Считанные недели остались до того момента, когда наше издание отметит свой юбилей. Лучшие материалы прошлых лет из архивов читайте в №42-52 за 2013 год и в №1-30 за 2014 год.
Гармония основЯ не писатель – школьный учитель. Но с огромным профессиональным и человеческим интересом читал речь Константина Устиновича Черненко на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР. И вот они строки, вдохновляющие поддержкой: «Надо, видимо, использовать школьную реформу для того, чтобы усилить влияние литературы и искусства на формирование личности. Убежден, что сегодня идейно-нравственному развитию подрастающих поколений, воспитанию культуры чувств следует уделять не меньшее внимание, чем обучению основам наук». Мудро сформулирована главная задача урока: основами личности, то есть воспитанием школьника, заниматься столь же умело и качественно, как и основами наук. Связь того и другого, по сути, и дает расширенную основу, позволяет повышать учебно-воспитательную роль литературы в формировании нравственного облика подрастающих поколений.Однако не все мы, даже опытные словесники, увидели эту связь, широту идейно-нравственных и эстетических задач. «Уроки литературы, – советовал один из авторов «Учительской газеты», – должны проходить не вокруг литературы, не по поводу произведения, а на его основе…»Е.Ильин, учитель-методист 307-й школы, г. Ленинград«Процент» жив!Мы попросили читателей поделиться мыслями насчет того, сохранилась ли в советской школе процентомания, с которой боролись и в 30-е, и в 50-е, и в 70-е годы.«Странный вопрос, – пишет учитель В.Комаров из г. Тореза Донецкой области. – Процент живет и надеется прожить еще довольно долго. Его критикуют, позорят. А он смеется своим критикам в лицо».«Да, живуч пресловутый процент успеваемости в школе, – подтверждает Я.И.Носков, доцент Петропавловского пединститута. – Более того, он стремительно переселяется для процветания и в педагогические вузы».«Вы спрашиваете, жив ли процент? – удивляется учительница Т.П.Федорова из села Кочубеевское Ставропольского края. – Нет, как процент он умер, но возродился в другом обличье. Формально его нет, но…»А учитель А.П.Антипенко из Светлого Оренбургской области откровенно заявил: «Невольно улыбнулся той наивности, которая просматривается в вашем вопросе. Конечно же, «процент» жив! Пусть и завуалированно, но живет и здравствует! Весной на достаточно ответственном совещании нам откровенно заявили, что учитель, у которого есть двойки, – плохой учитель. И это после того, как возмущение по-настоящему лучших, честных учителей страны заставило отменить оценку работы учителя по количеству пятерок, троек и двоек.Человек с идеямиПредставим себе, что завтра все заклинания обретут какую-то неведомую силу и процентомания в самом деле вдруг испарится, все учителя начнут ставить именно те отметки, которые заслуживают ученики, – что в уме, то и в журнале. Что начнется в стране? Сколько будет второгодников? Какие потери понесет государство? Сколько драм в семьях? Гласность гласностью, но, сказать по совести, я бы не решился вслух назвать ту цифру успеваемости, которая отражала бы действительное положение дел.Надо открыто и ясно признать – мы не умеем, не можем пока что обучать всех детей, так как у нас нет соответствующего метода. Вновь и вновь стоит повторить: методом, основанным на отборе и отсеве детей, невозможно учить всех без отбора и отсева, потому что многие дети перестают стараться. Не полагаясь на мифическую силу «требовательности», на чудо починов, не затуманивая себе голову ложными сводками, надо искать новые, действенные, эффективные в современных условиях методы обучения и воспитания детей в школах.С.Соловейчик
Комментарии