До юбилея «Учительской газеты» осталось совсем немного, если судить по нашему обзору архивных материалов. Предыдущие подачи см. в №42-52 за 2013 год и в №1-35 за 2014 год.
Сомнительные реформыМожно привести массу примеров ошибок, допущенных в ходе реформ нашего образования. И результаты таких ошибок уже очевидны и печально известны.Простой пример. Все институты превратились в университеты и академии. Был ли смысл в таком переименовании? Никакого изменения в лучшую сторону ни студенты, ни педагоги не испытывают. А средства на переименование затрачены немалые. Процесс ведь прошел по всей стране. Зато теперь мы с трудом разбираемся в названиях наших старых заслуженных вузов. В какой аббревиатуре можно узнать знакомое прославленное Бауманское училище или прославленные пединститут им. Ленина, пединститут им. Герцена? В Казани теперь два КГТУ – авиационный институт стал техническим университетом, а химико-технологический институт – технологическим университетом. Что дало такое переименование? Кому пришло в голову заморочить мозги населению и преподавательскому корпусу и с какой целью?Лилия Кузнецова, кандидат педагогических наук, Казань «Я бы вас повесил»Это было в конце 80-х. Увидев водителя Владимира Е., моего давнего выпускника, я ему обрадовался. Когда он приблизился, стало видно, что человек «выпимши», но деваться уже было некуда. Владимир завел речь о политике, обругал Горбачева, а потом и учителей. «Я бы вас всех повесил, Семен Моисеевич! Всех – историков, киношников. Расписали сказочку о коммунизме, нарисовали светлое будущее, а нам расхлебывать».Потом он, правда, извинялся. А я в какую-то бессонную ночь, не в первый раз прокручивая в уме эту «беседу», вдруг подумал: «А чего он извинялся? Конечно, нагрубил. Но по существу-то он прав». …Сейчас многие уже забыли, что значила гласность именно для учителя истории. Горбачев открыл форточки в советском доме, а свежие ветры распахнули все окна и двери. Учителю стало и легче, и труднее. Легче, так как мы могли свободно узнавать правду о прошлом. Тяжелее, ибо при обязательном учебнике, который было положено считать правильным, все-таки уютно. Многие учителя растерялись от свободы мнений и нескончаемых дискуссий. Но теперь почти все признали, что учебники по советскому периоду лживые, что их надо не дополнять, а заменять. Семен Меламед, учитель-методист Ивантеевской школы, Пушкино, Московская область Что такое перемена? Вот как описала свою перемену Татьяна Парфенова, учительница физики 31-й средней школы Якутска: – Сначала я прощаюсь с классом, у которого только что провела урок. При этом одному ученику что-то нужно еще объяснить, другой просто требует общения. Потом бегу в учительскую менять классный журнал. Общаться с коллегами даже по делу некогда. Если что-то нужно, мы уже научились понимать с полуслова, тут уж не до правильной речи. Потом мы все разбегаемся в прямом смысле этого слова – школа большая, а нужно еще успеть подготовиться к уроку, переключиться на новый класс, на новую тему. Хорошо, если я успею сбегать в класс, где я классный руководитель, посмотреть, кто присутствует, кого нет, чем занимаются дети. Все приходится успевать за пять-десять минут – это время нашей перемены. А удлинять нельзя, иначе домой нам придется возвращаться к полуночи. Ольга Слепцова, Якутск
Комментарии