search
main
0

Учиться не у своих, а у лучших

Чтобы машина перестала гореть, но продолжала ехать

В начале июня в подмосковном городе Пересвете собрались 180 человек из 39 регионов России. Это участники федерального проекта «Профессионалитет» Министерства просвещения РФ. Зачем они здесь: чтобы поделиться опытом с коллегами, пересмотреть управленческие методики, определить собственные роли в проекте, научиться выстраивать диалог с властью и подопечными и освоить успешные практики работы в кластере? Вот и узнаем!

 

Коротко о главном

Для начала стоит прояснить, что же такое «Профессионалитет». Это проект, созданный год назад и направленный на то, чтобы максимально приблизить уровень образования учащихся колледжей к потребностям рынка. Программы этой федеральной инициативы нацелены на модернизацию профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Чтобы учиться, надо научиться самим, именно поэтому перед тем, как работать со студентами, управленческие команды (они же кластеры), включая директора колледжа, представителя предприятия (работодателя) и сотрудника регионального органа власти, приезжают повышать квалификацию на программы мастерской управления «Сенеж». Учебный план состоит из трех очных модулей (по три дня каждый) и трех заочных (продолжительностью в месяц). По окончании обучения управленцу выдается сертификат о повышении квалификации. Затем новые навыки и способы решения привычных задач реализуются на практике внутри кластера в течение 3-7 лет в зависимости от отрасли.

Немного статистики: в 2023 году в «Профессионалитете» принимает участие 201 образовательная организация, работа ведется по 22 уже созданным кластерам из 24 отраслей. Еще 2 кластера добавятся в 2024 году. Цель проекта – создание 861 кластера к 2026 году и подготовка 1 миллиона специалистов для разных сфер экономики РФ.

 

О ценностях, целях и… сетях

Для того чтобы работа проводилась эффективно и быстро, необходимо координировать свои действия с коллегами. За стратегические проекты в регионе отвечает управляющая компания (работодатель). Региональный совет координирует деятельность образовательных центров в рамках одного региона. Методисты обучают представителей системы СПО, а те в свою очередь передают опыт и знания студентам. Стоит отметить, что в рамках «Профессионалитета» предоставляются определенная свобода и право отходить от стандартов ФГОС в целях интенсификации образовательного процесса. Тем не менее, как подчеркнул Дмитрий Ковалев, проректор Института развития профессионального образования, примерная образовательная программа на самом деле является основной, и вопрос о возможности сокращения сроков обучения в колледжах не в ущерб качеству образования по сей день остается открытым.

К сожалению, в отечественной культуре слабо развит навык установления деловых неблизких отношений и налаживания слабых связей. Для реализации этой цели в рамках очного модуля «Профессионалитета» был проведен нетворкинг. Вначале люди знакомились в парах и рассказывали о себе, затем делились по отраслям и обсуждали более узкопрофессиональные вопросы, а также философские концепции миссии и цели «Профессионалитета». Как отметила Инна Жижина, кандидат психологических наук, доцент, директор Нижнетагильского филиала Института развития образования, главными итоговыми ценностями проекта являются быстрое профессиональное развитие студента и гарантии его успешного трудоустройства по специальности сразу после выпуска, а также упрощение преподавателям системы СПО задач по разработке учебных программ.

Для работодателей практические навыки, которыми обладает студент, их будущий работник, оказались гораздо важнее прописанной в его дипломе профессии. «На код специальности в документах я не смотрю. Мы тестируем соискателей на предприятии, если они успешно справляются с работой – берем, на кого бы они ни обучались», – рассказал Антон Суслин, генеральный директор тульской компании по производству программного обеспечения «Бревис».

Директора колледжей в свою очередь отмечают, что в образовательном процессе слабо учитываются голоса и мнения родителей. «Знают ли родители, на кого и почему учатся их дети, чем они занимаются, какие разделяют ценности? Если даже тематика «Разговоров о важном» в школах либо остается загадкой для мам и пап, либо вызывает у родителей негативные реакции, что говорить об их взаимодействии с повзрослевшими детьми-студентами?» – поставила вопрос ребром Ольга Сальдаева, директор педагогического колледжа Оренбурга.

 

Играем всерьез

Игра для управленца – это не только способ стимулировать воображение и творчество, но и способность решать стратегические проблемы, формировать эмоциональное благополучие. С методикой Lego Serious Play участников «Профессионалитета» ознакомил Денис Исмаков, генеральный директор компании «Снайпер Медиа Груп», бизнес-тренер, консультант, специалист по нетворкингу. Основная цель данного метода – стимулировать принятие нестандартных решений, визуализировать их с помощью деталей конструктора Lego в ходе сессий различной продолжительности, длительность которых зависит от сложности, масштабности темы встречи и глубины ее проработки. Идея принадлежит Йохану Русу и Барту Виктору. К моменту создания метода оба были профессорами в швейцарском Международном институте управленческого развития. Они придумали концепт «Серьезной игры в Lego» в середине 90‑х годов с одной основной целью – стимулировать управляющий персонал к описанию, созданию и реализации собственных взглядов на стиль и стратегию ведения бизнеса. Забавный факт: Къелд Кирк Кристиансен, создатель конструктора и оригинальный владелец компании Lego, поначалу отнесся к данной идее со скепсисом, но так как Русу и Виктору удалось быстро доказать применимость модели на практике, Кристиансен первым настоял на применении методов Serious Play в самой компании Lego.

«Думай руками, слушай глазами, будь открытым» – именно так прозвучал девиз Lego Serious Play в подмосковном Пересвете.

Игра состояла из шести частей. В рамках Lego-разгона участники создавали инсталляцию, «как за короткое время поставить четкие задачи, используя образное мышление». Во второй части конструировали ракету и рассказывали в течение 5 минут, почему изделие достойно полета в космос. Третий этап был посвящен сборке модели, демонстрирующей позитивное поведение лидера. На четвертом собравшиеся конструировали образ родного дома, на пятом – свой собственный. И наконец, на заключительном этапе представляли образ будущего кластера, а затем объединяли модели в общую систему.

– Каждому взрослому надо побыть ребенком, чтобы заново научиться хотеть. Но для этого вначале следует научиться слушать, – напутствовал собравшихся в завершение сессии Денис Исмаков.

Участникам «Профессионалитета» еще предстоит длительная интенсивная работа в условиях стресса и неопределенности. Их задача – сделать так, чтобы метафорическая машина, на которой они едут к цели, перестала гореть, как в известном интернет-меме, но продолжала двигаться. Давайте пожелаем им удачи на пути через тернии к звездам!

Ирина ДИМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте