search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

Учитывая особенности каждого. Как открыть дорогу к успешной жизни?

Сегодня в 80 коррекционных образовательных учреждениях Московской области учатся 8402 человека с ограниченными возможностями здоровья, из них у 2188 ребят диагноз инвалид. Благодаря любви и заботе более пяти тысяч педагогов эти дети получают не просто образование, но и шанс на полноценную жизнь. В Подмосковье 9 школ для тех, у кого проблемы со слухом, зрением, речью, опорно-двигательным аппаратом, 57 учреждений для детей с задержкой психического развития и нарушением интеллекта, 6 специальных (коррекционных) детских домов, 8 коррекционных начальных школ – детских садов. 50 из них позволяют своим воспитанникам жить там постоянно (44 специальные школы-интерната и 6 коррекционных детских домов). Кроме того, в прошлом учебном году в 65 общеобразовательных школах работали 156 коррекционных классов. В них учились около 2000 ребят, чьи возможности здоровья ограниченны. В настоящее время в 773 дошкольных образовательных учреждениях работают 1866 групп для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта с общим охватом около 29000 человек. Министр образования правительства Московской области, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Лидия АНТОНОВА убеждена: создание условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей должно стать основной задачей в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

– Лидия Николаевна, образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как приоритетное направление современной политики в образовании. Как создается та развивающая среда, которая в состоянии обеспечить адекватные условия обучения и развития, оздоровление, реабилитацию и социальную адаптацию в Московской области?- Мы стараемся выявлять недостатки в развитии детей и организовать коррекционную работу с теми, у кого есть такие нарушения, как можно раньше. В Московской области интенсивно развивается система оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на базе центров психолого-медико-социального сопровождения, открываются специальные классы с целью оказания помощи детям со сложными нарушениями. Составляются индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой дефекта. На базе коррекционных образовательных учреждений открываются классы для данной категории детей с учетом индивидуального подхода.В 2009-2010 учебном году под руководством специалистов Центра психолого-медико-социального сопровождения Московской области работали областные методические объединения для учителей-дефектологов, психологов, логопедов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов, на которых рассматривались вопросы дифференцированного индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.Создан банк данных педагогов-психологов центров психолого-медико-социального сопровождения и специальных (коррекционных) образовательных учреждений, участвующих в процессе сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в построении его индивидуального образовательного маршрута.Центр психолого-медико-социального сопровождения Московской области систематически проводит областные семинары. Надо отметить, что в Московской области имеется положительный опыт взаимодействия специальных (коррекционных) образовательных учреждений со специализированными домами-интернатами. Центр психолого-медико-социального сопровождения Московской области взаимодействует с Институтом коррекционной педагогики Российской академии образования, Московским областным социально-гуманитарным институтом в Коломне по совершенствованию системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.Изучение накопленного педагогического опыта и научных разработок позволило обобщить методические материалы по обследованию детей, имеющих сложные нарушения развития. Систематизированный материал направлен в специальные (коррекционные) образовательные учреждения Московской области. – Какие виды образовательной инклюзии (интеграции) детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, есть в Подмосковье?- Министерство образования Московской области рассматривает организацию обучения детей-инвалидов в структуре непрерывного образовательного пространства – от дошкольных до профессиональных образовательных учреждений.Так, успешно осуществляется интеграция детей с нарушениями слуха, получивших дошкольную подготовку в Коломенском детском саду компенсирующего вида, в общеобразовательные школы. Дети, обучаясь в массовых общеобразовательных школах, получают консультативную помощь сурдопедагогов дошкольных образовательных учреждений.Инклюзивное образование в общеобразовательных учреждениях получают дети, имеющие проблемы со зрением, слухом, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В дошкольных образовательных учреждениях есть группы для детей со сложной структурой дефекта. Это и аутизм, и задержка психического развития, и нарушения опорно-двигательного аппарата.Максимального успеха при вовлечении детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, активного участия их в жизни школы можно достичь только при сочетании всех видов помощи: медицинской, социальной, профессиональной. Такой объем услуг можно получить в специальных реабилитационных учреждениях.Наиболее распространенной формой обучения детей-инвалидов является обучение на дому. В настоящее время стоит задача полноценного обучения детей-инвалидов, предоставления им возможности для непрерывного образования.- Знаю, Московская область активно использует возможности дистанционного обучения.- Да, мы разработали концепцию развития дистанционного образования детей-инвалидов, она основана на Конституции Российской Федерации, федеральных законах «Об образовании», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Концепции модернизации российского образования на период  до 2020 года и других нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, правительства Московской области. Концепция нацелена на создание в Московской области целостной системы организации дистанционного образования детей-инвалидов, обеспечение максимального доступа детей данной категории к образовательным и информационным ресурсам. Она способна помочь ребятам получить качественное образование, расширить возможности их последующей профессиональной занятости и соответственно их успешной социализации.Мы активно внедряем новые технологии в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (информация о таком проекте размещена на сайте Министерства образования Московской области). Нами определены пилотные территории и базовые школы по внедрению дистанционного образования детей-инвалидов на 2009 и 2010 годы. Появился Центр дистанционного образования детей-инвалидов как структурное подразделение Педагогической академии последипломного образования. Мы оснастили рабочие места учителей-предметников и детей-инвалидов (по месту их проживания) специальным компьютерным, телекоммуникационным, учебным оборудованием и программным обеспечением и установили высокоскоростной доступ в Интернет.Целевую группу проекта составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером. В школах надомного обучения «Надежда» и «Гармония» Одинцовского района дистанционные формы обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий используются давно. За 10 лет их работы там учились больше 250 человек. Сейчас там учатся около 200 ребят.- С 2008 года в Министерстве образования Московской области работает Совет специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Чем обусловлено его существование?- Совет оказывает помощь Министерству образования Московской области, руководителям муниципальных органов управления образованием, руководителям спецшкол в совершенствовании сети коррекционных учреждений, содействии в повышении степени их комфортности.В совет входят сотрудники Министерства образования Московской области, государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, представители общественных и научных организаций. Благодаря ему удается привлечь средства спонсоров, благотворителей для оказания помощи детям. Так, в 2009-2010 учебном году за счет средств благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» были приобретены современные импортные слуховые аппараты для 37 слабослышащих и глухих детей, в 28 образовательных учреждениях для воспитанников коррекционных школ-интернатов и детских садов приобретена мебель, оказана помощь в проведении ремонтных работ и благоустройстве территории учреждений. За счет средств фонда 225 воспитанников с отклонениями в развитии из специальных (коррекционных) школ-интернатов оздоровились и получили санаторно-курортное лечение в Евпатории. Постоянно проводятся благотворительные акции для образовательных учреждений и воспитанников школ и школ-интернатов. За период с 2002 по 2010 год фонд перечислил на благотворительные нужды в образовательные учреждения области более 51 миллиона рублей.Кроме того, ежегодно Министерством образования совместно с благотворительным фондом «Абсолют-Помощь» проводятся областные конкурсы «Лучший по профессии» и смотр-конкурс художественной самодеятельности среди ребят из коррекционных школ I-VIII видов.Важно, чтобы выпускники таких школ смогли адаптироваться в жизни вне их учебного заведения. Особое значение придается подготовке выпускников к трудовой деятельности. Эта задача решается путем воспитания у ребят общей готовности к труду и получения ими профессионально-трудовых навыков по определенной специальности.- А как осуществляется профессиональная подготовка учеников коррекционных школ вообще?- Первый вариант – организация профессиональной подготовки выпускников специальных школ на базе учреждения профессионального образования при условии заключения договора коррекционного учреждения и ПУ. Квалификационное свидетельство выдает училище.Вторым вариантом предлагается организация профессиональной подготовки выпускников на базе коррекционных школ с получением лицензии на данный вид деятельности. Тогда квалификационное свидетельство выдает коррекционное учреждение.Третьим вариантом может быть соглашение адаптивной среды для детей с нарушениями в развитии в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.Итог этой работы – более 400 выпускников спецшкол ежегодно продолжают обучение в учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования.Важный аспект: на решение вопросов социальной адаптации выпускников социальных (коррекционных) учреждений направлена организация деятельности подсобных хозяйств и пришкольных участков. Подсобные хозяйства практически служат производственной базой профессиональной подготовки выпускников. Мы тщательно пересматриваем существующие профили трудового обучения, учитывая социально-экономические условия и местные потребности в кадрах, специалисты разрабатывают новые методики обучения, используя возможности дистанционного обучения по различным уровням общего и профессионального образования для ребят с различными видами аномалий.Обучение и воспитание детей с ограниченными физическими возможностями требует решения трудных задач. Многое уже сделано, но и предстоит нам большая работа. Гарантия успеха – реализуемая в области политика губернатора Бориса Громова, направленная на приоритетную поддержку образования, в том числе  коррекционного. Все мероприятия по развитию коррекционного образования полностью обеспечены финансированием, развивается учебно-материальная база специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Возможности детей-инвалидов по адаптации их к успешной жизни подкрепляются именной стипендией губернатора, содействием в продолжении обучения. Ежегодно более 400 выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений продолжают обучение в учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте