search
main
0

УГ номер 8 (4 марта 1997)

Любовь Соколова:

“Без любви не прожить…”

дивительно, что именно эту женщину ее родители прозорливо нарекли Любовью. Те, кому выпало счастье общаться с ней, по имени-отчеству не называют. Просто зовут мамой Любой. Потому что среди более чем двухсот ее ролей в кино – великое множество матерей. И потому, что за пределами экрана она как бы обобщение вселенской любви к людям, символ доброты и милосердия, теплой отзывчивости и заинтересованности в душевном состоянии каждого, с кем ее так или иначе сталкивает жизнь.

Если бы я умела писать стихи, то непременно посвятила бы ей самые драгоценные и выстраданные строки, ей, неповторимой маме Любе…

А пока мы сидим у нее в комнате, которую так и тянет назвать светелкой, и рассматриваем старые фотографии, перелистываем страницы большого альбома. На них – Соколова в ролях, сыгранных на сцене драмтеатра в Потсдаме, где она замечательно работала после окончания ВГИКа пять лет. Шурка – в “Егоре Булычеве и других”, Любушка-горбунья – в “Последних”, Поленька – в “Доходном месте”… Тогда, в начале пятидесятых, она еще только-только прикоснулась к кино, но уже ее первая работа в “Повести о настоящем человеке” запомнилась всем, кто видел этот фильм.

Любовь Сергеевна рассказывает не столько о себе, сколько о тех, с кем довелось ей работать, особенно в начале творческого пути (Кадочников, Смоктуновский, Андреев, Бернес) – сколько их, ее партнеров, о которых она говорит, восторженно светясь: “Наслаждение! Чудесная атмосфера! Настоящая жизнь!” А как она любит бесконечно рассказывать о Сергее Герасимове, своем крестном отце в актерской профессии, или об Александре Столпере, ставшем ее крестным в кинематографе. Вообще Любовь Сергеевна о себе говорит между прочим, ей важны другие, многие и каждый. Такой она человек!

– И все-таки как вы решили стать актрисой?

– А просто. С детства мечтала, когда жила в Иванове. Школьная самодеятельность, домашние спектакли в бабушкиных старых платьях, пела без конца, все хотела Лемешева перепеть. В 10-м классе в драмкружке сыграла Агафью Тихоновну в “Женитьбе”. А наша руководительница, Зинаида Ивановна Королева, сказала: “Нет, тебе не певицей быть. Надо ехать в Ленинград в педагогический институт, может, у тебя потом и другая профессия точно определится…” Ну вот я в Ленинград и поехала, поступила в педагогический институт и вдруг узнала, что Герасимов набирает киношколу. Пошла. И… меня приняли. Даже в фильм сразу пригласили. “Фронтовые подруги”. Но я там не снялась, потому что обиделась на автора сценария, Сергея Михалкова, когда он в кадре спел, как мне показалось, неприличную частушку. Зато потом танцевала на балу в “Маскараде” и была счастлива: все было впереди, я вышла замуж по любви, но тут – война, блокада…

– Тяжело вспоминать…

– Да… В блокаду потеряла мужа и свекровь. Муж на моих руках умер от голода. Работала везде, где были нужны руки и сердце. Потом приехала в Москву, и, добившись приема у министра кинематографии, стала студенткой ВГИКа, который в это время находился в Алма-Ате.

Как она выстояла, эта юная женщина с огромными, добрыми и лучистыми глазами? Она говорит об этом страшно и просто. Но нельзя не понять, что этот жизненный опыт очень помог начинающей актрисе, в которую все больше и больше влюблялись, бесконечно ей доверяя, все, кто видел ее в “Тихом Доне” или “Сереже”, в “Далеко от Москвы” или в “Преступлении и наказании”, в “Пути к причалу” или в “Я шагаю по Москве”, в “Тридцати трех” или в “Иронии судьбы…” Перечислять фильмы бессмысленно. Можно с определенностью сказать, что Любовь Соколова – это живая летопись нашего кинематографа начиная с середины пятидесятых годов и до наших дней. Ее улыбка, увиденная однажды, запоминается навсегда. Ее своеобразный говорок совершенно индивидуален, пластика завораживает, а отсутствие грима не мешает редкостному перевоплощению, которое она сама определяет так: “Надо непременно войти в ритм каждого человека, чей характер, судьбу, заботы и мечты тебе дано прожить… Вот я и стараюсь всегда передать переживание человека, не забывая при этом о сплаве логики и чувства, как учил мой замечательный педагог Борис Бибиков…”

И какая деятельная натура! Вот уж и лет-то не так мало (семьдесят шестой пошел), а на месте ее никогда не застанешь. Замечательная хозяйка (а как готовит!), подвижница во всех отношениях, легка на подьем. Недавняя работа в Театре киноактера, постоянные поездки с творческими вечерами и концертами по стране, бесконечные сьемки (впрочем, она соглашается далеко не на все, что ей предлагают, умеет выбирать), максимум участия в воспитании внучки Маргариты – дочери трагически погибшего несколько лет назад ее единственного сына Коли, поэта и одаренного кинорежиссера, чью картину “Эй, Семенов!” нам еще предстоит узнать… Сколько пережито! Сколько горя выпало на долю ей, несущей людям веру, надежду, любовь!.. Здесь и предательство, с которым тоже довелось столкнуться, когда ее оставил муж, с кем были прожиты лучшие 27 лет жизни… Георгий Данелия… И ведь не ожесточилась, не озлобилась, не замкнулась – по-прежнему распахнута навстречу каждому сердцу, нуждающемуся в ее помощи.

Диву даешься, встречая ее вновь и вновь на экране. Часто роли совсем крохотные, чуть не в несколько реплик, в три-четыре минуты на экране. А цельность характеров поражает. Ювелирное мастерство, высший пилотаж во владении лаконизмом средств.

Если хотите снова убедиться в этом, посмотрите ее недавние и совсем новые работы (не забыв о вернувшейся на экран Асе Клячиной): “Затерянный в Сибири”, “Ваш выход, девушки!”, “Хэлп ми”, “Кровь за кровь”, “Пока гром не грянет”, “Место убийцы вакантно”, “Тринадцатый”, “Риск без контракта”…

– Не люблю сниматься в “кровавых” и эротических фильмах, – сетует мама Люба. – Я хоть и работаю в классике (например, в “Жизни Клима Самгина”), но больше всего тянусь к нынешнему дню. А какой нынешний день мне приходится играть, сами знаете. Недавно с радостью снялась в фильме о прошлом! “Несравненная” – о великой певице Вяльцевой. Конечно, играю маму, это моя судьба, видно… Но я не жалуюсь… Ой, да я еще вам про Шукшина не рассказала! А ведь снималась у него трижды… Какой был талант, чудо! Какое счастье было работать с ним!..

Актеры, ее партнеры, восторженно говорят о маме Любе: “Какое счастье работать с ней! И знать, что рядом всегда такой надежный и чуткий человек…”.

Зная народную артистку СССР Соколову близко немало лет, могу убежденно повторить те же слова.

– И еще один вопрос. А что такое счастье?

– Счастье – это миг, и он неповторим. Счастье – это когда ты видишь, слышишь, ходишь, любуешься, переживаешь, любишь людей и они любят тебя, когда нужна людям и они нужны тебе… Это я совсем недавно поняла, но, если вдуматься, как это точно и необходимо каждому из нас!..

P.S.

Дорогие мои! Дорогие учителя! Читатели “Учительской газеты”! Милые, хорошие женщины! Я знаю, как трудно вам сегодня живется. Знаю, что мужья ваши сегодня остаются без работы и вы тянете на себе весь груз не только школьных, но и своих, сугубо личных, семейных проблем. Чтобы работать в школе, нужно запастись мужеством. Ведь с такими ребятками, как, к примеру, “мой сыночек” из фильма “Доживем до понедельника”, ой как не просто разговаривать. А учить их уму-разуму тем более! Какое колоссальное терпение требуется, чтобы не закричать на ребенка, не обидеть его, когда самой обидно бывает за многое. Дай вам Бог, дорогие мои, здоровья, счастья и любви.

Наталья ЛАГИНА, кандидат искусствоведения, кинокритик

еувядающий Махмуд ЭСАМБАЕВ считает, что никаких безумств из-за женщин не совершал. Женился он рано – в 17 лет (ну уж мы-то с вами точно знаем, что это и есть самое настоящее безумство!) и убежден, что это самый подходящий возраст для подобного рода мероприятий. Молодые родители и детей лучше поймут, и успеют порадоваться, глядя на своих уже взрослых детей и внуков на старости лет. За свою долгую семейную жизнь знаменитый танцор убедился, что “мужчину делает женщина” и что “там, где нет влияния жены на мужа, нет и семьи”.

очетный пограничник, артист, режиссер, писатель, заслуженный сердцеед и бессменный ловелас отечественного кино Александр ПАНКРАТОВ-ЧЕРНЫЙ признался, что безумства совершал всю жизнь и вообще “все безумства мира – из-за женщин”. Однажды на сьемках фильма “Сибириада” он вместе с Павлом Петровичем Кадочниковым стал участником одного из таких безумств. Как-то вечером, отужинав в ресторане гостиницы, они получили приглашение подняться в номер к девушке. И уж совсем было собрались, да обнаружили, что и гостиница, и ресторан уже закрыты. Молодому артисту пришлось карабкаться на 7-й этаж по водосточной трубе. А Павел Петрович стоял внизу и уговаривал милиционера, который настойчиво приказывал нарушителю общественного порядка: “Слезай оттуда! Слезай, хулиган!” – простить юношу, говоря: “Сержант, ну зачем вы так обижаетесь на молодого человека? Это же гусар”.

А если серьезно, то любимец россиянок желает счастья всем женщинам, а особенно педагогам. Возможно, причина такого теплого отношения к учителям – классный руководитель и учитель русского языка и литературы Татьяна Александровна Голынкина, сразу распознавшая в мальчике, писавшем ей вместо сочинений и диктантов стихи, неординарную личность, будущего поэта и ставившая ему за эти “нарушения” пятерки. Как знать, может, в том, что у А.Панкратова-Черного сейчас вышла книга стихов, есть и ее заслуга.

севолода ШИЛОВСКОГО, по его собственному признанию, любовь к женщинам подтолкнула на огромное множество безумств. Но он убежден, что настоящий мужчина никогда, даже на смертном одре, не имеет права говорить об этих невероятных мгновениях. Их не может быть много, но зато силу их воздействия можно сравнить, пожалуй, только с нефтяным фонтаном, который очень трудно заглушить.

Наших женщин Всеволод Николаевич просто боготворит, считая, что никакие женщины мира не смогут выдержать той стрессовой ситуации, в которой пребывают наши представительницы слабого пола. И глядя на них, он думает: “Как же они живут-то?” Может быть, это сегодня и сводит с ума? Что же касается женщин-педагогов, господин Шиловский настаивает: “Это вообще суперженщины!”

Римма ма╡кова:

“Воровать и убивать я могу только на экране…”

еждународный женский день – для одних это повод собрать друзей за праздничным столом, для других – услышать добрые слова, а может, и признание в любви. А у третьих этот день вызывает скорее грустные размышления о нашем сегодня и нашем завтра.

Римма Маркова – популярная и любимая миллионами актриса – смотрит на меня своими огромными глазами, а в них грусть и какая-то обреченность.

“Я верой и правдой 50 лет отработала, снялась более чем в 70 картинах и по всем параметрам должна хотя бы прилично жить. Но я – народная артистка – получаю пенсию 370 тысяч. Воровать и убивать я могу только на экране. Что делать? Мне страшно за молодых, за мою дочь, за ее сына. Вот беру своего трехгодовалого внука, и тут же начинает болеть душа – что же тебя ждет, как ты будешь жить?

Когда я вижу старых людей, роющихся в мусоре, меня охватывает неистовство. А в это время депутаты (сытые, зевающие и жующие) рассуждают о том, как им заполучить московские квартиры. И это от них зависит наша жизнь! Да как вы смеете? Правительство бросило народ, не только педагогов или артистов, а всех.

У нашего поколения все-таки была возможность быть тем, кем ты хочешь. А сейчас все зависит только от денег. Операция на сердце стоит 57 миллионов! А если их нет? Значит, человек должен умереть?

Я считаю, что в правительстве должны быть молодые образованные люди. И у нас такие есть: с мозгами, соображающие, такие, как Явлинский, Немцов. А президентом должна быть женщина, и только женщина. Потому что она мудрее.

Конечно, в нашей стране 70 лет в женщине убивали женщину. От нее требовалось, чтобы она на скаку лошадь останавливала, и сами женщины незаметно превратились в лошадей. А ведь все в этой жизни происходит из-за женщины. Скажите, из-за какой женщины сегодня можно совершить переворот? Зато инфантильных мужчин хоть отбавляй.

И все-таки я верю – все это будет постепенно меняться. Я, может, и не доживу. Но порядочных людей все равно больше. А значит, и надежда еще есть”.

Ирина ГРИГОРЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте