Антон Семенович Макаренко, педагог, писатель, жил и творил в первой половине прошлого века. Но до сих пор не стихают споры о нем. Кто он? Сталинист и проповедник угнетения личности или великий педагог всех времен и народов?
В юбилейные дни (13 марта исполнилось 120 лет со дня рождения Макаренко) в столице прошло несколько мероприятий, посвященных педагогу-гуманисту. В Музее образования, что в Вишняковском переулке, открылась экспозиция, посвященная «удивительному человечищу», как называл педагога его современник Максим Горький.
В зале – множество стендов, рассказывающих о жизни и деятельности педагога-гуманиста. Как верно заметил директор музея, член-корреспондент РАН, профессор Геннадий Алексеевич Ягодин, эта живая, действующая экспозиция очень важна и своевременна.
Действительно, с годами у Макаренко последователей не становится меньше. Его идеи очень востребованы во многих странах. Об этом убедительно говорила президент Международной Макаренковской ассоциации Татьяна Федоровна Кораблева. В ХХI веке опыт педагога-гуманиста по воспитанию деятельного человека, гражданина своего Отечества очень выжен. Наследие Макаренко изучается, анализируется, его идеи берутся на вооружение. К примеру, в Германии в эти юбилейные дни проходит Всегерманский форум по наследию Макаренко. Опыт и идеи педагога стали живым источником для решения проблем личности и общества, признаются немецкие педагоги. А что же происходит у нас? Президент Российской Макаренковской ассоциации Виктор Иванович Слободчиков – противник елейных воспоминаний о Макаренко. Надо смотреть правде в глаза, считает Виктор Иванович. Работа Макаренко была заказана и обеспечена государством. А сегодня нет государственной структуры, которая взяла бы на себя ответственность за деградацию нашего детства. Кто занимается беспризорниками? Милиционеры, медики, педагоги? А по большому счету никто. Министерство образования и науки сегодня, по меткому выражению Слободчикова, представляет собой «мелкооптовую контору по менеджменту».
А между тем общество нуждается в деятельных созидателях, способных обустраивать страну. Но кто будет их готовить?
Из школы ушло трудовое воспитание, мальчик не умеет забить гвоздь, девочка – пришить пуговицу. Конечно, научной деятельностью нужно заниматься, но также важно и умение трудиться. Сейчас остро встает проблема подготовки квалифицированных рабочих кадров. Между тем выпускники московских школ нацелены на вузы. А кто пойдет в рабочие? Директора московских школ бьют тревогу: не хватает учителей труда. Настала пора делать реальные шаги по реабилитации трудового воспитания в школе, по проведению профориентационной работы. На этих вопросах заострила внимание руководитель столичного Департамента образования Ольга Николаевна Ларионова.
Так что юбилейная дата «педагога всех времен и народов» стала поводом для серьезных размышлений. О роли коллектива и личности, о месте трудового воспитания в жизни каждой школы, о том, какие носители идей Макаренко нужны сегодняшним детям…
«Удивительный Вы человечище, Антон Семенович, и как раз из таковых, в которых нуждается Русь» – так писал Горький своему другу. До конца своей жизни Алексей Максимович поддерживал Макаренко. Последние письма из их переписки датированы октябрем 1935 года.
Антон Семенович закончил работу над третьей частью «Педагогической поэмы». «Без Вашего нажима и прямо невиданной энергии помощи я никогда этой книжки не написал бы, – признавался Макаренко Горькому. – Я вдруг опустошился, как будто всю свою жизнь до конца выложил… Очень хочу надеяться, что Вы не бросите меня в этой неожиданной пустоте…»
Пять лет назад, когда праздновался 115-й юбилей со дня рождения Макаренко, в свет вышла «Педагогическая поэма» в восстановленном виде. В ней курсивом отмечены страницы, не вошедшие в «каноническое издание» по тем или иным соображениям. Чтение этой великой книги всех времен и народов в первозданном виде – занятие поистине полезное для души. Исчезает «хрестоматийный глянец», наведенный за столько лет на дела и творения великого педагога.
«Мы были запакованы в узкие железные рамки, и над нами всегда стоял Некто в сером…» Чего стоят эти и другие вымаранные цензурой признания? Именно после прочтения восстановленной поэмы я потянулась к письмам Макаренко. И открыла целое сокровище. Особенно поразила переписка с Галиной Салько, ставшей впоследствии женой Макаренко. Ему было 39 лет, когда он написал такие строки: «Опять вечер, и опять я остаюсь в одиночестве перед жизнью и любовью, двумя страшными вещами, которых обыкновенно боятся люди… В моей каторжной жизни любовь, как городничий, вошла в переполненный храм, и в храме стало жарко и тесно. Я не знаю, кого жалеть, публику или городничего, и я не знаю, чего бояться. Но что я непременно обязан делать – это благодарить Вас за то, что Вы не прошли мимо случайности – меня. За то, что Вы украсили мою жизнь смятением и величием, покорностью и взлетом. За то, что позволили мне взойти на гору и посмотреть на мир. Мир оказался прекрасным».
Да, поистине удивительный человечище…
К юбилею педагога столичный Центр воспитательной работы имени Макаренко выпустил книгу.
– Все уже раздал, – развел руками директор центра Владимир Васильевич Морозов. – Да вы не расстраивайтесь, найдем, приходите к нам на вечер «Двадцать пять лет вместе с Макаренко». Мы гостям музей наш покажем, все расскажем.
– А у нас в школе праздник юбилейный, приглашаем! – вступает в разговор директор 656-й школы имени Макаренко Валентина Сергеевна Николаева. – Кстати, познакомьтесь с автором книги «Удивительный человечище».
Но с Иваном Леонтьевичем Евсеевым, директором долинской школы №2, создателем Музея Макаренко, мы оказались знакомы. Правда, заочно. Года три назад Иван Леонтьевич прислал в редакцию материал о Макаренко, в котором рассказывал и о своей книге «Дывак», изданной на украинском языке. На станции Долинская Макаренко начинал свою педагогическую деятельность, работал здесь три года в железнодорожном училище. И об этих годах идет рассказ в книге Евсеева. Теперь она издана на русском языке.
Комментарии