Сельская малокомплектная школа – весьма специфичное явление на образовательной карте России. Поиск путей улучшения ее деятельности идет давно. Но, к сожалению, по частным вопросам. В основном же она работает так, как и любая школа, будь то полнокровная сельская, городская или школа-гигант. Разве что учителя вынуждены порой объединять классы. Поэтому попытки существенно улучшить качество образования в малочисленной школе не привели пока к эффективному результату. А ведь в малокомплектных школах мало учеников и есть возможность учить каждого в отдельности в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Cотрудничество в малокомплектной школе становится ведущим типом отношений в учебной группе, между педагогами, между школой и окружающими ее структурами. Ученики становятся своеобразными учителями своих товарищей. Они не только воспроизводят знания, но и встраивают их в собственную деятельность. А ведь давно известен педагогический принцип: учится тот, кто учит. Учитель при этом активно взаимодействует с учеником только тогда, когда никто не может заменить педагога, при обсуждении самых тонких или сложных вопросов.
На основе этих идей разработана и реализуется на практике модель школы разновозрастного обучения, у которой немало преимуществ. Главное из них – обеспечиваются индивидуальные темп и способ усвоения знаний. Речь при этом идет не о снижении планки требований или сокращении объема содержания обучения для отдельных школьников. Учитываются возможности, способности, особенности каждого ребенка, а также то, что ученик уже знает, какие у него затруднения, к изучению чего он готов приступить. Для каждого ученика подбираются индивидуальные способы освоения материала, планируется очередность изучения тем. Коллективный характер учебного процесса определяется формулой «каждый – цель, каждый – средство». Иными словами, каждый ученик решает свои задачи в разных взаимодействиях, в разных временных объединениях (кооперациях) с остальными ребятами. Ученик систематически выполняет три функции: учится, обучает и управляет учебным процессом. На таких занятиях широко используются разные виды и приемы одновозрастного и разновозрастного взаимодействия учащихся. Работают четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная (работа в парах сменного состава). Последняя – ведущая.
Тамара ПОПОВА, учитель начальных классов, руководитель методического объединения малокомплектных классов Тальменского района, Алтайский край
Комментарии