Весной в правительство Челябинской области пришло письмо. В нем была благодарность губернатору области Петру Ивановичу Сумину от совместной миссии Министерства образования и науки Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития. Миссия подводила итоги реализации проекта «Информатизация системы образования» за первые два года и пришла к выводу: «В Челябинской области в значительном количестве школ обозначились реальные сдвиги в сторону эффективного использования современных технологий, 75% школ начали реализовывать программы информатизации, все директора школ получили персональные компьютеры с установленной системой управления школой. За время проекта 14148 педагогов прошли повышение квалификации. Миссия отметила четкое выполнение всех обязательств по проекту ИСО со стороны Челябинской области, включая предоставление софинансирования. Челябинская область имеет все шансы добиться полномасштабного внедрения в школах новых образовательных технологий в период завершения проекта до июля 2008 года». Руководит проектом ИСО Наталия Пугачева, заместитель министра образования и науки Челябинской области.
Немалая заслуга успеха проекта ИСО в Челябинской области – одном из семи пилотных регионов – принадлежит Челябинскому региональному координационному центру (РКЦ) и его сотрудникам. И может быть, самое сложное в их работе – то, что проект комплексный. То есть одновременно поставляется техника, обучаются педагоги, поступают цифровые образовательные ресурсы, которые надо описать методически, научить педагогов пользоваться ими и критически оценивать. Вся система в голове у руководителя РКЦ Владислава Халамова. «Реальный результат, – считает Владислав Николаевич, – изменение сознания педагога. А чтобы это произошло, надо было сформировать лидеров – маяков учительского сообщества в сфере ИТ. Лидеры определяются в процессе состязания. Поэтому у нас существует конкурс «Педагогические инициативы». Проводники информатизации в учебных заведениях – школьные команды, и для них тоже есть конкурс, с призами. Губернатор Челябинской области выделил на этот конкурс 8 миллионов рублей. И, кстати, 50% повышения квалификации педагогов проходит на счет областного бюджета».
О школьных командах – очагах информатизации – рассказывает начальник отдела научно-методического обеспечения РКЦ Наталья Попова. Оказывается, каждая школьная команда должна была составить ни много ни мало программу информатизации. Эту трудную задачу облегчил региональный координационный центр. «Год назад, прежде чем написать такую программу, каждая школа заполнила электронную анкету информатизации, которая включала в себя все направления – поставку техники, внедрение электронных учебно-методических комплексов УМК, управление информатизацией и так далее. Заполнив анкету, каждая школа попадала в какой-то из 12 кластеров в соответствии с уровнем развития. А через год каждая школа написала программу. Сейчас мы провели второй этап заполнения анкет, и будет видно, переместилась ли школа из одного кластера в другой или нет».
Плюс в каждой школе появился в обязательном порядке свой сайт. И недавно прошел областной конкурс сайтов, который помог выявить «живые» и недействующие странички – зачем же выходить во Всемирную паутину ради «галочки»? Заместитель директора РКЦ Татьяна Трапезникова убеждена, что сайты нужны всем – и педагогам, и детям, и родителям: «Собираетесь отдать ребенка в 1-й класс, выбираете школу. Не нужно ездить по городу, спрашивать, отвлекать людей. Зашли на сайт – посмотрели, что-то понравилось, поехали в узкий круг школ. Создание сайта – это творческий процесс. И условия хорошие – мы предоставляем бесплатный хостинг, даем технические консультации. Технические специалисты даже выезжают в территории».
Информатизация действительно изменила сознание педагога. Наталья Попова размышляет: «У нас поворотная ситуация. В школе появляются учителя, которые очень хорошо владеют информационными технологиями. И есть педагоги, которые владеют ими на низком уровне. Естественно, они не хотят себя ощущать хуже, чем другие. Все занимаются на курсах повышения квалификации, получают сертификат. Раньше было сложно набрать группу, начать их обучать, переломить консерватизм учителя. Сейчас все воспринимают как должное, если есть вопросы, звонят в Межшкольный методический центр».
Межшкольные методические центры (ММЦ) становятся реальной поддержкой и зачастую заменяют муниципальные методические службы. Впрочем, руководство Регионального координационного центра не хочет сбрасывать со счетов традиционных методистов, а наоборот, старается в новых условиях на всех 100 процентов использовать их потенциал, взаимодействовать с ними.
Владислав Николаевич Халамов рассказывает: «У нас естественным образом выстраивается работа с ММЦ и методслужбой в каждом муниципалитете. Методслужба обеспечивает методическую предметную работу. Эту часть мы на себя не берем, но очень тесно с ней соприкасаемся. А мы дополняем традиционную методическую службу.
Опыт трансформации методической работы у нас разный. Где-то директор ММЦ и директор методслужбы – одно лицо, где-то это два человека, но очень тесно взаимодействующие и взаимно дополняющие друг друга. Есть территории, где эти службы совсем не взаимодействуют. И тогда в ММЦ приходится вводить методистов. В Златоусте директором ММЦ стал бывший директор методслужбы муниципалитета. Мы сейчас изучаем эти примеры. Затем будем выявлять лучшие, наиболее результативные и рекомендовать к внедрению».
Татьяна Трапезникова торопит – пора ехать в Красноармейский район, в один из челябинских межшкольных методических центров. На месте увидеть, как работают эти подразделения.
Комментарии