Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Удмуртия на пороге цифровой революции

Дата: 21 ноября 2011, 18:28
Автор:

На днях в гуманитарно-юридическом лицее №86 Ижевска прошла конференция «Удмуртия в образовательной галактике Intel». Как сказал в своем выступлении министр образования республики Андрей КУЗНЕЦОВ, в регионе происходит интенсивное подключение к широкополосному Интернету, насыщение школ компьютерной техникой и лицензионным софтом, полным ходом идет обучение педагогов.

Интересно, что в США, где процесс информатизации системы образования начался намного раньше нашего, а на каждого ученика приходится сразу несколько подключенных к Интернету устройств (личный ноутбук, школьный компьютер, коммуникатор/смартфон, электронная книга и так далее), до сих пор существуют проблемы рационального использования всего этого добра. Более того, по словам главного архитектора программы World Ahead Роберта ФОГЕЛЯ, у них точно так же предостаточно учителей, которые отнюдь не стремятся всегда и везде использовать новые технологии в образовательном процессе, преспокойно обходясь старыми добрыми мелом и доской. При этом, однако, роль учителя все-таки поменялась, и педагог из единственного источника знаний превратился в наставника, который помогает получать из огромного моря информации достоверные и нужные сведения, критически воспринимать полученные данные, а главное – помогает ученику «научиться учиться».

«Переход к модели «Один ученик – один компьютер» позволит самым младшим школьникам влиться в единую информационную среду с первого класса, – выразил надежду Кузнецов. – На сегодняшний день в Удмуртии выбрано 40 базовых школ, где эта модель должна быть реализована в самом ближайшем будущем».

Каждый ученик начальных классов получит персональный «классмэйт» (нетбук с планшетом и набором программ), что позволит выстроить образовательный процесс под каждого ученика персонально. Ожидается, что это поможет улучшить успеваемость и корректировать нагрузки в зависимости от направленности умственной деятельности каждого ученика.

Подобные надежды обоснованы опытом успешного внедрения модели «1:1» в других регионах России, а также целом ряде стран мира. Помимо этого будет организована методическая поддержка и обучение учителей (образовательные семинары посетили уже 650 учителей Удмуртии).

Стремление обеспечить каждого учителя и ученика своим собственным компьютером изначально призвано создать для них все возможности для самореализации, организовать полноценное дистанционное образование, помочь наладить работу в группах, облегчить выполнение коллективных заданий и проектов. При желании дать каждому учащемуся по компьютеру является вовсе не целью, а лишь средством, так как дело вовсе не в строгом соответствии количества техники количеству педагогов и школьников. «На самом деле это соотношение уже сейчас достигнуто в большинстве регионов страны, потому что следует учитывать не только школьные, но и домашние компьютеры, – говорит директор по внешним связям корпорации Intel Александр КОЗЛИНСКИЙ. – Однако смысл не в этом, а в готовности организовать процесс обучения таким образом, чтобы техника и Интернет использовались максимально эффективно. Данному аспекту проект «Школа будущего вместе с Intel» уделяет огромное значение».

Интересно, что в США, где процесс информатизации системы образования начался намного раньше нашего, а на каждого ученика приходится сразу несколько подключенных к Интернету устройств (личный ноутбук, школьный компьютер, коммуникатор/смартфон, электронная книга и так далее), до сих пор существуют проблемы рационального использования всего этого добра. Более того, по словам главного архитектора программы Intel World Ahead Роберта ФОГЕЛЯ, у них точно так же предостаточно учителей, которые отнюдь не стремятся всегда и везде использовать новые технологии в образовательном процессе, преспокойно обходясь старыми добрыми мелом и доской. При этом, однако, роль учителя все-таки поменялась, и педагог из единственного источника знаний превратился в наставника, который помогает получать из огромного моря информации достоверные и нужные сведения, критически воспринимать полученные данные, а главное – помогает ученику «научиться учиться».

Прошедшее в Ижевске мероприятие ценно тем, что дает тему для размышлений о будущем российской (и не только российской) школы в свете ее дальнейшей информатизации. Возможно, здесь уместна «транспортная» аналогия: в начале прошлого века автомобиль был достоянием лишь очень богатых людей, и одна машина приходилась на десятки тысяч граждан. С ростом благосостояния масс и с развитием промышленности это соотношение стремительно менялось, и в ряде стран уже к концу века достигло того самого «1:1». Однако при всех положительных моментах наличия у каждого человека по своему собственному авто пришлось также признать, что это создает серьезные проблемы на дорогах, губительно отражается на экологии и имеет ряд других существенных недостатков. Выходом из ситуации стало разумное использование системы общественного транспорта, а также развитие системы проката машин. То есть люди поняли, что очень часто гораздо выгоднее пользоваться метро и трамваем, а не стоять в пробках на улице.

Следовательно, можно предположить, что в недалеком будущем, вместо того чтобы покупать все больше и больше компьютеров в личное пользование, люди станут все чаще и чаще пользоваться общественными точками доступа в Интернет, например терминалами, установленными на улицах, в ресторанах, больницах, на вокзалах и так далее. Человек, отправляясь в поездку, не будет задумываться, брать ли ему ноутбук или нет, так как в аэропорту, гостинице, самолете, поезде, он всегда сможет воспользоваться установленными там компьютерами. При этом ему даже не обязательно носить с собой устройства для хранения информации, поскольку все данные будут храниться в Сети, защищенные от удаления и взлома и доступные только для их хозяина.

Любопытно, что примерно те же подходы уже сегодня пытаются организовать в системе образования представители казанской компании «ICL-КПО ВС». Выступая в Ижевске, руководитель группы по работе с партнерами и учреждениями этой фирмы Александр КАЛИНИН рассказал об опыте создания школьной IT-инфраструктуры Татарстане. «Мы старались оборудовать классы таким образом, чтобы педагог мог прийти на урок либо со своим личным ноутбуком и подключиться к Сети, либо взять с собой только флешку и вставить ее в штатный школьный компьютер, либо вообще ничего не брать, зная, что может в любой момент зайти в Интернет и скачать все необходимые файлы с сервера», – сказал он.

Таким образом, можно сделать вывод, что на региональном уровне, в отдельных республиках, при поддержке частных компаний сейчас формируются и отрабатываются схемы, которые, вполне возможно, станут базовыми для всего образовательного пространства страны.

Фото автора


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt