search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно В Москве в выходные пройдет бесплатная выставка «Навигатор поступления» Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина В школьных уроках появятся видеоматериалы Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов В Челябинске отменили уроки в школах Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат
0

Учится тот, кто учит. Рекомендации по составлению расписания, однопредметному планированию, совмещенным урокам

Сельская малокомплектная школа – весьма специфичное явление на образовательной карте России. Поиск путей улучшения ее деятельности идет давно. Но, к сожалению, по частным вопросам. В основном же она работает так, как и любая школа, будь то полнокровная сельская, городская или школа-гигант. Разве что учителя вынуждены порой объединять классы. Поэтому попытки существенно улучшить качество образования в малочисленной школе не привели пока к эффективному результату. А ведь в малокомплектных школах мало учеников и есть возможность учить каждого в отдельности в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Cотрудничество в малокомплектной школе становится ведущим типом отношений в учебной группе, между педагогами, между школой и окружающими ее структурами. Ученики становятся своеобразными учителями своих товарищей. Они не только воспроизводят знания, но и встраивают их в собственную деятельность. А ведь давно известен педагогический принцип: учится тот, кто учит. Учитель при этом активно взаимодействует с учеником только тогда, когда никто не может заменить педагога, при обсуждении самых тонких или сложных вопросов.

На основе этих идей разработана и реализуется на практике модель школы разновозрастного обучения, у которой немало преимуществ. Главное из них – обеспечиваются индивидуальные темп и способ усвоения знаний. Речь при этом идет не о снижении планки требований или сокращении объема содержания обучения для отдельных школьников. Учитываются возможности, способности, особенности каждого ребенка, а также то, что ученик уже знает, какие у него затруднения, к изучению чего он готов приступить. Для каждого ученика подбираются индивидуальные способы освоения материала, планируется очередность изучения тем. Коллективный характер учебного процесса определяется формулой «каждый – цель, каждый – средство». Иными словами, каждый ученик решает свои задачи в разных взаимодействиях, в разных временных объединениях (кооперациях) с остальными ребятами. Ученик систематически выполняет три функции: учится, обучает и управляет учебным процессом. На таких занятиях широко используются разные виды и приемы одновозрастного и разновозрастного взаимодействия учащихся. Работают четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная (работа в парах сменного состава). Последняя – ведущая.

Тамара ПОПОВА, учитель начальных классов, руководитель методического объединения малокомплектных классов Тальменского района, Алтайский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте