Учительские истории
Две Анны,
или Выстрел накануне Победы
ою первую учительницу звали Анна Николаевна. Мама называла ее на людях Анной, а когда она иногда заглядывала к нам вечером попить чайку с патокой и кукурузными лепешками, по-домашнему Аннушкой. “Заглянуть на чаек” в нашу комнатушку с глинобитным полом в длинном саманном бараке было не так-то просто: надо было пройти через проходную на территорию исправительно-трудового лагеря, обнесенного высоким забором с колючей проволокой. Естественно, посторонних туда не пускали. Хотя лагерники и не были политзаключенными или злодеями-бандитами, а получили свои сроки за украденную с совхозного поля свеклу, за прогул на военном заводе или еще за какие-то нарушения, но по законам военного времени они были “опасными” преступниками.
Наша комната в бараке имела отдельный выход. Она была предназначена для воспитателя, в обязанность которого входило читать заключенным газеты, помогать им писать письма домой или прошения начальству с просьбой о помиловании. За паек, который полагался воспитателю, мама и устроилась работать в этот лагерь, когда нас привезли из блокадного Ленинграда в этот забытый Богом поселок в предгорьях киргизского Ала-Тоо. Мама считала, что ей повезло: в Среднюю Азию переселилось полстраны и найти любую работу было практически невозможно… А здесь давали паек! Три килограмма муки, пол-литра подсолнечного масла, два килограмма патоки. Остальное надо было вырастить самим на двух сотках растрескавшейся от жары глинистой земли: кукурузу, тыкву, огурцы и арбузы.
Вот на этих-то “плантациях” мы с мамой и познакомились с Анной Николаевной, моей будущей первой учительницей. Аннушка выращивала свои урожаи на соседнем участке, делала все со знанием. Киргизы ее считали местной. Она жила здесь с детства, отсюда уехала учиться в педтехникум и сюда же вернулась работать в киргизскую начальную школу. Аннушка свободно говорила по-киргизски, в поселке ее очень уважали.
В киргизскую двухэтажную школку и пошел я учиться. Уроков было немного, два-три в день. После этого Анна Николаевна оставляла нас, троих русских эвакуированных ребятишек, и еще раз обьясняла нам все, что мы только что слышали, по-киргизски. Учила нас считать и писать, учила русскому языку. Помню, рассказывала нам по-русски киргизские сказки. И все это делала так легко и интересно, что мы ничуть не уставали, “отработав” две смены. Ко второму классу мы, русские ребятишки, уже свободно говорили по-киргизски, на уроках все понимали и дополнительно занимались только русским языком.
Как я сейчас могу понять, вспоминая то сложное и трудное время, Анна Николаевна была незаурядным педагогом, хотя и было ей в конце войны всего-то, наверное, лет восемнадцать или девятнадцать…
Когда Аннушка собиралась к нам на чай, обычно говорила: “Скажи маме, что я зайду вечерком чайку попить. Ладно? Ты меня у проходной встретишь?” Так было 8 Марта 1945 года. Это был ее день рождения. Об этом рассказала мне мама после войны, когда я уже стал совсем взрослым. И всегда 8 Марта мы вспоминали Аннушку, сироту, которая почему-то прикипела к нашей маленькой семье в то трудное военное время…
Я встретил Аннушку на проходной в лагерь. Благо, что дежурила у ворот охранник, которую тоже звали Анна: девушка лет двадцати, как и моя учительница. Они были знакомы. В общем-то, в зону посторонним вход был строго запрещен. Моя учительница приходила к нам в гости, когда дежурила Анна.
Не знаю всю историю жизни Анны-охранницы, знаю только, что она жила с парализованной матерью, что они были эвакуированы из Киева. Винтовка, вся военная форма совершенно диссонировали с ее хрупкой, стройной фигуркой, с большими черными глазами и тонким носом. Она картавила, раскатисто произнося “р-р-р”. Тяжелая винтовка, висевшая на плече хрупкой девушки, была почти ей по колено. Чтобы избавиться от раскатистого “эр”, она называла меня Игошей…
Мы пили чай с патокой – моя мама, учительница и я. Наверное, женщины говорили о делах женских, житейских и, конечно же, о том, что вот-вот закончится война. Уже шли бои за Берлин. О чем же еще!
А потом кто-то постучал в дверь. Мама насторожилась: заключенным не полагалось входить в жилища вольнонаемных. Я подошел к двери: “Кто там?” Никто не ответил. “Отойди!” – сказала мама и сама открыла дверь.
На пороге лежал сверток, перевязанный косичкой из сплетенных цветных проволок. Такие косички, только пошире, плели заключенные вместо ремней для брюк… Мама взяла сверток и положила его на стол. Женщины были в недоумении, а я догадался: “Разворачивайте, разворачивайте! Это же подарок!”
В газетном свертке были подарки. Хоть и были они предназначены не мне, но я запомнил их на всю жизнь.
Две дощечки с одинаково выжженными надписями, с диковинным цветком посредине, похожим на розу: “Скоро Победа!”
На обратной стороне маминой дощечки чернилами было написано: “С уважением, ваши зэки”. А на дощечке для учительницы другие слова: “Спасибо, что научили грамоте нашего Игорька”. Я был для этих двухсот молодых и старых мужчин, лишенных свободы по законам военного времени, добрым напоминанием о собственных детях. Они меня по-своему любили и, если можно так сказать, баловали, чем могли.
И еще в этом свертке лежали “шоколадки”: неотбеленные, разделенные на квадратики плитки сахара. Эти плитки делали для фронта на маленьком сахарном заводе в нашем поселке, где и работали заключенные из колонии… Плитки они украли, чтобы хоть как-то выказать свое уважение моей маме и моей учительнице…
В эту же ночь, когда Аннушка ушла от нас домой, забили во всю мощь склянки: повешенный кусок рельсы у входа. Это означало побег – из лагеря убежал заключенный. Всем охранникам надлежало взять свое оружие и идти в розыск убежавшего зэка.
На беглеца уже за поселком случайно наткнулась Анна-охранница. Я думаю, она и стрелять-то толком не умела. Но выстрелила. Она убила молодого парня наповал.
Как знать, может быть, это был кто-то из тех, кто выжигал на дощечках “Скоро Победа!” Или тот, кто выкрал на сахарном заводе две плиточки неотбеленного сахара…
Вот такая грустная история. Тогда мне было всего десять лет. Но я помню ее всегда. Этот выстрел из далекого 45-го всегда звучит в моем сердце…
Уважаемые женщины, будьте счастливы! И пусть никогда не повторится нечто подобное в ваших судьбах.
Игорь АФАНАСЬЕВ
Как доставить учебник на край света
В нынешнем году, впервые за последние два десятилетия, государственным бюджетом не предусмотрены расходы на производство учебной литературы. Сегодня стало ясно — обеспечивать учебниками наших детей в большинстве случаев придется нам самим. Какие же существуют варианты решения сложившейся кризисной ситуации?
Федеральный центр, да и сама сегодняшняя действительность предлагают целый ряд альтернативных способов снабжения школ учебной литературой. Среди них наиболее очевидны следующие: финансирование издания учебников местными органами исполнительной власти (т.н. региональное финансирование – за что в настоящее время и ратует заместитель председателя Правительства РФ А. Лившиц) и тривиальная розничная торговля.
Однако как первый, так и второй способы приобретения учебников встречают на своем пути существенные препятствия: острый дефицит региональных бюджетов, практически полное разрушение товаропроводящей сети, по которой раньше осуществлялась поставка учебной литературы в регионы, спекулятивный характер, который повсеместно принимает “лотошная” книготорговля, а также всеобщее обнищание населения — все эти факторы заставляют задуматься о безрадостных перспективах снабжения наших школ необходимыми книгами.
Если же вникнуть в суть проблемы и попытаться найти иные способы обеспечения учебной литературой наших школьников, то выяснится: с конца прошлого года активно действует еще один, “независимый” (независимый от региональных бюджетов, товаропроводящих сетей и жадности предпринимателей-книготорговцев) путь доставки учебников в отечественные образовательные учреждения. Речь идет о ежемесячной подписке на учебную литературу, которую с декабря 1996 года проводит Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации совместно с Федеральной службой почтовой связи РФ. Данная кампания, по замыслу организаторов, призвана оперативно и по доступной цене обеспечить учителей и школьников необходимой учебной, методической и справочной литературой. Причем наибольшую значимость новый вид услуги приобретает в отдаленных регионах России, куда посредством традиционных способов доставки учебники поступают крайне нерегулярно.
Механизм подписки выглядит следующим образом: в начале месяца во все почтовые отделения рассылается каталог подписных изданий “Учебники”, который в свою очередь доставляется работниками связи в каждую российскую школу. Здесь очень важно, чтобы учитель сумел донести информацию о возможностях кампании по приобретению учебной литературы до своих учеников и их родителей. Подписка на учебники всем классом, всей школой, по мнению организаторов этой акции, поможет решить множество проблем, мешающих сегодня наладить полноценный образовательный процесс.
В настоящее время вышло уже три выпуска каталога. В первом, декабрьском, номере представлено всего 47 изданий, среди которых одиннадцать учебников. Оставшееся место занимают методические пособия, справочники и задачники — вещи бесспорно нужные, но все же не являющиеся предметами первой необходимости в школьной работе, когда не хватает основных учебников.
Второй номер каталога, который появился в школах 1 февраля 1997 года, выглядит уже более солидно — увеличился обьем издания, возросло количество представленных в нем учебников, появились краткие аннотации на учебную литературу.
Что же касается третьего (мартовского) номера каталога, то он, по мнению авторов проекта, должен ознаменовать собой переход на более высокий качественный уровень самой подписной кампании. Здесь будет представлено около семидесяти наименований книг, треть из которых – учебники, входящие в федеральный комплект 1997-1998 учебного года. Более того, особую ценность третьему номеру придают наличие 12 страниц с расширенными иллюстрированными аннотациями на вошедшую в каталог литературу, а также подробные правила оформления подписки и обращение к подписчикам. Все это убедительно доказывает, что каталог “Учебники” за прошедшие четыре месяца накопил значительный потенциал для дальнейшего развития.
Если внимательно ознакомиться с правилами оформления подписки, то окажется, что каталог (постоянно обновляющийся и дополняющийся) будет выходить каждый месяц, за исключением января, июня, июля и августа – времени школьных каникул.
Однако, как и у всякого начинания, у кампании “учебник по подписке” есть свои плюсы и минусы. Итак, начнем с минусов.
Минус первый. В настоящее время ежемесячная подписка регулярно сталкивается с рядом проблем на местах, решение которых напрямую зависит от выполнения работниками почтовых отделений своих обязанностей. Проще говоря, работники почты далеко не всегда доставляют пришедшие им в почтовые отделения каталоги до конечного адресата – в школы. И это несмотря на ряд директивных указаний руководителей почтового ведомства, в которых популярно разьясняется вся важность и социальная значимость проводимой акции. В результате чуть ли не половина учителей до сих пор не знает о самом существовании каталога “Учебники” и соответственно лишена возможности пользоваться всеми преимуществами данной кампании. В таких случаях следует самим учителям взять инициативу в свои руки, прийти на почту и получить каталог.
Минус второй — сроки поставки. Что ни говори, а два месяца с момента получения заказа – это многовато, но диктует это условие время, которое занимает весь технологический процесс сбора заказов, получения и обработки их в издательствах и доставки книг до потребителей.
С минусами, пожалуй, все ясно. Согласитесь, для такого молодого дела, каким является ежемесячная подписка, их не так уж много.
Теперь поговорим о плюсах. Первое и главное преимущество ежемесячной подписки – это возможность приобрести необходимый учебник вне зависимости от внешних факторов. Второе преимущество. Ежемесячная подписка реально решает проблему доставки учебной литературы в отдаленные районы страны. В самой связке “министерство – издательство – почта” заложен значительный потенциал. Теперь в поисках нужных учебников учителю (или родителям) из глубинки не придется ехать за тридевять земель. Учебная литература обретает гарантированный путь в российские школы. Задействование каналов Федеральной службы почтовой связи РФ обеспечивает доставку заказанных книг непосредственно на почтовое отделение, на котором была оформлена подписка. Подписчикам только и остается пойти и забрать свой заказ.
И третье — конечно же, цены. Представленные в каталоге издания значительно дешевле, чем в розничной торговле. Для сравнения возьмем учебник Т. Клементьевой “Happy English” (“Счастливый английский”). К примеру, на московских книжных развалах эта книга продается по 35 – 40 тысяч рублей, в регионах – и того дороже. А подписная цена (с учетом стоимости доставки) на “Happy English” составляет 25 тыс. рублей (почти на 40% дешевле розничной). Если учесть, что на класс таких учебников нужно штук 30, то экономия получается внушительная – тысяч триста пятьдесят как минимум. С другими книгами из каталога “Учебники” та же картина.
Можно произвести расчеты и по-другому. Цена полного годового комплекта учебников для одного ученика, приобретенного с помощью каталога подписных изданий “Учебники”, составит 300 тысяч рублей. В рознице же подобный комплект обойдется от 500 тыс. рублей (Москва) до миллиона рублей (Владивосток), так что его покупка выльется в весьма серьезную, а подчас и непосильную, финансовую проблему для значительной части родителей в России.
Наконец, радует ассортимент представленных в каталоге книг. Все учебники из мартовского номера входят в федеральный комплект 1997-1998 учебного года. Учебно-методическая и справочная литература (контрольные и проверочные работы, справочники, экзаменационные сборники и методички), также присутствующая в каталоге, – сегодня крайне необходима учителю в его повседневной работе; пригодится она и родителям для проверки знаний своих чад. В ближайшей перспективе Министерство образования собирается постоянно пополнять каталог изданиями крупнейших российских производителей учебной литературы.
Итак, сравнительный анализ “плюсов” и “минусов” организованного Министерством образования РФ проекта, именуемого “ежемесячная подписка на учебники”, показывает, что дело это в целом хорошее и перспективное.
Однако подобное утверждение, не подкрепленное оценкой специалиста, имело бы малый вес. Вот что думает по поводу ежемесячной подписки и каталога “Учебники” заместитель министра образования Республики Татарстан Г.Г. Садриев: “Министерство образования России по-настоящему меня порадовало. Татарстан испытывает сейчас серьезные проблемы со снабжением образовательных учреждений учебной литературой. Отсутствие в государственном бюджете на этот год отдельной строки, определяющей прямое финансирование учебного книгоиздания, вызывает у меня серьезные опасения, так как в 1997-1998 учебном году собственными силами мы вряд ли сможем обеспечить школьников даже федеральными учебниками. Я полагаю, что каталог “Учебники” в настоящий момент — наиболее реальный способ разрешить эту проблему. К сожалению, программа ежемесячной подписки носит пока что несколько локальный характер. Более того, мне кажется, что сегодня нет должной обратной реакции на инициативу Министерства образования: многие учителя еще не до конца понимают, какие возможности предоставляет им эта подписка.
Тем не менее с самого начала новая подписная кампания доказала свою жизнеспособность – в декабре мы отправили в Москву уже около двух тысяч заказов. Надеюсь, что в дальнейшем педагогическая общественность займет еще более активную позицию по отношению к новой программе Министерства образования. Главное сейчас – чтобы учителя максимально полно доводили информацию о проводящейся подписке до своих учеников и их родителей.
Необходимо четкое осознание того факта, что ежемесячная подписка – полезное для отечественного образования начинание. Я убежден в перспективности данного проекта и желаю, чтобы он и в дальнейшем успешно развивался. Альтернативные способы снабжения учителей книгами всегда должны быть”.
Итак, региональное финансирование учебного книгоиздания, розничная торговля и ежемесячная подписка Министерства образования РФ – вот, пожалуй, и все варианты, на которые могут рассчитывать сегодня наши школы в вопросе снабжения учебной литературой. Какой из этих способов окажется наиболее жизнеспособным, эффективным и отвечающим требованиям времени, покажет будущее.
Екатерина Ко╡овкина
Комментарии