search
main
0

Учиться вести диалог с обществом

​Жизненную успешность многие московские семьи, в которых растут дети, связывают с хорошим, качественным образованием, от которого в значительной степени зависит дальнейшая судьба.

За последние три-четыре года столичная образовательная система претерпела  значительные  изменения. Принят новый Закон «Об образовании в РФ»,  внедряются ФГОС, расширяются информационное пространство, самостоятельность и открытость школ,  государственно-общественное управление,  введена новая система финансирования, при которой образовательные учреждения  с небольшой наполняемостью не смогут обеспечить необходимые условия, предъявляемые  образовательными стандартами.На смену небольшим замкнутым школам и детским садам пришли крупные многопрофильные образовательные комплексы, которые позволяют создать образовательную инфраструктуру внутри учреждения, учитывающую индивидуальные траектории  развития разных категорий детей: одаренных, мотивированных учащихся, детей с ограниченными возможностями здоровья, ребят с девиантным поведением. Школа изменилась, только не все знают об этих изменениях. Не случайно  проведенные социальные опросы  оценки качества образования свидетельствуют о том, что семьи, в которых отсутствуют дети, оценивают его намного ниже, нежели имеющие детей. Это значит, что мы должны учиться вести диалог с обществом, подробно информировать о формировании образовательной политики, публично обнародовать свои приоритеты,  знакомить с процессами и результатами нашей деятельности, привлекать к совместному решению проблем,  разъяснять наши позиции, убеждать, доказывать, объяснять сущность, цели и перспективы  реорганизации. Не может быть одинаковой, однозначной оценки создания образовательных комплексов. Время рассудит.    Просчитывая  риски, необходимо анализировать причины возможного сопротивления изменениям:- нет  необходимого опыта работы по управлению большим образовательным комплексом;- апробируются, но еще не отработаны структурные изменения;- неприятие или непонимание  частью участников образовательного процесса происходящих перемен, иногда прямое, чаще скрытое сопротивление преобразованиям, желание привлечь общественность, прессу, поднять ненужную шумиху, мешающую работать, отвлекающую от дела;- тревога  перед неизвестным;- беспокойство за возможное изменение установившегося статуса в коллективе.Школа №962 занимает 90-е место в рейтинге московских школ, награждена дипломом 3-й степени за достижение высоких результатов в образовательной деятельности в 2013-2014 учебном году, третий год  лауреат гранта мэра Москвы в сфере образования, второй год в числе лучших школ России (Топ-500), включена в список лучших столичных школ, обеспечивающих  высокий уровень подготовки выпускников по социально-экономическому профилю, и стала образовательным комплексом.В наш комплекс, созданный в сентябре 2013 года,  вошли разные образовательные организации со своими традициями, нормами, ценностями, писаными и неписаными правилами, запретами, своими представлениями о  целях и способах деятельности, сознательно или бессознательно разделенных большинством  коллектива. В этой связи большое значение приобретает построение организационной культуры,  вращивание  основных  ее элементов в психологию  работников, которая стала инструментом мотивации и управления, носителем приоритетов деятельности, объединяет коллектив в единое целое.Не менее актуально в  условиях образовательного комплекса управление персоналом. Кадровый состав не только увеличивается, но и изменяется по качественным характеристикам. Следовательно, необходима  серьезная работа по внедрению лучших педагогических практик для повышения уровня профессиональной компетентности и соответственно качества образования. Методы управления персоналом могут быть разными, но наиболее эффективны,  как показал первый опыт, методы социально-психологического управления: убеждение и вовлечение в решение проблем.Справедливости ради надо сказать, что присоединенные образовательные учреждения не отличались высокой конкурентоспособностью, не были очень популярны и востребованы в микрорайоне, поэтому были предприняты шаги для повышения их имиджа: привлечение необходимых финансовых потоков для развития материально-технической базы, создания комфортных условий и благоустройства, изменение расстановки и укрепление кадрового состава, усиление административных функций управления,  формирование модели управления качеством образования комплекса, сочетающей, с одной стороны, внутреннюю самооценку, с другой – признание процессов и результатов нашей работы педагогическим сообществом родителями.  Первые позитивные оценки нашей деятельности  мы получили от старшеклассников. Они увидели то, что не сразу оценили родители  и учителя, привыкшие работать в других условиях и с другими учениками.Анализируя реальное положение дел, нужно честно себе сказать, что мы приобрели и что потеряли.Объединение позволило создать:- настоящую преемственность и интеграцию дошкольного отделения и    начального основного обучения;- расширение услуг психолого-логопедической службы;-  развитие профильного обучения на  третьей ступени обучения, расширение возможностей образовательного выбора обучающихся;-  взаимодействие с ведущими вузами столицы (МГТУ им. Н.Э.Баумана, НИУ «Высшая школа экономики», Первый Московский    медицинский государственный  университет  имени И.М.Сеченова,   МГУПС (МИИТ), способствующее повышению профессионального    уровня   учителей;- сотрудничество со средними профессиональными учебными заведениями,    расширившее возможности социализации обучающихся;- создание условий для инновационного развития образовательного    учреждения в целом,  участия учителей в реализации  Курчатовского    проекта  конвергентного образования, проекта «Мотивирующая   образовательная среда»,  «Школа новых технологий», «АШ ЮНЕСКО»;-  развитие системы дополнительного образования;-  повышение эффективности использования материально-технической базы;-  рациональное использование финансовых ресурсов, включая растущие    внебюджетные доходы.Наши проблемы:- неудокомплектование контингента до проектной мощности зданий;- низкий образовательный и квалификационный уровень дошкольных работников;- снижение качества образования   по сравнению с прошлым учебным годом; – потеря позиций в рейтинге московских школ (с 70-го места в 2012-2013 учебном  году до 90-го места в 2013-2014 учебном году);- недостаточное пока привлечение молодых учителей для эффективной реализации современных проектов;- снижение уровня воспитанности за счет роста социально-педагогической запущенности обучающихся;  – несформированность школьного уклада, определяющего качество обучения и воспитания, в условиях образовательного комплекса.Реорганизация образовательных учреждений не создала, а обострила проблемы. Впереди серьезная работа над ошибками. Мы знаем, над чем работать, как работать, к чему стремиться.Лариса ПОЛЯКОВА, директор  школы №962

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте