Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Учитывая особенности каждого. Как открыть дорогу к успешной жизни?

Учительская газета, №41 от 12 октября 2010. Читать номер
Автор:

Сегодня в 80 коррекционных образовательных учреждениях Московской области учатся 8402 человека с ограниченными возможностями здоровья, из них у 2188 ребят диагноз инвалид. Благодаря любви и заботе более пяти тысяч педагогов эти дети получают не просто образование, но и шанс на полноценную жизнь. В Подмосковье 9 школ для тех, у кого проблемы со слухом, зрением, речью, опорно-двигательным аппаратом, 57 учреждений для детей с задержкой психического развития и нарушением интеллекта, 6 специальных (коррекционных) детских домов, 8 коррекционных начальных школ – детских садов. 50 из них позволяют своим воспитанникам жить там постоянно (44 специальные школы-интерната и 6 коррекционных детских домов). Кроме того, в прошлом учебном году в 65 общеобразовательных школах работали 156 коррекционных классов. В них учились около 2000 ребят, чьи возможности здоровья ограниченны. В настоящее время в 773 дошкольных образовательных учреждениях работают 1866 групп для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта с общим охватом около 29000 человек. Министр образования правительства Московской области, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Лидия АНТОНОВА убеждена: создание условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей должно стать основной задачей в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

– Лидия Николаевна, образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как приоритетное направление современной политики в образовании. Как создается та развивающая среда, которая в состоянии обеспечить адекватные условия обучения и развития, оздоровление, реабилитацию и социальную адаптацию в Московской области?- Мы стараемся выявлять недостатки в развитии детей и организовать коррекционную работу с теми, у кого есть такие нарушения, как можно раньше. В Московской области интенсивно развивается система оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на базе центров психолого-медико-социального сопровождения, открываются специальные классы с целью оказания помощи детям со сложными нарушениями. Составляются индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой дефекта. На базе коррекционных образовательных учреждений открываются классы для данной категории детей с учетом индивидуального подхода.В 2009-2010 учебном году под руководством специалистов Центра психолого-медико-социального сопровождения Московской области работали областные методические объединения для учителей-дефектологов, психологов, логопедов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов, на которых рассматривались вопросы дифференцированного индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.Создан банк данных педагогов-психологов центров психолого-медико-социального сопровождения и специальных (коррекционных) образовательных учреждений, участвующих в процессе сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в построении его индивидуального образовательного маршрута.Центр психолого-медико-социального сопровождения Московской области систематически проводит областные семинары. Надо отметить, что в Московской области имеется положительный опыт взаимодействия специальных (коррекционных) образовательных учреждений со специализированными домами-интернатами. Центр психолого-медико-социального сопровождения Московской области взаимодействует с Институтом коррекционной педагогики Российской академии образования, Московским областным социально-гуманитарным институтом в Коломне по совершенствованию системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.Изучение накопленного педагогического опыта и научных разработок позволило обобщить методические материалы по обследованию детей, имеющих сложные нарушения развития. Систематизированный материал направлен в специальные (коррекционные) образовательные учреждения Московской области. – Какие виды образовательной инклюзии (интеграции) детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, есть в Подмосковье?- Министерство образования Московской области рассматривает организацию обучения детей-инвалидов в структуре непрерывного образовательного пространства – от дошкольных до профессиональных образовательных учреждений.Так, успешно осуществляется интеграция детей с нарушениями слуха, получивших дошкольную подготовку в Коломенском детском саду компенсирующего вида, в общеобразовательные школы. Дети, обучаясь в массовых общеобразовательных школах, получают консультативную помощь сурдопедагогов дошкольных образовательных учреждений.Инклюзивное образование в общеобразовательных учреждениях получают дети, имеющие проблемы со зрением, слухом, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В дошкольных образовательных учреждениях есть группы для детей со сложной структурой дефекта. Это и аутизм, и задержка психического развития, и нарушения опорно-двигательного аппарата.Максимального успеха при вовлечении детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, активного участия их в жизни школы можно достичь только при сочетании всех видов помощи: медицинской, социальной, профессиональной. Такой объем услуг можно получить в специальных реабилитационных учреждениях.Наиболее распространенной формой обучения детей-инвалидов является обучение на дому. В настоящее время стоит задача полноценного обучения детей-инвалидов, предоставления им возможности для непрерывного образования.- Знаю, Московская область активно использует возможности дистанционного обучения.- Да, мы разработали концепцию развития дистанционного образования детей-инвалидов, она основана на Конституции Российской Федерации, федеральных законах «Об образовании», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Концепции модернизации российского образования на период  до 2020 года и других нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, правительства Московской области. Концепция нацелена на создание в Московской области целостной системы организации дистанционного образования детей-инвалидов, обеспечение максимального доступа детей данной категории к образовательным и информационным ресурсам. Она способна помочь ребятам получить качественное образование, расширить возможности их последующей профессиональной занятости и соответственно их успешной социализации.Мы активно внедряем новые технологии в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (информация о таком проекте размещена на сайте Министерства образования Московской области). Нами определены пилотные территории и базовые школы по внедрению дистанционного образования детей-инвалидов на 2009 и 2010 годы. Появился Центр дистанционного образования детей-инвалидов как структурное подразделение Педагогической академии последипломного образования. Мы оснастили рабочие места учителей-предметников и детей-инвалидов (по месту их проживания) специальным компьютерным, телекоммуникационным, учебным оборудованием и программным обеспечением и установили высокоскоростной доступ в Интернет.Целевую группу проекта составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером. В школах надомного обучения «Надежда» и «Гармония» Одинцовского района дистанционные формы обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий используются давно. За 10 лет их работы там учились больше 250 человек. Сейчас там учатся около 200 ребят.- С 2008 года в Министерстве образования Московской области работает Совет специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Чем обусловлено его существование?- Совет оказывает помощь Министерству образования Московской области, руководителям муниципальных органов управления образованием, руководителям спецшкол в совершенствовании сети коррекционных учреждений, содействии в повышении степени их комфортности.В совет входят сотрудники Министерства образования Московской области, государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, представители общественных и научных организаций. Благодаря ему удается привлечь средства спонсоров, благотворителей для оказания помощи детям. Так, в 2009-2010 учебном году за счет средств благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» были приобретены современные импортные слуховые аппараты для 37 слабослышащих и глухих детей, в 28 образовательных учреждениях для воспитанников коррекционных школ-интернатов и детских садов приобретена мебель, оказана помощь в проведении ремонтных работ и благоустройстве территории учреждений. За счет средств фонда 225 воспитанников с отклонениями в развитии из специальных (коррекционных) школ-интернатов оздоровились и получили санаторно-курортное лечение в Евпатории. Постоянно проводятся благотворительные акции для образовательных учреждений и воспитанников школ и школ-интернатов. За период с 2002 по 2010 год фонд перечислил на благотворительные нужды в образовательные учреждения области более 51 миллиона рублей.Кроме того, ежегодно Министерством образования совместно с благотворительным фондом «Абсолют-Помощь» проводятся областные конкурсы «Лучший по профессии» и смотр-конкурс художественной самодеятельности среди ребят из коррекционных школ I-VIII видов.Важно, чтобы выпускники таких школ смогли адаптироваться в жизни вне их учебного заведения. Особое значение придается подготовке выпускников к трудовой деятельности. Эта задача решается путем воспитания у ребят общей готовности к труду и получения ими профессионально-трудовых навыков по определенной специальности.- А как осуществляется профессиональная подготовка учеников коррекционных школ вообще?- Первый вариант – организация профессиональной подготовки выпускников специальных школ на базе учреждения профессионального образования при условии заключения договора коррекционного учреждения и ПУ. Квалификационное свидетельство выдает училище.Вторым вариантом предлагается организация профессиональной подготовки выпускников на базе коррекционных школ с получением лицензии на данный вид деятельности. Тогда квалификационное свидетельство выдает коррекционное учреждение.Третьим вариантом может быть соглашение адаптивной среды для детей с нарушениями в развитии в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.Итог этой работы – более 400 выпускников спецшкол ежегодно продолжают обучение в учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования.Важный аспект: на решение вопросов социальной адаптации выпускников социальных (коррекционных) учреждений направлена организация деятельности подсобных хозяйств и пришкольных участков. Подсобные хозяйства практически служат производственной базой профессиональной подготовки выпускников. Мы тщательно пересматриваем существующие профили трудового обучения, учитывая социально-экономические условия и местные потребности в кадрах, специалисты разрабатывают новые методики обучения, используя возможности дистанционного обучения по различным уровням общего и профессионального образования для ребят с различными видами аномалий.Обучение и воспитание детей с ограниченными физическими возможностями требует решения трудных задач. Многое уже сделано, но и предстоит нам большая работа. Гарантия успеха – реализуемая в области политика губернатора Бориса Громова, направленная на приоритетную поддержку образования, в том числе  коррекционного. Все мероприятия по развитию коррекционного образования полностью обеспечены финансированием, развивается учебно-материальная база специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Возможности детей-инвалидов по адаптации их к успешной жизни подкрепляются именной стипендией губернатора, содействием в продолжении обучения. Ежегодно более 400 выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений продолжают обучение в учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту