Школа
В школе – хочешь или не хочешь – только две касты, между которыми пропасть, – учителя и ученики, “бабушки” и девочки с мальчиками.
осле института я сразу попала в одиннадцатый – русская и мировая литература. “Можно мы будем звать вас просто Светочкой”, – приятно улыбаясь, предложили мне рослые, не по летам развитые мальчики. “Пожалуйста, если это не будет вас смущать…” Теперь я в школе уже шестой год, и назвать меня Светочкой никому в голову не приходит.
аверное, я никогда не была настоящим учителем – таким, как надо, как предписывают циркуляры и распорядок школьной жизни. Я сразу же отказалась ставить оценки по литературе. Ладно уж за ошибки по русскому. Но по литературе – это полнейший абсурд! Кто-то думает на “пять”, а кто-то – на тройку! Конечно, никто моих доводов слушать не стал – “у нас тут государственная школа и государственная программа”. Вот и получаются у меня только пятерки, изредка с мелкими вкраплениями четверок. Кое-кто из ребят этим пользуется: “Завтра литература, у Светланы можно не учить, все равно пару никогда не поставит…” Честно скажу, есть такие, может, даже половина. Но другая-то половина учит, пишет сочинения и читает Льва Толстого не из-под палки, а потому, что интересно.
олодые учителя – еще не “училки” в глазах учеников. С нами можно поговорить о литературе, о душе, о смысле жизни и родителях, о сексе, наконец, почему бы и нет… Нам можно пожаловаться, спросить совета и увидеть не маску участия, не притворное внимание, а сопереживающие глаза. Для меня мои ученики – мои друзья. Иногда, мне даже кажется это странным, немножко страшным – с ними интереснее, чем со взрослыми моими друзьями. Те обросли бытом, отяжелели, как корабли с присосавшимися моллюсками. А у ребят столько чистой энергии, силы, идеалов, им только надо помочь, сказать, что их идеи гениальны, и деньги не самое главное, что есть еще душа, творчество, деревья, трава, небо над головой. Об этом с ними нужно поговорить… И необязательно со всем классом. С кем-то пойти вместе в библиотеку, с кем-то проговорить полчаса по телефону, кого-то пригласить в гости. И ничего не бояться! Ведь нет ничего более чистого и святого, чем дружба…
Светлана РУДЕНКО
Луганск
Вкратце
Столичное педобразование
Первые известия о создании столичного Педагогического университета были встречены в Международной конфедерации творческих обьединений учителей (МКТОУ) с огромным интересом.
Создание нового университета позволяет собрать в нем и обьединить вокруг него лучшие психолого-педагогические силы и строить столичное педагогическое образование по-новому, на высокопрофессиональном, столичном уровне.
Наша конфедерация пытается оказывать посильную помощь в его становлении и развитии. Заключила договор о взаимном сотрудничестве, приняла участие в разработке концепции развития университета, привлекает к нему лучшие достижения своих коллективных членов, других педагогических заведений и в Москве, и в различных регионах России и стран СНГ. Пропагандирует деятельность нового учебного заведения, активно участвует в создании при университете банка пединноваций.
МГПУ отметил первую годовщину своего существования.
В марте 1995 года вышло постановление о создании университета, а к 1 сентября были сформированы факультеты, кафедры, лаборатории, укомплектованные специалистами-профессионалами высшей квалификации, разработаны программы учебных курсов, создана завидная материально-техническая база.
Трудно поверить в то, что сделано это за один-единственный год. Сумел университет за этот год и привлечь в соратники авторитетнейших ученых и практиков – Ш.Амонашвили, Э.Леонгард, И.Зязюна, Б.Никитина, С.Лысенкову… Заключил договоры о сотрудничестве с лучшими школами, гимназиями, лицеями, педагогическими колледжами, училищами Москвы, выпускники которых теперь сдают единые – выпускные и вступительные – экзамены.
Аналогичный договор заключен и с иркутской экспериментальной школой N 47 (коллективным членом МКТОУ), которую многие считают сегодня одной из лучших в России. Налаживаются прямые, долговременные связи с Самарским, Полтавским и другими педвузами России, ближнего и дальнего зарубежья. Университет принят в члены Международной ассоциации русского языка и литературы.
Ярослав БЕРЕГОВОЙ, первый заместитель председателя МКТОУ
ТЕМА:
Женщина в образовании
Почему при подавляющем большинстве учительниц и “директрис” из 90 руководителей субьектов Федерации только 13 женщин?
С Россией всегда происходят странные метаморфозы. Одна из них – женский вопрос. С одной стороны, бердяевская идея о женственности русской души (Бердяев отмечал, что душа русского человека женственна, и, может быть, поэтому в России статус женщины в обществе всегда был достаточно высоким. Мать-прародительница, мать-земля, Богородица – вот набор архитипов русского сознания) и утверждение Достоевского о том, что красота (читай, женская) спасет мир. С другой – все руководящие посты в основном занимают мужчины.
Женщины по статистике более высокообразованны, чем мужчины. Работают они чаще всего в банковском деле, экономике, в области права, медицины и сферы услуг. Вдобавок, занимаясь ведением домашнего хозяйства, приобрели значительный управленческий опыт, который необходим для открытия собственного дела. Но, для того чтобы получить работу, а уж тем более пробиться к власти, женщинам обычно приходится демонстрировать лучшие профессиональные качества, чем мужчинам.
Эта ситуация не исключение и для образования. Нередко слышатся сетования на нехватку в школах педагогов-мужчин. Учителя, завучи, директора – сплошь женщины. “Сильный” пол обычно в педагогику идет неохотно. Может, им кажется, что эта стезя не престижна? А уж коли они появляются, то силы по половому признаку распределяются так. Воспитание и обучение, дескать, традиционно их задача, и они полностью передаются дамам, но бразды управления тем не менее остаются в руках мужчин, мол, дело это не женское. И в кулуарах Минобразования РФ, когда туда сьезжаются управленцы из регионов, видны, как это ни тоскливо, одни пиджаки.
По словам Нины Габриэлян, главного редактора феминистского журнала “Преображение”, в сегодняшней, уже сложившейся культуре центральной фигурой является мужчина, а женщина рассматривается как некоторое производное. Мужчина отождествляется с духом, интеллектом, рациональностью, активностью, а женщина – с материей, природой, стихией, пассивностью. Неужели пассивность мешает женщине взобраться на номенклатурный Олимп? Думаю, скорее нежелание расталкивать конкурентов локтями.
И все-таки женщины – руководители региональных управлений образования – появляются. Все они очень разные. Есть и кокетливо-женственные, есть и категорично-властные, есть и по-матерински заботливые. Каждая из них – яркая индивидуальность. Министерством образования РФ разработаны научно-исследовательская программа “Женщины России: проблемы адаптации и развития в новых социально-экономических условиях” и проект “Имидж женщины-лидера”. Значит, можем?!
С прогнозами на этот счет на наших страницах выступают два специалиста, представляющих разные области деятельности, а также такие разные мировоззрения.
Галина СИЛЛАСТЕ, профессор социологии, доктор философских наук, академик Нью-Йоркской академии наук, заведующая кафедрой социологии Финансовой академии при Правительстве РФ, президент международной ассоциации “Женщины и развитие”
Да, в российском образовании женщины представлены очень широко: 81% всех работающих. Это одна из самых феминизированных сфер общественной жизни. А вот женщин-руководителей среди них немного. Почему? Причин несколько.
Матушка Русь все еще остается страной с неискоренимыми боярско-патриархальными традициями: женщин держать, стращать и к власти не пущать! Открыто об этом мужчины-политики стараются не говорить, публичных дискуссий, как правило, избегают, но с помощью бесчисленных чиновничьих приемов дорогу женщинам в большую политику, в том числе и к руководству образованием, перекрывают.
Официальный курс в отношении выдвижения женщин на ответственные посты – декларативный и по существу своему демагогический. Приведу наиболее яркий, я бы сказала, разительный пример. 30 июня 1996 года за несколько дней до голосования во втором туре президентских выборов Президент России подписал Указ “О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субьектов Российской Федерации”. По замыслу своему – превосходный документ. Президент предложил ввести минимальные квоты для замещения женщинами государственных постов. Но не хватило главного: механизма реализации указа на местах и обязательности его исполнения. Результаты – нулевые. Многие специалисты считают и, по-моему, не без основания, что это был не более чем пропагандистский шаг с целью привлечения на сторону Б.Н.Ельцина женского электората.
Был у нас в целом яркий, но, к сожалению, неудачный опыт государственной деятельности политического движения “Женщины России”. Оно провело своих кандидаток в Государственную Думу, создало в ней самостоятельную женскую фракцию. Однако центристская, непоследовательная позиция фракции в парламенте не дала убедительных аргументов в пользу женщин-руководителей. Видимо, не случайно движение и потерпело неудачу на последних выборах.
Многочисленные женские движения в России разобщены, изолированы друг от друга, а иногда и противостоят друг другу. Женщины не выдвигают своих кандидаток на руководящие посты в системе образования, не требуют замены неспособных администраторов и тем самым развязывают руки местным властям.
Вот мы и пришли к печальному итогу: с одной стороны, женщин-педагогов, образованных, талантливых и волевых, у нас много, а с другой – руководят ими, увы, весьма часто посредственности из рядов “сильного” пола, принадлежность к которому является нередко их главным, а то и единственным достоинством. Вот и получается, что прав французский писатель Анри Ренье, утверждавший: “Женщины способны на все, а мужчины – на все остальное”.
Александр АСМОЛОВ, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заместитель министра образования
Для меня вообще сам вопрос: женщина или мужчина стоит у руководства – это не вопрос половой индентификации. Прежде всего за этим вопросом скрывается другой: каков он как лидер. Я могу сказать, что XX век все чаще рождает женщин как лидеров. Я не буду говорить, радостно это или нет. Иногда это грустно. Если бы мы расположили на исторической оси рисунки, символизирующие отношения между мужчиной и женщиной, то скорее всего увидели бы следующий ряд. Где-то средние века: идет нежная, утонченная Она, опустив голову Ему на плечо. Начало XX века – середина его: мы уже видим, что Они идут под руку, голову держат ровно и оба смотрят вперед, на равных разговаривая друг с другом. И, наконец, у меня складывается впечатление, что в XXI век эта пара войдет следующим образом: Она идет, глядя вперед, а Он робко держит ее под руку, положив свою голову ей на плечо. Иными словами, вся динамика развития ведет к тому, как это ни странно, что все более и более во многих сферах жизни мастерами принятия решений, обеспечивающих стабильность культур, являются представители прекрасного пола.
Им бы хотелось быть прекрасными дамами, но не получается. И я всегда в связи с этим вспоминаю стихи Наума Коржавина, поставившего эпиграфом к ним некрасовское “коня на скаку остановит…”:
А годы проходят, и все же,
Как в тот незапамятный год,
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
А ей бы хотелось иначе:
Носить драгоценный наряд…
Но кони все скачут и скачут,
А избы горят и горят.
Вот для меня это стихотворение передает душевный резонанс этой проблемы. Когда я вижу, как мужчины или женщины обсуждают вопрос о власти, я хочу им сказать: вы не для этого родились на этот свет. Вы не для этого пришли, чтоб решать, мужчина или женщина во главе. А пришли для другого. И здесь в развитии культур, в том числе образования, я верю в то, что говорится языком легенд: не женщина и мужчина двигают мир, а мир двигает андроген – когда две половинки, разбежавшиеся по свету или когда-то разлученные, соединяются между собой. Как психолог, я вижу эту проблему так. Есть феномен психологического симбиоза. Он больше, чем просто совместимость. Это когда Он и Она, может быть, Учитель и Ученица, может быть, Муж и Жена, может быть (и это самое прекрасное!), Любимый и Любимая, выступают как одно целое неразрывное существо. И это целое неразрывное существо, когда оно есть, меняет миры, рождая новые. В любом смысле слова. В том числе оно рождает миры и в образовании.
Тому, что редкая женщина доходит до руководящей должности, есть много причин. Если бы я был на месте таких женщин, я бы вскричал: “Господи, подари мне дискриминацию!” Дело в том, что руководитель в образовании – это сегодня не только стратег, а человек, которому приходится преодолевать разные вещи, как правило, совсем не связанные с проблемами образования. Это хозяйственные вопросы, финансирование, отстаивание себя с теми или иными властями… Конечно, есть примеры, когда эти вопросы весьма успешно решает женщина: Любовь Петровна Кезина, которая блестяще их решает в течение многих лет и как стратег, и как хозяйственник. Но это удачное сочетание. Они иногда рождаются, эти Маргарет Тэтчер и Любовь Кезина. Так или иначе культура выносит нам женщин, которые меняют судьбы культур. Мы помним, сколько сделали наши царицы. И когда появляются царицы в образовании – это прекрасно. Но царицы – явление редкое, поэтому руководители в образовании – не частое явление.
Это миф, идущий от Домостроя, что существует женская и мужская психология. Она должна обладать личностными качествами, которые могут быть распределены по-разному. Иногда у мужчины бывает гораздо более загадочная женская душа. Очень сложно основываться только на мотивациях, связанных с принадлежностью к биологическому полу. У меня в книжке “Психология пола” есть большая глава, которая называется “От биологического пола к психологическому полу личности”.
Они достойны восхищения
Известно, что Россия богата талантливыми людьми, среди которых немало женщин. Но что мы знаем о них. На память приходят строки из поэмы Е.Нестеровой “Алена Арзамасская”:
О Жанне д’Арк мы знаем с детских лет.
А что мы знаем об Алене, право?
Скажите, в каком школьном или вузовском учебнике можно прочитать о жизни и деятельности, к примеру, женщин-ученых, которые являются гордостью российской науки? Назовем только несколько прославленных имен:
М.Н.Вернадская – первая в России женщина-политэконом;
О.А.Добиаш-Рождественская – первая в России женщина – магистр и доктор всеобщей истории;
О.И.Скороходова – первая и единственная в мире глухонемая женщина-ученый;
Е.И.Тихеева – создатель методики развития речи детей дошкольного возраста;
Е.Р.Дашкова – первая в России женщина (не считая коронованных особ), занявшая государственный пост. Более 11 лет она стояла во главе двух академий наук – Петербургской и Российской. По ее инициативе и при ее участии был составлен первый в России Толковый словарь русского языка;
В.Н.Харузина – первая женщина в России – профессор этнографии;
О.А.Федченко – первая в России женщина-ботаник, ставшая членом-корреспондентом Петербургской академии наук;
З.В.Ермольева – микробиолог, академик, получила первые в нашей стране образцы антибиотиков: пенициллина, стрептомицина; интерферона;
Н.Н.Ладыгина-Котс – первая женщина в России – зоопсихолог;
Е.С.Рубинштейн – первая в мире женщина-климатолог;
В.Н.Шацкая – педагог, музыкант, просветитель, ученый. Впервые в нашей стране разработала для педвузов курс по музыкальному воспитанию детей;
Е.П.Блаватская (Ган) – основательница теософии;
А.А.Красуская – первая женщина в России – профессор анатомии, создатель музея анатомии человека;
С.В.Ковалевская – первая женщина в Европе – профессор высшей математики, крупнейший математик ХIХ века;
А.А.Глаголева-Аркадьева – физик, ученый с мировым именем;
М.В.Павлова – первая женщина в России ученый-палеонтолог;
Ю.В.Лермонтова – первая русская женщина-химик, получившая звание доктора наук. (Ее отец – троюродный брат великого поэта.)
Л.С.Штерн – выдающийся биохимик и физиолог; первая женщина, избранная в Академию наук СССР;
О.С.Лебедева – первая женщина-востоковед в России, крупный ученый, основательница и почетный председатель Общества востоковедения;
Т.Н.Кладо – первая в мире женщина-аэролог, ученый.
Роза ЧАУРИНА
зержинск – город знаменитый не только в Нижегородской области. Вот уже тридцать лет его называют столицей российской химии. Почти все взрослое население, а это 300 тысяч человек, так или иначе связано с химическим производством.
Две фамилии сегодня на слуху у многих, кто живет в этом молодом, красивом городе. Одну произносят, как имя гремучей змеи, другую – с чувством глубокого уважения. Обе фамилии русские. Только одна принадлежит “новой русской”, а вторая – настоящей русской женщине, учительнице.
“Новую русскую” я не видела никогда – узнала о ней из писем, адресованных Ельцину (в Дзержинске мне дали почитать копии). “Три химических предприятия – заводы “Заря”, “Корунд” и “Оргстекло”, – говорится в них, – оказались во владении финансово-промышленной группы “Русхим”, руководимой госпожой Ермаковой И.Г. Когда шли приватизация и акционирование завода “Корунд”, группа “Русхим” обещала рабочим финансовую поддержку и даже оговорила сроки и размеры вложения инвестиций (в 97-м году, например, 28 миллионов долларов). Однако, скупив львиную долю акций и став полновластной хозяйкой “Корунда”, Ермакова напрочь забыла о своем обещании, а ее группа тем временем начала извлекать непомерную прибыль. Убытки же рабочих составили десятки миллиардов рублей. В мае 1995 года “Корунд” превратился в убыточное предприятие, и сегодня его деятельность абсолютно парализована. Алчность “Русхима” обернулась нищетой для тысяч ни в чем не повинных людей. Но разве это волнует госпожу Ермакову?”
Фамилию другой женщины многие дзержинцы узнали в самом конце января. В эти дни две школы, устав от лжи городского и российского начальства, обьявили голодовку. Среди голодающих была и она – учительница истории 21-й средней школы Татьяна Михеева.
Дверь отворилась, и я увидела прекрасные глаза цвета печали. Татьяна Ивановна улыбнулась:
– С утра жду. Думала, вы ко мне прямо с поезда.
Я огляделась. Большая прихожая сияет чистотой и уютом. Две комнаты нарядно прибраны. Красивая мебель, ковры, тонкая посуда.
– Мой муж, химик, всегда хорошо зарабатывал, – говорит Татьяна Ивановна. – А нынче… Вот продали талоны, купили печенье – чаю с вами попьем.
– Талоны? – не поняла я.
– Ну да, на продукты: крупу, сахар… Это вместо денег. Но чтобы чего-нибудь этакого купить, их нужно продать – раза в три дешевле, конечно.
– Понятно: печенье золотое получается.
– Но вы же гостья, – смущенно машет рукой Татьяна Ивановна и, разлив по чашкам чай, закутывается в большую ажурную шаль. Высокая, стройная, в черном платье, она выглядит стопроцентной учительницей. Только очень печальной и усталой…
– Вы, должно быть, думаете, как это я решилась на такой шаг? – опередив мой вопрос, спрашивает она. И продолжает. – Сама-то я не очень страдала от того, что зарплаты нет. Мне самой не так уж много и нужно. Но другие… не просто другие – мои коллеги, друзья – нуждаются! Их боль терзает мне душу.
Я слушаю Татьяну Ивановну и при слове “боль” вспоминаю молоденькую учительницу литературы из 27-й дзержинской школы Татьяну Владимировну Корякину. Полтора года назад у нее умерла мама, и вместе с младшей сестрой Олей они живут на то, что приносят соседи и дети, которых она учит. Вместо цветов на праздники родители дарят ей баночки с соленой капустой и вареньем. Таня с Олей даже холодильник отключили за ненадобностью… “и электричество же беречь надо!”
Я вспоминаю молодого физика из 37-й школы. Дети его обожают и между собой называют Андрюшенькой – за добрый нрав. Скоро месяц, как Андрюшенька лежит в больнице: 8 февраля его избили контролеры за безбилетный проезд в трамвае. Прямо в трамвае и избили – на глазах у матери.
-…их боль терзает мне душу, – продолжает Татьяна Ивановна. – Могла ли я оставаться безучастной?
Нет, она не могла. Видела, как, узнав про готовящуюся голодовку, схватился за сердечные таблетки муж, но не отказалась. Видела, как подернулись слезами глаза дочери – и не отказалась. А голодать ей было категорически нельзя: уже не первый год она страдает тяжелой болезнью, и голодовка могла закончиться для нее трагически. Тем более что настоящей подготовки к ней все-таки не было – была лишь внутренняя решимость. Не подумали учителя, в отличие от врачей дзержинской “Cкорой помощи”, чья голодовка послужила как бы толчком, что надо запастись минералкой, витаминами, составами для выведения шлаков: ведь уже через несколько дней в организме могут начаться необратимые процессы.
Голодать решили девятнадцать человек. Директор школы освободил два кабинета на третьем этаже. Столы сдвинули, расставили раскладушки. Первый день пролетел незаметно. Есть не хотелось совсем. Минералку – целыми ящиками – неожиданно для всех притащили торговцы с мини-рынка. Сказали: “Держитесь, училки, народ с вами!”
Ночью не спалось. Татьяна Ивановна думала о дочери, о муже. Орденоносец, он всю свою жизнь отдал химзаводу. Теперь нищий. А доченька… Жизнь в химическом городе украла у нее счастье. Обыкновенное счастье женщины. Она не одна такая – многие в Дзержинске страдают. На последних месяцах беременности плод неожиданно перестает развиваться, и ребенок умирает – там, в утробе. Господи, сколько пролито слез!
Сколько боли… Зять, умница, закончил с красным дипломом политехнический университет, – безработный. То грузчиком подработает, то дворником. Когда в Нижнем Новгороде помпезно праздновали открытие ярмарки, многие ругались: людям есть нечего, а буржуи с жиру бесятся!
На второй день одна учительница заплакала: “Мне нужно уйти из школы. Нужно позвонить в другой город: сын из армии приходит”. Ну что делать? Отпустили ее. И тут кто-то говорит: “Смотрите, за нами наблюдают в бинокль из соседнего дома”. Люди всякие бывают, наверное, очень хотелось… Еще одну учительницу тоже пришлось отпустить. Сыночек пришел: “Мама, я же голодный”… Дали ей 70 тысяч, собрали у кого что было. А всего на второй день прекратили голодовку четыре учительницы. Двое по настоянию врачей: давление 220, пульс еле прощупывается.
В этот же день в школу пришли многие люди – выражали солидарность. Пришли учителя из 4-й школы, прочитали “Оду мужеству” – сами сочинили: “Сносить глумленье больше он (учитель. – С.Ц.) не мог. И, раскладушку обьявив окопом, Дает учитель голода урок. По горло сыт он байками и трепом. Не сделать никогда его холопом!” В одиннадцати школах прошли собрания в поддержку голодающих.
Потом приехала Перегудова, заместитель мэра Дзержинска по социальным вопросам, сказала: “Денег нет” – и уехала.
На третье утро пришли врачи. Никто не вызывал, пришли сами. Всех прослушали, взяли кровь на анализ. Еще четверым запретили голодать: появилась угроза здоровью. Как они прощались, уходя, это надо было видеть! Плакали: “Простите нас”. Днем, когда ушли заболевшие, Татьяна Ивановна Михеева уже не вставала. Есть не хотелось. Ужасная мысль занозой вошла в сердце: “Ну и что теперь? Уже третий день, а никто из властей не подумал по-настоящему реагировать на голодовку. Неужели все напрасно?”
И тут снова пришли учителя. Их было много – почти со всех школ. Голодающие поняли, что должны что-то сказать, но никто не мог этого сделать: душили слезы. Татьяна Ивановна решила, что это сделает она. По двум причинам. Потому что – историк, а значит, человек ответственный, гражданственный. И потому что член комитета социальной защиты учителей. Он создан при горкоме профсоюза работников образования. Комитет молодой еще, четыре месяца как создан, но сумел найти правильный путь: быть впереди, оберегая интересы людей.
…Когда ее буквально спустили с трибуны, Татьяна Ивановна не могла вспомнить, о чем говорила учителям целых полчаса. Помнит, что говорила очень страстно, помнит, что все плакали и потом жали ей руку.
К вечеру в школу приехал мэр Александр Романов, но к голодающим не пошел. Поговорил с директором, пообещал, что к 1 марта будет ликвидирована задолженность за ноябрь. И все. Больше обещаний не было.
– Мы решили прекратить голодовку, – заканчивает свой рассказ Татьяна Ивановна. – Многих из нас уводили домой под руки. Некоторых увезли на “Волге” начальника управления образования. Я шла с мужем домой на ватных ногах. Шла еле-еле. И почему-то вспомнила, как проснулась однажды ночью, а коллеги рядом нет. Помчалась в одной ночнушке искать по всей школе, умирая от страха, что сейчас натолкнусь на ее тело. Оказалось, коллега пошла к школьному медицинскому ящичку за таблеткой.
…Когда муж усадил ее дома в кресло, она сказала:
– Я и сама не знала, что такая сильная.
– Ты не знала? – ответил он. – А я знал. Всегда знал.
Татьяна была почти ребенком, когда умерла мама. И на ее плечи легла забота о воспитании младшей сестры и брата (старший уже был студентом и жил в другом городе). Таня вырастила обоих. Обоим дала высшее образование. И теперь в ее родне три учителя.
– Как ты думаешь, – спросила она мужа. – Мы не напрасно страдали?
– Нет, милая, – ответил он. – Вы страдали не напрасно. Вы поднялись в своей жизни на очень важную ступень. Показали всему городу, что учитель – человек с чувством собственного достоинства. Но об этом все, теперь отдыхать! Теперь я схожу на кухню и принесу яблочное пюре – как велел врач.
Время, в которое мы живем, – злое время. Зло – повсюду, как жизненный фермент. Приходится переводить взгляд от общего к частному, от всех – к одному. И взгляд находит: есть среди нас люди, умеющие противостоять бессилию. Отчаяние переполняет многих, но из любого положения есть выход. Он – в действии, умном и жертвенном. Жертвенном! Думать о других с любовью и болью, пострадать за других… Оказывается, жизнь дает эту возможность каждому из нас. И жизнь показывает: на Ермакову всегда найдется Михеева.
Они никогда не видели друг друга, но их жизненные позиции столкнулись. И позвольте мне утверждать: победила Михеева. У нее счастливое, почти детское мироощущение. Она верит в Историю, которая все расставит на свои места. Она знает: сегодня, чтобы выжить, надо победить себя мелкого. Каждый человек сам несет в себе свою судьбу. Каждый оставляет после себя либо честь, либо бесчестье, либо признание людей, либо их презрение. И как там ни крутите, мерзавцы не бывают счастливы. Счастлив тот, кто умеет почувствовать главное в жизни. Кто умеет наполнить свое существование смыслом.
Надо бороться, надеяться и любить.
Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА
Дзержинск,
Нижегородская область
Комментарии