search
main
0

Учиться счастливо – утопия или нет? Наша система образования растит нетворческих людей. Можно ли это изменить?

Если бы я охарактеризовала одним словом состояние, в котором находятся многие ученики средних и старших классов любой российской школы, это слово было бы «тревожность».Тревожность присуща прежде всего тем, кто имеет высокий уровень способностей. Дети тревожатся о том, удачно ли они сдадут ГИА и ЕГЭ. Тревожатся, смогут ли они пройти на бюджетные места в вузы и хорошие колледжи. Тревожатся, смогут ли они найти хорошо оплачиваемую работу, когда окончат эти вузы и колледжи. И этот ком тревог тем больше, чем лучше учится старшеклассник.Между тем справиться с этим состоянием и стать успешнее могут помочь определенные образовательные технологии.

– Все мы уверены: человек живет для счастья, – считает известный новгородский ученый Илья Каплунович. – Но как его добиться? Очевидно, прежде всего нужно ответить на вопрос, в чем заключается счастье. Если обобщить, можно сказать: счастье человека заключается в успешном продвижении к цели.Основная деятельность ученика в школе – учебная. Стало быть, счастье ребенка во многом зависит от того, насколько он успешно продвигается в учебе. Есть ли сегодня такая технология обучения, которая делает обучение счастливым? Да, и таких технологий несколько. Примером может быть теория развивающего обучения. Она базируется на идеях выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Идеи Выготского сейчас успешно продвигаются на Западе. В России же все обстоит гораздо скромнее.Идеи Выготского отражены в трудах его последователей. В системе Эльконина – Давыдова, признанной в практике российской школы, кажется, на словах никто не сомневается. Она вызывает огромный интерес и у французских, немецких, голландских, канадских, норвежских и японских педагогов. А у нас? По системе Эльконина – Давыдова более полувека ведут обучение некоторые российские школы. Если в 1990-х в Новгородской области было 69 классов, работающих в рамках развивающего обучения, то сейчас последователи системы остались только в трех учебных заведениях.Гимназия «Квант» Великого Новгорода, пожалуй, единственное в Новгородской области учреждение образования, полностью работающее по системе развивающего обучения по основным школьным предметам с 1-го по 11-й класс. Я провожу в этой гимназии регулярные занятия с учителями. Мы совместно реализуем технологию адаптивного обучения в зоне ближайшего развития – идея этой технологии моя, а основана она на учении Льва Выготского.В названии технологии адаптивного обучения заложена ее суть. «Адаптация» в переводе с латинского буквально означает «приспособление». Идея технологии – принятие ученика таким, каков он есть. Учитель не должен переделывать ученика под свой или иной стандарт интеллекта, не делать его таким, «как надо», а развивать и совершенствовать те исходные задатки и предпосылки, которыми каждый обладает. Для этого, как отмечал Лев Выготский, необходимо поменять позицию учителя. Он должен быть для ученика не поводырем, не рикшей, находиться, образно говоря, не впереди, а сзади и выступать лишь в роли социального организатора процесса обучения. Эта точка зрения отличается от традиционной – в большинстве педагогических технологий позиция учителя – впереди ученика, он ведет его за собой. Не всякое обучение является развивающим. Если при обучении школьник стал быстрее читать и писать, больше запомнил терминов, то это не развитие – просто рост. Психическое, интеллектуальное, эмоциональное развитие происходит в том случае, если в процессе обучения возникает овладение ребенком новыми, кардинально иными способами деятельности. На уроках, которые ведут учителя гимназии «Квант», педагог, за исключением обозначения новых понятий терминами, на уроке ничего не говорит повествовательно. Все его обращения к школьникам формулируются лишь в вопросительной форме. Вопросы учащимся заранее не планируются, но задаются они не спонтанно, а по строгому алгоритму. Алгоритм состоит в следующем. В последнем повествовательном предложении ответа ученика на вопрос учителя педагог выбирает ключевое слово – слово, несущее основную смысловую нагрузку, и именно к нему формулирует свой вопрос. Процесс продолжается до тех пор, пока учащиеся самостоятельно не придут к решению. В 2013 году гимназия «Квант» получила золотую медаль Национальной премии «Элита российского образования». Это успех учеников и учителей. Это доказательство того, что учиться можно счастливо!К сожалению, сегодня в России развивающее обучение пробивается с большим трудом. Школьников учат думать по шаблону, натаскивают на прохождение ГИА, ЕГЭ. Счастливы ли люди, которые выходят в жизнь, не приученные думать и жить творчески? Основываясь на жизненных наблюдениях, ответьте на этот вопрос сами! Нынешний сентябрь и для меня лично начался с учебы. Я поступила в магистратуру Новгородского государственного университета по направлению «Литературное образование». Наш поток – третий по счету; первый набор магистрантов прошел в 2011 году. Учиться очень интересно! И обучение в НовГУ сейчас принципиально отличается от того учебного процесса, участницей которого я была в 1990-е, когда получала специальность учителя начальных классов и английского языка в Новгородском государственном педагогическом институте. Что изменилось в НовГУ после присоединения? Первое изменение согласно основным положениям Болонской декларации – переход на европейскую двухступенчатую систему образования бакалавриата и магистратуры. Второе – оценка трудоемкости курсов в особых единицах – «кредитах». Кредиты, в частности, дают возможность перезачета в разных вузах разных стран при перемене места учебы. Третий шаг – повышение мобильности студентов, возможность обучения в зарубежных учреждениях высшего образования. Еще одна важная задача, которую выполняет Болонья, – сделать образование доступным для всех возрастов под лозунгом «Life Long Learning» (образование в течение всей жизни). Это мы, магистранты НовГУ, почувствовали на себе. Среди нас есть как вчерашние студенты, так и вполне состоявшиеся в профессии люди – школьные учителя и завучи, журналисты, работники детских садов, вузовские преподаватели. Но ключевое, пожалуй, отличие Болонского процесса, в который сейчас вовлечен НовГУ, – решение острой проблемы сегодняшнего дня – проблемы обеспечения качества образования. «Ценность содержания образования уже невозможно повысить включением новых знаний – увеличивать количество часов нет смысла. Она повысится, если вуз будет обеспечивать выпускнику успешность в его профессиональной деятельности», – считает кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики Института непрерывного педагогического образования НовГУ Светлана ГОРЫЧЕВА. Не правда ли, мысли Светланы Николаевны перекликаются с идеями Ильи Каплуновича? Первое же занятие магистрантов у кандидата педагогических наук, доцента НовГУ Людмилы Алексеевны СЕРЕБРЯКОВОЙ нас просто ошеломило. Никаких скучных лекций! Содержание курса разделено на модули. Внутри модуля – лекции, практическая и самостоятельная работа, отведенная на дом, причем со значительным перевесом практической и домашней работы магистранта. Само учебное занятие с Людмилой Серебряковой, которое можно считать эталоном обучения по правилам Болонского процесса, – это симбиоз лекции и практики, искусное вплетение в канву занятия новых знаний, при котором преподаватель не дает новый материал в готовом виде, а обучающиеся приходят к нему сами. Проблемное, развивающее обучение, цель которого не вложение в головы обучающихся готовых знаний, а формирование у них целого набора нужных для профессии компетенций – в этом отличие обучения в вузах, добросовестно работающих по принципам Болоньи.Надежду на возрождение развивающего обучения в начальной и средней школе дает процесс введения новых федеральных государственных образовательных стандартов. Идея в новых ФГОС, во всяком случае, заложена именно такая. Очень хочется надеяться, что эту идею получится реализовать на практике.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте