Более 70% выпускников российских вузов вынуждены доучиваться на рабочем месте. Об этом в ходе международной научно-практической конференции «Какие кадры нужны экономике России?» сообщила директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России Марина Маслова. «Практически 72% выпускников вынуждены доучиваться дальше на рабочих местах, и четверти из них работодатели оплачивают еще дополнительное обучение», – сказала глава департамента. Как прокомментировали этот факт наши эксперты?
Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета:- Это иллюзия, что если квалификация выпускнику присвоена, то он полностью готов к осуществлению профессиональной деятельности. Дело в том, что за последние 30-40 лет образование стало непрерывным, как принято сейчас говорить, «образованием через всю жизнь». Это означает, что нет предела профессиональному совершенству, всегда надо учиться и переучиваться. Если говорить о современных вузах, то надо иметь в виду двухуровневую или даже трехуровневую подготовку. После бакалавриата практически никто еще не готов к полноценной профессиональной деятельности. Более того, полагаю, что со временем из законодательства исчезнет присвоение квалификации после окончания бакалавриата. Появится формулировка вроде «общее высшее образование». Сейчас это звучит резко, но исторически неизбежно. Я бы так сказал: чтобы стать профессионалом после бакалавриата, требуется по меньшей мере 3-4 года интенсивной работы, специальной профессиональной рефлексии. Но и этого порой недостаточно. Только после магистратуры выпускник определяется с конкретной профессиональной траекторией. Если же специалист претендует на оценку собственного вклада в развитие профессии – это уже аспирантура.Что делаем мы в педагогическом образовании? При поддержке московских властей и Рособрнадзора вместе с Московским центром качества образования мы начали программу «Сертификат «Московский учитель». Наши выпускники проходят несколько фильтров для получения такого документа. Сначала оцениваются их предметные знания по измерительным материалам, близким к ЕГЭ и межпредметным диагностикам. Потом они проходят оценку педагогических компетенций. Это специально подготовленное модельное учебное занятие для студентов из колледжей с участием экспертов из числа директоров школ. Тут уже по системе дескрипторов проводится оценка качества учебных занятий. Наконец, на третьем этапе проходят собеседования по зарплатам и конкретным школам, куда предлагается пойти работать выпускникам. Сертификат «Московский учитель» дает право на дополнительное консультирование, широкий выбор школ для работы в разных частях города и, главное, повышенную зарплату. Программа только началась, но в будущем именно такой сертификат будет сигналом для работодателя, что специалист действительно владеет определенными необходимыми навыками по своей профессии.Любому молодому учителю требуется специальная «тонкая настройка» для работы в школе. Необходимо выработать свои собственные педагогические техники, определиться с методиками работы. Надо будет уметь создавать рабочие образовательные программы в зависимости от специфики конкретного класса и школы. А это не год и не два непрерывного педагогического труда. И только после такой практической работы можно говорить о профессионализме. Сертификация квалификаций в этом смысле помогает выпускникам настроиться на профессиональный рост, научиться видеть свои плюсы и минусы, перспективы развития. Если говорить о магистерских программах – мы резко увеличили их число. Теперь готовим также учителей физики с использованием STEM-технологий, специалистов по проектированию в образовании, по образовательной политике и образовательным медиа, по разработке электронных ресурсов в образовании и т. п. Все это уточнение профессиональной траектории бывших выпускников-бакалавров, как правило, уже после определенного опыта работы в сфере образования. Это позволяет формировать более гибкие образовательные траектории, уточнять профиль профессиональной деятельности в зависимости от меняющихся карьерных устремлений.Наталья ЯКИМЕЦ, советник президента Нижегородского государственного педагогического университета имени Минина, доцент: – Думаю, это связано прежде всего с двухуровневой системой подготовки: бакалавриат предполагает формирование в основном общих компетенций, поэтому логично, что специальные профессиональные компетенции формируются на следующей стадии обучения (магистратура, переподготовка). Может быть, это и неплохо: работодатели могут влиять на компетентность своих сотрудников. В НГПУ выход из этой ситуации видят в организации «клинической базы» практик, когда студенты с 1-го курса еженедельно проводят один день в школе, непосредственно участвуют в образовательном процессе, что способствует формированию практических навыков.Дмитрий СКУРИХИН, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2006, директор Центра образования имени А.Некрасова, Кирово-Чепецк, Кировская область:- На мой взгляд, послевузовское обучение нужно. И до тех пор, покуда не будут организованы корпоративные университеты (по типу обучения в Японии), доучиваться и переучиваться придется постоянно. Это совершенно логично, поскольку только социальный партнер – крупная компания может организовать обучение тем компетенциям, которые ей действительно нужны, а учебные программы вузов и колледжей не могут оперативно подстраиваться под требования отдельных работодателей.Александр САЗОНОВ, студент 4-го курса факультета прикладной математики и кибернетики Южного федерального университета, Ростовская область:- Я и все мои однокурсники готовы к тому, что предстоит доучиваться, когда мы попадем в серьезную компанию, занимающуюся программированием. На мой взгляд, это совершенно нормально. В вузе мы получаем основы, изучаем язык и основные принципы и механизмы программирования, но это только необходимые азы. У каждой компании свои требования, свои наработки. Изучить все, что создано в цифровой сфере, невозможно. Но, кстати, переучиваются и доучиваются не только молодые специалисты. Мой отец – опытный программист, ему 40 лет, более десяти лет он работал ведущим программистом в очень серьезной госкорпорации. У него были авторитет и хорошая зарплата, но когда он понял, что достиг потолка в своей профессиональной карьере и больше не развивается, решил уйти в другую IT-компанию, международную. Почти три месяца он был в роли ученика и в этот период получал зарплату, несравнимую с той, что у него была на предыдущем месте. Зато у него появился профессиональный интерес. Перед ним ставились совершенно новые задачи, и он их решал с азартом. Сейчас у него появились совершенно новые перспективы, он на хорошем счету, много ездит в командировки, видит весь мир. Я бы хотел достичь такого же уровня в будущем. И готов учиться новому.
Комментарии