ДЕЙНИЧЕНКО,
Григорий ТАРАСЕВИЧ
Кафедра
Я бы в горняки пошел, пусть меня научат
И учат. Еще до поступления в Горный университет. В лицейских классах
Сегодня много говорят о том, что настоящей преемственности, как и раньше, между высшей и средней школой не существует. А некоторые эксперты даже утверждают, что в нынешних социально-экономических и политических условиях эта взаимосвязь просто невозможна. Но практика нашего университета доказывает другое. За шесть лет работы факультета довузовской подготовки мы накопили немалый опыт сотрудничества со средними школами. Несколько слов о нашем университете. Мы ввели у себя многоуровневую структуру высшего образования: базовое можно получить за четыре года, а высшее специальное – за пять-шесть лет. Готовим специалистов по разным направлениям, начиная от автоматизированных систем обработки информации и управления и заканчивая технологией художественной обработки металлов. Спрос на наших выпускников, несмотря на спад производства в стране, негативные экономические процессы, растет. Молодые специалисты без труда находят работу. Впрочем, лучшим доказательством успехов служит все возрастающий конкурс в наш вуз.
Основные наши абитуриенты приходят из 16 средних школ, расположенных в 11 горняцких регионах России и Казахстана, а также из 19 школ г.═Москвы и Московской области.
Шесть лет назад приказом Госкомитета СССР по народному образованию у нас был организован факультет довузовской подготовки. Мы заключили договоры со средними школами о создании на их базе лицейских 10-х и 11-х классов, направленных на МГГУ. В 10-й класс набирались учащиеся по результатам собеседования или письменного тестирования по профильным дисциплинам – математике и физике.
Соответствующие кафедры МГГУ разработали для школы не только учебные программы по математике, физике и информатике, но и учебные пособия. Занятия в 10-х лицейских классах проводят школьные педагоги, а вот методическую помощь оказывают преподаватели Горного университета. Отбор десятиклассников в 11-й класс проводится по результатам успеваемости. Начиная с 1 сентября весь учебный год одиннадцатиклассники-москвичи 2 полных дня в неделю проводят в нашем университете, где изучают математику и физику (соответственно по 5 часов в неделю), информатику (2 часа) и “Введение в специальность” (1 час). Занятия ведут университетские преподаватели. Ребята свободно пользуются нашей библиотекой, дисплейными классами и учебными лабораториями. Кстати, все образовательные услуги оказываются бесплатно.
В конце учебного года одиннадцатиклассники в стенах университета сдают единые экзамены по математике и физике предметной экзаменационной комиссии, состоящей из числа профессорско-преподавательского состава университета и учителей базовых школ. Результаты этих экзаменов заносятся в протоколы предметных комиссий и передаются в школы. По решению педсовета эти оценки могут быть проставлены в аттестат о среднем образовании.
Те, кто выдержал единые экзамены, подают заявление о приеме в университет и о засчитывании результатов совмещенных экзаменов в качестве вступительных. Таких выпускников базовых школ мы зачисляем по конкурсу на каждую конкретную специальность в соответствии с общим количеством баллов, набранных по единым экзаменам.
Кроме Москвы, наши лицейские классы организованы в средних школах городов Венев и Щекино (Тульская обл.), Старый Оскол, Железногорск, Воскресенск, Гуково, Костомукша, Удачный и Айхал (Республика Саха-Якутия), Джезказган (Республика Казахстан). Сюда несколько раз на протяжении учебного года выезжают преподаватели университета. Они проводят занятия с учащимися 11-х лицейских классов по математике и физике, а затем в июне выездная комиссия на местах принимает единые экзамены по этим профильным дисциплинам.
Координирует всю работу с лицейскими классами учебно-методический совет по довузовской подготовке, который возглавляет первый проректор университета академик Б.А.Картозия.
45 процентов всех поступавших в МГГУ закончили лицейские классы. Думаю, что и в этом году мы получим хорошее пополнение.
Опыт работы факультета довузовской подготовки с лицейскими классами показал, что ранний отбор учащихся и ранняя профилизация, а также проведение занятий по профильным дисциплинам в стенах университета помогают решить проблему качественного набора. К нам приходят ребята, которые уже всерьез определили свой профессиональный путь. Может, поэтому и процент отсева среди них такой низкий – всего 3-4 процента.
Мы уже отработали организационные методы со старшеклассниками. Сегодня вопрос стоит о том, как повысить мотивацию школьников к получению высшего образования. С другой стороны, стремимся более качественно оценивать знания выпускников лицейских классов по математике и физике. Для этого разработали и вводим тестовую оценку знаний. Будем создавать новые учебные пособия и повышать психолого-педагогическую подготовку университетских преподавателей, которые работают со школьниками.
Ю.ПУХОВ,
декан факультета довузовской подготовки Московского государственного горного университета, профессор
Комментарии