Оказавшись в сетевом пространстве один на один с классом, учитель вынужден был овладевать новыми электронными возможностями Интернета, одновременно ища ответы на вопросы: возможно ли поддержать высокий уровень мотивации обучения в условиях дистанта, какие формы работы наиболее эффективны для установления продуктивного сотрудничества в сетевом пространстве учителя и ученика, а также учеников между собой, как оптимально отобрать для урока необходимый инструментарий?
Одной из проблем, с которыми я столкнулась, стало установление быстрой обратной связи с учеником в момент объяснения учебного материала и контроля за его усвоением. На помощь мне пришел онлайн-сервис Google Forms. Используя его, я готовила самые различные материалы для организации дистанционных занятий.
Google-формы – это онлайн-сервис для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов. Он достаточно популярный и удобный для работы. На мой взгляд, использование Google-форм на уроках является одним из способов решения проблем организации дистанционного обучения.
Для контроля за освоением учебного материала я применяла онлайн-тесты, которые создавала на Google-диске. Такой тест – это веб-страница, на которой размещаются вопросы для обучающихся и возможные варианты ответов.
При создании вопросов учитель может предложить детям выбрать один из предлагаемых ответов, несколько ответов из списка и даже таблицу (множественный выбор для установления соответствия). Можно воспользоваться опцией «Текст (ответ)», в соответствии с которой детям предлагают внести короткий ответ в специально отведенную для этого строку.
Этот вариант удобно использовать, когда учитель хочет получить свободный ответ на вопрос в виде последовательности цифр или короткого предложения. Опция «Текст (абзац)» предполагает развернутый ответ на вопрос или выполнение упражнения.
Тестовая Google-форма универсальна. Она позволяет создавать учебный материал любому учителю по любому предмету, при этом учитывает все его предпочтения. Для одного учителя важно получение быстрой реакции от детей на вопросы с выбором одного ответа. Другому необходимо увидеть ход решения задачи или упражнения, которые выполняют ученики самостоятельно. А третий учитель может вообще предложить школьникам выполнить опыт или поставить эксперимент в условиях виртуальности. Последнее становится возможным, поскольку при создании Google-формы можно добавить изображение или видео.
Еще одно преимущество тестовой Google-формы в том, что при создании теста у учителя есть возможность создавать опросы с автоматическим оцениванием ответов. Это удобно и учителю, и ученику, поскольку, с одной стороны, высвобождает время учителя, а с другой – предоставляет возможность ученику быстро оценить уровень своей подготовки.
Кроме того, тестовые Google-формы включают в себя такие дополнительные функции, как «Задать количество баллов», «Обязательный вопрос». Эти опции могут пригодиться учителю в случае составления заданий различного уровня сложности и необходимости выделения ключевого вопроса, ответ на который является обязательным результатом усвоения учебного материала.
По своему опыту могу сказать, что опция «Задать количество баллов» наиболее эффективна в работе с детьми, проявляющими повышенную мотивацию, и при организации работы в профильных классах.
Немаловажным для учителя является и тот факт, что Google-формы собирают и профессионально оформляют статистику по ответам. Педагогу не придется дополнительно обрабатывать полученные данные, можно сразу приступать к анализу результатов. Диаграммы будут отображать статистику как в целом по работе, так и в разрезе каждого ответа.
На основе полученных данных учитель может выстроить коррекционную работу с классом для более успешного овладения учебным материалом. Статистика выполнения тестового задания предоставляет возможность учителю просмотреть ответы и отдельного учащегося.
В заключение отмечу, что для школьников не представляет никакой трудности одновременное владение различными электронными ресурсами. Использование в работе в качестве приоритетных ресурсов ЭЖД и МЭШ онлайн-сервис Google Forms становится дополнительным условием повышения качества работы в условиях дистанционного обучения.
Татьяна ВОЛКОВА, учитель химии школы №117
Комментарии