search
main
0

Удача – награда за смелость! А еще за талант, настойчивость и трудолюбие

Все-таки причудливо иногда складываются судьбы людей. Так и подумаешь, что кто-то сверху направляет человека, прядет невидимую нить его судьбы. Надежда Долинина могла бы стать врачом, как мама и папа – уважаемые в ее родном городе доктора. Могла бы стать архитектором, как старший брат Александр, более пятнадцати лет работающий по своей специальности в областном центре. Но Надежда выбрала для себя иную дорогу – стала педагогом. Но не простым опять же, а особенным. Скажу больше – делом, которому Надежда посвятила свою жизнь, мало кто из педагогов занимается.

Она главный специалист отдела туризма и краеведения Нижегородского областного центра детского туризма и экскурсий, работает с детьми, помогает им больше узнать о своей малой родине, учит собирать материал и вести самостоятельные исследования. Мало того что учит этому школьников – она сама этим занимается с огромным удовольствием. По ее собственному признанию, для нее нет ничего интереснее, чем работать в архивах и библиотеках, открывать что-то новое и делиться этим с окружающими. Вот так счастливо сложилось все в судьбе Надежды – профессией стало любимое дело жизни! Вы скажете, что это редкая удача и так мало кому везет? Я соглашусь, но добавлю, что такое везение не что иное, как награда за целеустремленность, смелость и труд. Думаю, с этим согласится каждый, кто побольше узнает о молодом педагоге Надежде Вячеславовне Долининой.Надя родилась в краю суровом, на севере Нижегородской области. Шахунья – город немаленький по меркам райцентров, но все же врачей в нем не так много, чтобы их не знали в лицо. Когда растешь в известной семье, поневоле подтягиваешься, с детства начинаешь относиться к себе более требовательно, чем сверстники. Нужно ли говорить, что Надя с первого класса училась хорошо, окончила музыкальную школу по классу фортепиано, занималась в спортивных секциях, участвовала в школьных мероприятиях. Была послушным ребенком, вела себя скромно и незаметно. «Никто и подумать не мог, что я стану учителем, – вспоминает Надя себя в школьные годы, – не было у меня учительского голоса». Правда, выделяли учителя литературы и истории, считая меня чистым гуманитарием». Девочка оправдала их надежды, выдержав конкурсный отбор в историко-литературный класс областного Центра одаренных детей, одного из самых уважаемых образовательных учреждений Нижнего Новгорода. Год ей пришлось учиться вдали от родителей. По окончании ЦОДа она осталась в Нижнем, поступила на исторический факультет Нижегородского государственного педагогического университета. К своей радости, встретила там увлеченных преподавателей и таких же, как сама, любознательных студентов. Учиться было очень интересно! Помимо основной специальности учителя истории получила дополнительную – краеведение. Изучение родного края оказалось необыкновенно интересным занятием и по-настоящему увлекло. Вместе с заведующей кафедрой истории России Татьяной Владимировной Гусевой будущие краеведы объездили многие города области, принимали участие в археологических раскопках, организовывали конференции, писали исследовательские работы по материалам семейных архивов. Учеба давалась легко, поэтому параллельно с основным Надежда начала там же, в педагогическом университете, получать второе высшее образование по специальности «учитель английского языка». Сегодня у нее два диплома о высшем образовании, но на этом она останавливаться не собирается. Полтора года назад Надежда поступила в аспирантуру НГПУ по специальности «история России», тема ее будущей диссертации – «Оказание помощи беженцам Первой мировой войны на территории Нижегородской губернии (1914-1918 гг.)». А еще она работает над книгой по истории центра туризма и истории детского туристско-краеведческого движения в области за последние 80 лет.- Как на все хватает времени и сил? – удивляюсь я совершенно искренне, пытаясь представить распорядок дня молодой женщины, имеющей к тому же собственную семью – мужа и ребенка. Кстати, история знакомства будущих супругов Долининых тоже вполне сказочная: Надя с Олегом (филологом по образованию) оба родились в Шахунье, по иронии судьбы учились через стенку на соседних факультетах и за три года ни разу не встретились. Познакомились случайно, в электричке по дороге на учебу в Нижний. И с удивлением выяснили, что их родители… работают в одном отделении больницы. Вот так бывает! Четыре с половиной года назад у Долининых родилась дочка Дарья, очень смышленый ребенок. Уже в 3 месяца у нее проявилась любовь к книгам, а сейчас она читает по слогам, чем очень довольна. И родители, конечно же, гордятся успехами дочки. Можно предположить, что Даша пойдет по стопам родителей, целеустремленных, трудолюбивых и любознательных. Надежда подтверждает мои догадки.- Все, что я делаю, мне очень интересно. Все доставляет радость и удовольствие, – признается она. – К тому же я не могу стоять на одном месте, люблю учиться и общаться с людьми.Слыша такой ответ, я ничуть не сомневаюсь в искренности собеседницы. Потому что понимаю: без удовольствия и охоты невозможно осуществить так много проектов, достичь таких значительных результатов. Ведь и место будущей своей работы Надежда не искала, не устраивалась с помощью знакомых. Работа сама нашла ее. Будучи студенткой 3-го курса, Надежда принимала участие в организации всероссийской краеведческой конференции, разрабатывала и проводила экскурсии по городу, участвовала в проверке работ, приходивших на конкурс «Моя семья в истории страны». Вместе с однокурсниками она помогала в организации областных краеведческих мероприятий, проводимых для детей и подростков. Активную и талантливую студентку заметили и по окончании вуза пригласили работать методистом в отдел туризма и краеведения Центра детского туризма и экскурсий Нижегородской области. Поначалу Надежде была поручена организация областных краеведческих конкурсов. Разумеется, кабинетная работа не могла удовлетворить выпускницу педвуза, поэтому Надежда Вячеславовна параллельно вела краеведческий кружок в школе №21 Московского района. Кружок посещали шестиклассники. Молодой педагог знакомила их с основами краеведения, учила проводить экскурсии по городу. Под руководством своей наставницы ребята принимали участие в туристских мероприятиях, в конце учебного года ходили в походы. Было интересно, и впечатлений вполне хватило бы, но тут Надежде Вячеславовне предложили заменить ушедшую в декретный отпуск учительницу английского языка. Долго уговаривать ее не пришлось, она стала проводить уроки английского в параллели 8-11-х классов. В таком режиме начинающая учительница проработала 3 года. На этом уж точно можно было успокоиться, но долгие остановки не в характере Долининой. Помимо подготовки к урокам английского, помимо занятий кружка Надежда Вячеславовна со своим коллегой Александром Анчиковым занимались подготовкой и проведением областных мероприятий по изучению учащимися истории родного края. Ее воспитанники принимали участие во всероссийских конференциях юных краеведов, неоднократно становились их лауреатами и дипломантами. Параллельно Надежда Вячеславовна прошла аттестацию на 1-ю квалификационную категорию.Два с лишним года назад Надежда Вячеславовна включилась в еще один интересный проект. В 2010 году начала работу областная очно-заочная школа «Юный экскурсовод», где ребята в режиме дистанционного обучения осваивают курс экскурсоведения, риторики и нижегородского краеведения. Третий год Надежда Вячеславовна ведет онлайн-консультации с учащимися, помогает им в разработке и защите собственных виртуальных экскурсионных проектов. Вот как сама она рассказывает о своей работе:- Мне приятно общаться с детьми из районов области. В них еще можно встретить очень редкое сейчас трепетное отношение к природе, к родителям, к культурному наследию. Может потому, что я сама с периферии, понимаю, что им труднее, чем детям из города, которым многое доступно (в смысле условий). Но как показывает практика, именно дети из области добиваются цели чаще, прилагая к этому большие усилия и вкладывая всю душу в свои работы. Весной идет проверка работ, присланных на конкурс «Моя семья в истории страны», я называю март месяцем слез – невозможно спокойно читать работы детей, которые пишут о своих родных таким трогательным детским языком, слезы наворачиваются, и трудно быть объективной. Понимаешь, что дети после написания своих работ по-другому относятся к своим близким, начинают их больше ценить и уважать. И вот тут, когда запускается этот механизм «восстановления памяти», понимаешь, что все это не зря, так сказать, не для галочки. Идет мощная обратная связь с ребенком, с семьей, и это самое приятное. Приятно, когда родители тянутся за своими детьми и помогают им в поисках. – А с какими трудностями вы сталкиваетесь? – не могу не поинтересоваться я.- Трудно научить детей сразу распознавать «лжематериалы», трудно заложить критичное отношение к интернет-ресурсам, трудно приучить ребят к хорошим, информативным сайтам. Современные дети пользуются всеми благами современной цивилизации, им проще найти все необходимое в Сети. Мы пытаемся «вернуть» детей в библиотеки, показать, сколько всего интересного можно найти дома и в школьных музеях, научить их общаться порой даже друг с другом. Совместные поездки на различные всероссийские мероприятия (общение в дороге, в гостиницах), совместный быт в походах открывают в ребятах интересные стороны характера, значительно расширяют их мировоззрение, позволяют узнать много нового. Ребята обогащаются внутренне, меняются в общении друг с другом, с взрослыми. Детей мы видим редко, они всегда заняты, встречи случаются в основном на итоговых массовых мероприятиях, где они выступают с защитой своих работ. Так вот после таких мероприятий очень радостно видеть восхищенно-усталые взгляды детей и понимать, что опыт такой работы не забудется и они будут снова и снова делать свои маленькие открытия.Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте