Наш город приближается к своей большой годовщине – 60-летию разгрома гитлеровцев под Сталинградом. Праздник будет не местным, а общегосударственным. К таким событиям готовятся издалека. Ребята задумали к празднику города свой подарок. Это секрет. Мы решили изготовить детскую энциклопедию “В каком городе ты живешь”. В ней мы рассказали о Волгограде, каким его видим сегодня, что знаем о его прошлом, что мечтаем увидеть в будущем.
Работа над книгой началась. У нас такой уговор: ни строчки не писать, подглядывая в какую-то официально изданную книгу. Все здания, памятники нужно рассмотреть на местности, изучить самостоятельно. Для этого мы разработали специальную программу. Она называется “Ралли Сталинград – Волгоград”. Школьные команды получили задания и выполняют их.
(Группа ребят на фоне слайда “Памятник чекистам в Волгограде”).
– Задание, пункт первый: “Перепишите содержание надписи на памятнике чекистам”.
– Диктуй, я записываю.
– “…воинам-чекистам, офицерам контрразведки, вставшим на пути гитлеровской орды осенью 1942 года…”
– Готово!
– Пункт второй: “Измерьте шагами высоту памятника”.
– Шагами? Высоту?
– Ты забыл? Для чего мы измеряли длину своего шага? “Мысленно вычерчиваем прямоугольный равнобедренный треугольник”.
– Ну и?
– А теперь шагами на земле измеряем длину одной стороны треугольника.
– Катета?
– Измеряем длину катета. Какая длина одного катета (на земле), такая и другого (в воздухе). Вот тебе и высота. Шагаем! Сколько шагов?
– Раз, два, три… У меня вышло 22, а в моем шаге 80 сантиметров. Значит, приблизительно 17 метров.
– И я померю. Раз, два, три… У меня вышло 30 шагов, а в шагу 70 см. Это значит…
(Появляется пожилой мужчина, худенький, с седой бородой).
– Мальчики, что вы считаете?
– У нас задание: измерить высоту памятника шагами.
– Вот как интересно!
– У меня вышло 17 метров, а у Игоря – 21.
– Странно. Так вот, записывайте: высота памятника с постаментом 18 метров.
– Точно?
– Точно.
– А вы откуда знаете? Вы экскурсовод?
– Нет, я не экскурсовод. Я автор.
– Чего автор?
– Памятника чекистам.
– Автор? Разве бывают такие авторы?
– Я – такой. Разрешите представиться, Коимшиди Феофилакт Мильтиадович.
– Очень приятно. А если вы автор, помогите нам ответить на третье задание: “Как вы думаете, почему фигура чекиста стоит лицом к Волге?”
– А вы как думаете?
– Я думаю, он стоит неправильно. Извините уж, товарищ автор. Чекист – защитник города. Он должен стоять лицом не к Волге, а лицом к врагам. Поднял свой меч и кричит врагам: “За Волгу не пропущу, хоть убейте!”.
– Умница моя! И я тоже так думал, но мне приказали ставить чекиста лицом к Волге. И Родина-мать стоит лицом к Волге…
– Неправильно! А вы и Родины-матери автор?
– Нет, что вы! Это Евгений Викторович Вучетич.
– Но вы чего-то еще автор?
– Конечно.
– Расскажите нам.
– С удовольствием. Пойдемте ко мне в мастерскую.
(Ребята уходят вместе с архитектором).
– Ну вот еще одна статья в нашей энциклопедии “В каком ты городе живешь” готова. Я думаю, стоит рассказать о нашем друге. У нас есть такая шутка? “Феофилакт Мильтиадович Коимшиди – это имя запомнить трудно, а забыть невозможно!” И еще шутка от Коимшиди: “Я самый древний грек в Волгограде”. В нашем городе, по переписи, около 40 тысяч греков, и Феофилакт Мильтиадович – самый старый. Он родился в Армении, в районе компактного проживания греков. Теперь это территория Турции. Пацаном он работал в шахте, потом учился геодезии. Очень любил рисовать и поступил в Академию художеств в Ленинграде, получил красный диплом архитектора. Успешно начал работать. Война жестоко сломала судьбу семьи. Вместе с тысячами соплеменников семья Коимшиди была депортирована в далекие края. А Феофилакт Мильтиадович получил 25 лет каторги за полярным кругом. В
Гулаге и после освобождения он занимался своим любимым делом: придумывал дома, вокзалы, фонтаны, монументы, был преподавателем. 80-летний архитектор Коимшиди – неутомимый, жизнерадостный, увлекающийся человек, большой друг всех ребят. “Какую страну вы считаете своей Родиной?” – спросили мы его.
– Я – россиянин, – говорит старый грек. – Родина моя – Россия, ее я люблю, ей служу.
– Неласкова была с вами Родина…
– Я не обижаюсь. На мать нельзя обижаться.
– Отечество. Родина. Разница есть?
– Я думаю, это синонимы. Отечество – это родина по линии отца, а Родина – отечество по линии матери.
– Мудрено.
– Мудрено. Будем разбираться.
– К разработке темы нашего сбора мы привлекли в этом году очень много ребят, средних и старших школьников. Около трехсот ребят ответили на нашу анкету. Почти 300 ребят думали с нами. Тех, чьи ответы показались нам интереснее всего, мы позвали на наш сбор. Они озвучат свои анкеты.
(Ведущие ставят вопросы. Ребята, чьи анкеты мы отобрали для сбора, заранее предупреждены и приглашены на сцену. Они стоят группами у микрофонов. Музыкальный фон – “С чего начинается Родина”).
1. Как мы можем говорить о Родине, не зная, что это такое?
– Построить свой дом, вырастить детей, посадить деревья – это все входит в понятие “Родина”. (Шацкая Инна, СШ N 57).
– Родина – это самое главное для человека. (Митина Светлана, СШ N 94).
2. Это вообще. А для конкретного человека?
– Родина – это для меня все. Это то, что я вижу и люблю. Иногда сидишь и видишь, как летят птицы, или любуешься радугой. Это так прекрасно, что кажется, будто я птица, готовая улететь. (Шацкая Инна, СШ N 57).
– Ох ты Родина моя, Русь моя родная, Как люблю сейчас тебя, не могу сдержаться. (Маленькая девочка, ученица начальной школы).
– Для меня Родина заключается в футбольном клубе “Ротор”. (Решетников Вячеслав, СШ N 97).
– У каждого своя Родина. Моя большая Родина – Россия. Моя малая родина – Дагестан. Я давно живу в Волгограде, но всегда тоскую о своем маленьком высокогорном селе. (Мамева Асият).
– Родина. При звуке этого слова меня охватывает ностальгия по временам Советского Союза. Может, потому, что я был еще совсем мал и счастлив. (Никулин Вячеслав, СШ N 97).
– Я люблю свою Родину и люблю всех живущих в ней. Я люблю свою Родину и люблю всех, кто любит ее. (Новикова Катя, СШ N 94).
– Мое детство прошло за Доном. Там мы друзьями-детьми купались в тихой заводи. Там по-особенному шумят деревья, блестит река и воздух необыкновенно сладок! Здесь начало моей Родины, а конца ей нет! (Наумова Ирина, СШ N 97).
3. А если другая ситуация, как у нас сейчас?
– Каждый относится к Родине по-своему. Если ты ее не любишь – это твое дело. А за что ее теперь любить? Если из нее сделали помойку. (Кузнецова Оля, СШ N 130).
– Мне очень горько, что мои сограждане терпят неудачи в состязаниях с иностранцами. (Богданов Александр, СШ N 97).
– Меня бесят церковники, эти гады отстраивают храмы, а люди умирают с голода. И еще: ненавижу заморские товары. В Россию свозят барахло, а мы это пожираем. (Попов Вадим, СШ N 97).
– Чья молодость прошла в сегодняшней России, тот нигде и никогда не пропадет. (Кон А., СШ N 97).
– Если Родина не заботится о человеке, не отдает ему все, что должна, то человек имеет право не любить Родину. И его нельзя за это упрекать. (Подпись неразборчива).
– В своей жизни я постараюсь сделать все, чтобы моя Россия стала великой и могущественной. (Адамович Анатолий, СШ N 97).
4. А нужна ли Родине наша любовь? Проживет ли она без нее?
– Родине нужна моя любовь, любовь каждого. Если мы задумаемся о ее благополучии, она станет самой богатой и могучей. (Букина Полина, СШ N 20).
– Без моей любви Родина не проживет. Ее уничтожат, растащат те, кому она безразлична. (Свиридова Александра, СШ N 30).
5. Любовь к Родине бывает большой или маленькой?
– Любовь к Родине – всегда большая любовь.
– Ну как к такой большой стране, как наша, может быть маленькая любовь?
– Может ли быть любовь к Родине большой или маленькой? Если у человека маленький ум и маленькая душа, то не может его любовь быть большой. (Ряхин, СШ N 30).
6. Любовь к Родине может передаваться по наследству?
– В моей семье любовь к Родине передается по наследству. (Подшибякин Саша, СШ N 100).
– Любовь к Родине не передается по наследству. Человек вырастет и сам выберет, любить или не любить.
– Любовь к Родине передается малышу от отца и матери. А с возрастом дети познают эту великую любовь. (Шелухин Вова, СШ N 20).
7. А можно проверить, любишь ты Родину или нет?
– У меня был случай проверить. Мне довелось побывать за границей. Так домой хотелось! Издалека Родина казалась лучше всякой заграницы. (Наташа).
– Если ты уедешь за границу, то поймешь, как хорошо на Родине, и тогда по-настоящему полюбишь ее. (Щукина Марина, СШ N 130).
– Мне кажется, я б в Америке не заскучал… (Антон).
Ведущий: А хочешь пообщаться с девочкой, которая совсем недавно вернулась из Америки домой? Спросим, как ей там. Как ты попала в США? И как долго ты там жила? Что ты делала в это время? А где ты там жила? Американцы знают нашу страну? Ты имела возможность сравнить два великих народа. Скажи честно, мы имеем какое-нибудь преимущество? Ты закончишь школу, опять туда поедешь?
– Мы сегодня говорим о патриотизме. Американцы – патриоты? Туда я больше не поеду. Лучше, чем здесь, нет нигде. (Катя Чеботарева, архитектурно-художественная гимназия N4).
Ведущий: Идея! Надо всех свозить в Америку: лучший урок любви к Родине.
8. Ребята, как вы думаете, любви к Родине можно научиться?
– Я думаю, любви к Родине нужно учиться. И потребуется много лет. Если ты любишь Родину, то она обязательно будет любить тебя, потому что она – мать. (Иванисенко Настя, СШ N 94).
– Любви к Родине научиться тяжело, поэтому нас учат этому с детства. (Костенко, СШ N 30).
– Научиться патриотизму вообще нельзя. Это не игра в футбол. (Галицин Алексей, СШ N 130).
– Любви к Родине нельзя научить, а можно только самому научиться, самому решить, любить или нет. (Малюга Олег, СШ N 130).
– Любви к Родине можно и нужно учиться, изучая ее историю, читая, посещая достопримечательности, слушая родителей, учителей. (Погодаева Таня, СШ N 32).
Все, что мы в нашем клубе делаем, направлено на то, чтобы Родину знать, чтобы Отечество любить!
Урок Пушкина
(Сценка разворачивается на фоне музыки Свиридова из сюиты “Метель”).
Ведущий: Изучая наше Отечество, мы каждый год задерживаемся на пушкинской теме. Знать Пушкина всегда злободневно, потому что Пушкин – это наше национальное достояние, “это наше все”. Мы пригласили на сбор профессора Волгоградского педагогического университета, председателя Волгоградского отделения Российского культурного фонда Василия Ивановича Супруна.
(В.И. Супрун рассказывает историю, немного печальную, о том, как задумали волгоградцы поставить достойный памятник русскому гению, а хватило только на маленький торопливый бюстик – лишь бы отметиться к юбилею Александра Сергеевича. Профессор приглашает ребят продолжить сбор средств в фонд строительства памятника Пушкину).
Ведущие: Мы присоединяемся к призыву В.И. Супруна и опускаем в пушкинскую копилку наш взнос. Приглашаем вас, ребята, последовать нашему примеру. Пусть в Волгограде появится настоящий памятник. И каждый раз, проходя мимо него, вы сможете сказать: это наш Пушкин, это мой Пушкин. Когда мы станем родителями, а потом бабушками и дедушками, мы расскажем нашим детям и внукам, как участвовали в создании памятника.
(Ребята несут свои денежки в копилку, имя дарителя заносится в компьютер, который стоит тут же на сцене).
Разговор о Пушкине не может обойтись без стихов Александра Сергеевича. Послушайте, как читает его стихи аспирант Волгоградского технического университета Соломон. Соломон приехал к нам учиться из Эфиопии, родины предков Александра Сергеевича.
(Звучит стихотворение “Вновь я посетил…”).
Ольга БЕЗБОРОДОВА,
руководитель клуба интернациональной дружбы
Волгоград
Комментарии