search
main
0

Удивил – значит победил

«Педагогический марафон» – новое дыхание в профессии.

Светлана КЛИМЕНКО, Тюменская область

Есть такой принцип у мудрых людей: достояние одного является достоянием всех. Как нельзя лучше отвечают ему творческие мастер-классы, семинары, обобщающие опыт лучших учителей России. Уже не первый год по всей стране их организует «Учительская газета». На сей раз в Тюменской области накануне регионального этапа традиционного конкурса «Учитель года» мастер-классы членов Большого жюри вылились в целый марафон длиной в триста километров и продолжительностью в три дня. Конкурсанты прошлых лет поехали по городам и весям обширного региона, где расстояние между райцентрами может составлять 200 и более километров.

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования не без оснований можно считать передовым в своей сфере деятельности, и «Учительская газета» давно с ним дружит. Что касается «Педагогического марафона», нашими совместными усилиями он организован в Тюменской области уже во второй раз. В 2010 году этот замечательный праздник творчества и общения проводился в рамках Года учителя.

Более четырехсот педагогов Тюменской области стали участниками увлекательного диалога и, несомненно, повысили свою квалификацию. Многочисленных участников «Педагогического марафона», которые съехались из близлежащих районов области, приветствовала первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова:

– Всероссийскому конкурсу «Учитель года» уже 21 год. Это любимое детище «Учительской газеты». Очень ценно и то, что он дал толчок яркому послеконкурсному движению. Самобытные учителя, обладатели хрустальных пеликанов, объединились, чтобы вдохновлять на творческий поиск коллег.

Предлагаем и читателям «Учительской газеты» хотя бы чуть-чуть почувствовать атмосферу тех мастер-классов и представляем их ведущих.

Светлана МАЛЬЦЕВА, учитель русского языка и литературы лицея №34 города Тюмени, победитель международного конкурса «Сотрудничество профессиональных объединений»:

Нужно формировать мышление будущих ученых

Давая урок литературы, педагог с широким кругозором вывела слушателей на уровень межпредметных связей и междисциплинарной интеграции. По мнению Светланы Сергеевны, между науками и предметами нет четко очерченных границ, и выпускник школы должен владеть в равной степени грамотностью речи и коммуникативными навыками, высокой читательской культурой и аналитико-синтезирующими умениями.

Учитель показал, как можно поддержать интерес учащихся к русской филологии с помощью системы аналитико-творческих заданий, интеллектуальных игр и проектов, информационно-коммуникационных технологий. Пожалуй, ее методика не просто развивает познавательные и креативные способности ребят – она формирует мышление будущих ученых.

Олег ПАРАМОНОВ, учитель русского языка и литературы школы №57 города Брянска, заслуженный учитель РФ, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-1993», председатель Большого жюри областного конкурса «Педагог Тюменской области-2010»:

Суворовский принцип на деле

Олег Геннадьевич руководствуется в педагогической деятельности принципом Суворова: «Удивил – значит победил». Главное – найти такие вопросы, чтобы вызвать удивление, считает он. На мастер-классе этот харизматичный педагог читал собственные весьма оригинальные стихи, эмоционально цитировал интригующие отрывки из произведений, не сообщая, откуда они и кто автор, – догадаться должны ученики.

– Прежде всего интересно должно быть мне самому, и тогда интересно будет ученикам, – говорит Олег Геннадьевич, поясняя принцип «разумного эгоизма», позаимствованный им у героя Чернышевского Рахметова.

На уроках он давно перестал ставить двойки, потому что тогда настроение ни у кого не портится: с теми, кто готов работать, Олег Геннадьевич ведет диалог, а хулиганистые ученики слушают и не мешают вести урок. Глядишь, и прочитают главу-другую. С нерадивыми, кто не готовит домашних заданий, он договаривается по-своему: предупреди до начала урока – и тебя не спросят. Но такой «номер» пройдет лишь три раза: на четвертый журнал все-таки украсит двойка.

Владимир КРУЖАЛОВ, учитель истории и обществознания гимназии №1542 города Москвы, победитель конкурса «Учитель года России-2009»:

Главное – стратегия

Все время учителю нужно придумывать, как заинтересовать учащихся. Одной из «придумок», как называет разработанные им приемы Владимир Владимирович, стала предложенная участникам мастер-класса «Стратегическая методика» составления определений.

У многих учеников вызывает сложности запоминание большого количества определений, которыми изобилуют история и обществознание (например, «династия», «государство»). К тому же разная литература дает разные определения одного и того же понятия. Талантливый учитель научил старшеклассников самостоятельно выводить определения, предложив простой алгоритм. Вначале они должны уловить разницу между определением и описанием, затем понять, для чего имя нужно человеку. Для тех же целей нужно имя любому понятию. С помощью педагога ребята объясняют структуру определения: общая категория, к которой относится данное понятие, плюс его признаки. Все это в отличие от описания формулируется кратко и по-научному.

Сергей ЦИКЛОВ, учитель биологии школы №7 города Кольчугино Владимирской области, победитель конкурса «Учитель года России-2002»:

Взгляни на мир по-другому

Неисправимый оптимист, непосредственный в своей искренности, задался вопросом, почему учителя редко по собственной инициативе участвуют в конкурсах профессионального мастерства. Потому что опасаются публичной оценки, хотя бояться нечего, утверждает Сергей Борисович.

– Если другим понравится то, что я делаю, они смогут использовать мой опыт. Если не понравится, они скажут себе: «Так делать не буду». В любом случае я молодец!

Сергей Борисович показал, как строится исследовательский урок. С помощью загадочных рисунков на доске (растение в виде вопросительного знака, макароны с курицей, подразумеваемые под знаком «инь-ян»), простых вопросов он подвел к тому, чтобы ученики сами сформулировали тему урока, поставили цель, определили способы ее достижения, отработали этапы урока и сделали вывод.

– Такой подход позволяет детям взглянуть на мир по-другому, и, конечно, тем, кто начинает жить, передается жизнелюбие учителя, – резюмирует проректор ТОГИРРО Марина Кускова.

Вадим МУРАНОВ, учитель физики школы №19 города Ногинска Московской области, победитель конкурса «Учитель года России-2009»:

От опыта – к мировоззрению

От опыта к мировоззрению – такую задачу поставил учитель физики. Школьники должны не просто освоить объем знаний, а понимать их, то есть соотносить с жизненной практикой. Проведение простых, но наглядных опытов по физике широко практиковалось в советской школе. Педагог возродил такой подход – время от времени он проводит практические занятия, только придает им большую зрелищность. На мастер-классе по теме «Реактивное движение» он запустил пластмассовую ракету, научил тому же двоих желающих и предложил им передать эти знания другим, чтобы и у них взлетела ракета. Если дети могут повторить опыт и передать другим – это самое ценное, считает Вадим Александрович. Когда понимание темы подкрепляется собственным опытом, просыпается интерес к учебе, который обычно снижается в подростковом возрасте, учащиеся начинают заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью, и происходит формирование мировоззрения, выводит формулу Вадим Александрович.

Елена ВОЛОДИНА, учитель русского языка и литературы гимназии №16 города Тюмени, кандидат филологических наук, лауреат конкурса «Учитель года России-2008»:

Навстречу открытиям

Она настроила аудиторию на лирическую волну и пригласила поговорить о сокровенном – о вере. Елена Николаевна выбрала стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре», потому что у детей оно вызывает затруднения в понимании.

– Важно, чтобы на уроке произошло открытие, сделанное детьми, – объясняет педагог. – Пусть они думают, ощущают, высказывают свои мысли и чувства. В стихах выражается душа поэта, а у Блока дар не только ощущать дух музыки, но и наполнять ею слова. Я сама не знаю ответа, хотя это мое любимое стихотворение. Может быть, не смысл важнее, а музыка стиха, которая не нуждается в словесном оформлении?

Блок говорил: «Не нужно анализировать поэзию». Вот и обсуждение творения поэта прошло не «хирургически-операционно», а так, что каждый почувствовал свободу оставаться собой рядом с великими.

Марианна ЧУЙКОВА, учитель русского языка и литературы школы №72 города Тюмени, заслуженный учитель России, лауреат конкурса «Учитель года России-2003»:

Смеясь, ищешь путь к истине

Первая из тюменцев вошедшая в число престижной «пятнашки» на Всероссийском конкурсе «Учитель года» поделилась своим ноу-хау, как оживить урок по теме «Работа над ошибками». Дети приходят к выводу, что если нарушения языковых норм допускаются намеренно, они становятся средствами выразительности, создают комический эффект и ошибками не являются!

– Даю ребятам творческое задание: придумать новый контекст, чтобы допущенная ими в письменной работе ошибка стала выразительным средством. Удивительное дело: количество ошибок уменьшается! Дети понимают, что все, что мы пишем, выражает определенный смысл.

Например, девочка в сочинении написала словосочетание «обоих сестер». Результатом ее работы над ошибками стала такая шутка: «Мама любила обоих дочерей, и поэтому одного назвала Сергеем, а второго – Николаем».

Самое важное то, что у ребят сформировалось другое отношение к ошибкам. Дети перестали их бояться – теперь они, смеясь, ищут путь к истине.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте