Что такое демократия?
Демократия – это не простая идея. Простого определения недостаточно. Все семь частей этой работы, взятые вместе, могут объяcнить демократию как идею и показать разные способы воплощения ее в мире. Программа начинается с основного объяснения некоторых элементарных составляющих демократии; и каждая последующая часть строится на уже полученных знаниях о демократии и расширяет их.
I. Что означает “демократия”?
Для того чтобы понимать демократию как форму политической системы, требуется знать основную концепцию (понятие) демократии, неправильное употребление этого термина, либеральные и нелиберальные типы демократии, виды демократии которые могут служить примерами систем действующих государств (правительств).
1. Основная концепция демократии; неправильное употребление термина “демократия”
а) Основная концепция демократии. Слово “демократия” происходит от греческих слов “демос” – народ и “кратия” – власть или правление. Таким образом демократию можно определить как власть, правление народа. В классическом понимании термин “демос” относится к низшим классам, которые составляли основное население. Со временем народом стали называть всех людей или граждан, живущих в данной стране или государстве.
Однако концепция демократии более сложная, чем определение этого термина. Основанная, на ранних истоках самого слова концепция демократии как “правления народа” покоится на принципе, что народ в целом считается основой политической жизни. Он является основным источником власти, и его интересы и благосостояние – это главная цель государства.
При демократическом режиме политическая власть легитимизируется (становится законной), только если она исходит от людей. Она может исходить только от свободного решения народа в целом и по отдельности, когда каждый человек может принимать свободные политические решения. Таким образом, свобода – это основное предварительное условие самой концепции самоуправления. Эта свобода охватывает индивидуальные и коллективные аспекты само-управления или “автономии” – слова, происходящего от греческого авто (сам) и номос (закон или общий обычай).
Существует два способа проявления легитимизации. Первый, при котором люди никогда не отдают принадлежащую им власть, чтобы самим создавать и переделывать форму правления. Второй, когда люди постоянно передают власть официальным лицам и институтам, действующим от их имени, но эти власти становятся им подотчетны.
Таким образом, при демократии люди:
– создают, “авторизируют” (от слова автор) фундаментальный план политической системы в самом начале и одобряют последующее создание его институтов и
– соглашаются на управление определенными правительственными институтами, созданными как часть этой системы, включая действия и политику этих институтов.
Таким образом, концепция демократия сконцентрирована на принципе суверенности народа или “народном суверенитете”. В демократической теории люди не могут отказаться от своего суверенитета и не могут отказаться от своей свободы давать и забирать свое согласие у правительства. В результате народ обладает неотчуждаемым владением своего правительства (государства). Даже в представительной демократии люди не отдают свою власть; они скорее передают власть своим представителям, которые становятся поверенными народа.
Таким образом, в соответствии с принципами народного суверенитета власть исходит от людей к представителям власти, а не сверху вниз. Важным признаком демократии являются свободные, справедливые и регулярные выборы со всеобщим правом голосования для взрослых, но сами по себе свободные выборы не обеспечивают демократию. Демократическая система может быть охарактеризована свободным и открытым обменом идеями и мнениями. В своем лучшем варианте, демократия обеспечивает внутренний мир при постоянном конфликте интересов и мнений.
Концепция демократия, в своем основном значении, включает правление большинства и уважение к меньшинству, потому что они тоже являются частью народа в целом. Имея статус части народа, меньшинства всегда получат справедливое отношение. Государство является менее демократичным, если какая-либо часть народа исключается из общего правления или если часть людей несправедливо ущемлены в своих интересах. Таким образом, элементы индивидуальной свободы являются важной практикой всякой демократии.
Тем не менее основная концепция демократия не считает, что защищать права меньшинств или отдельных индивидов нужно иначе, чем права остальных людей (либерализм). Сюда также не входят принципы полного ограничения государства (конституционализм).
Основная концепция демократия – это идеал, ни один из существующих или исторических примеров не отражает принципы демократии в полной мере. Но концепцию знающие люди могут использовать, чтобы судить о степени демократичности стран.
б) Как слово “демократия” употребляется неправильно.
Многие страны, считающие себя демократичными, не соответствуют вышеперечисленным критериям. Это может происходить из-за неправильного понимания концепции или из-за умышленного искажения ее принципов. Чтобы понять концепцию демократия, надо еще и понимать, как термин “демократия” или “демократичный” понимается и употребляется неправильно.
Эти термины были использованы для того, чтобы:
– прикрыть деспотичные режимы, которые манипулируют и взывают к чувствам, но которые топчут основные права народа, например, демагогия;
– скрыть деспотизм, когда политическое участие и выборы превращаются в показательные шоу и инициируются правительством, чтобы достичь предопределенных результатов, например, притворная демократия;
– включать только некоторые элементы демократии в искаженном виде, например, правление большинства становится тиранией большинства, электоральной диктатурой или автократией;
– призывать риторику “воли народа”, не используя демократические процедуры, чтобы выявить, в чем заключается воля народа, например власть мафии , “диктатура пролетариата”;
– неправильное представление чьих-либо интересов (части народа), которые могут иметь поддержку, как если бы они были эквивалентом всеобщего благосостояния.
2. Основные теоретические типы демократии
Любая политическая система должна четко строить отношения между личностью и обществом. Но демократия должна стремиться организовать эти отношения таким образом, чтобы не нарушать целостность общества и интересы личности. Не в последнюю очередь потому, что практические политические действия накладывают большую ответственность на личность или на общество. Действующие демократические системы разделяют по степени ответственности личности и общества в целом.
Демократические политические системы, несмотря на разные цели, можно разделить на те, где в центре стоит личность (личностная), и на те, где общество (общественная). Эти две категории по-разному понимают “личную свободу” и “общественную свободу”. Личная свобода означает, что личность может действовать самостоятельно.Общественная свобода подразумевает, что общество людей как независимое политическое образование может само собой управлять.
На практике любая демократия может сочетать в себе две эти теории. Для того чтобы в самом основании общества не возникало напряжения, в основе демократии должна быть положена свобода личности или суверенность народа в целом, так как и то и другое необходимо для демократии. Демократия должна поддерживать принципы самоопределения человека и в равной степени самоопределения народа в целом. Эти два понятия не должны исключать одно другое, хотя одно из них всегда будет преобладать.
Таким образом, любой отдельный вид реально существующей демократии должен быть соединением личностной и общественной теорий.
Демократию называют либеральной, если главенствующее место в ней занимают статус и свободы личности. И наоборот, если в демократии преобладает статус общества, такую демократию называют нелиберальной.
а) Личностная теория.
Эта теория подразумевает, что вся политическая власть должна исходить от свободных действий человека, который действует в согласии с другими людьми. Когда политическое объединение людей основано на приоритетах личности, политическую систему называют либеральной.
Термин “либеральный” происходит от лат. слова “либер”, что означает “свободный”. Либерализм как политическая теория учит, что главная цель государства и политики – защитить самостоятельность и права человека, начиная с права на жизнь.
В либеральном типе демократии приоритет отдан личности, и его/ее права выходят на первое место. Права человека имеют приоритет даже перед правами общества.
б) Общественная теория.
По этой теории все политические полномочия должны исходить из коллективных действий людей или политических действий уполномоченных лиц, действующих от имени всех остальных.
Когда политическое образование делает главными приоритеты общества, члены которого стремятся жить вместе, такая политическая система называется нелиберальной, а в некоторых случаях общественной. В таких системах главной целью государства является служение интересам общества или обеспечение общего блага общества.
Нелиберальный тип демократии принимает и поддерживает права и интересы членов общества в принятии политических решений и участии в политической жизни общества (например: право голосовать, право на политические объединения, свобода слова и свобода собрания для достижения политических целей). Оно может тем не менее поддерживать некоторые права и свободы, характерные для либеральных обществ, – свобода слова и вероисповедания, самовыражение, право на частное пространство.
На практике нелиберальная демократия содержит больше противоречий и расхождений между составляющими политической системы, чем либеральная демократия.
Нелиберальные демократии бывают следующих категорий:
– классические республики с демократическими элементами, такими, как общественное участие и представительство, но главной целью является достижение и поддержание общественного блага;
– социальные демократии, при которых обеспечение благосостояния составляющих групп (например детей, работающих или стариков) является высшей целью – противопоставляется набирающей силу индивидуальной теории;
– общественные содружества – политическая система понимается как общее дело всех граждан, а статус каждого гражданина определяется принадлежностью к общему содружеству;
– современные электоральные демократии, при которых единственным компонентом демократии остаются выборы, которые считаются свободными. Выборы считаются достаточным основанием, чтобы считать такую политическую систему демократией. Пока официальные лица могут быть избранными выборщиками, каждодневная деятельность правительства необязательно должна исходить из демократических ценностей или принципов.
в) Соединение личностных и общественных теорий демократии.
– Составляющие демократии в либеральной и нелиберальной демократии. Соединение либерального и нелиберального типов демократии.
Ни настоящая свобода, ни настоящая власть не могут существовать при условии серьезного противостояния индивидуализма и коллективизма.
Только если политическая система соединяет и личностную и общественную теории, такая система соответствует критериям концепции демократии.Само определение демократии сочетает личностное и общественное самосознание. Демократия только тогда может считаться стабильной, когда представляет собой хорошо сбалансированную систему либерального и нелиберального типа. Такая демократия не впадает в крайности индивидуализма и коллективизма, потому что их нельзя сравнить с демократическим самоуправлением. Таким образом, демократии не могут быть чистыми версиями личностной и общественной теории. Они должны быть соединением этих теорий и должны сочетать элементы либеральных и нелиберальных типов демократии.
– Градации (разделения) внутри либеральной и нелиберальной демократий.
Даже в рамках двух аналитических типов демократии существуют элементы политических практик и институтов, которые отражают ценности, которые в большей или меньшей степени сочетаются с личностной и общественной теориями;
– любая политическая система будет иметь политические практики, законы и институты, которые соответствуют личностной или общественной теориям. Например, парламентская система может быть рассмотрена как общественная теория, когда без достаточного консенсуса в обществе и парламенте рушится вся существующая правительственная администрация;
– любая демократическая система будет содержать элементы личностной и общественной теорий. Каждый элемент политической системы в большей или в меньшей степени относится туда или сюда. Например, в личностной теории свобода слова может быть понята как право человека сообщать о своей принадлежности к той или иной группе или выражать свое мнение. Это право может принять формы самовыражения, которые являются новыми или несовместимыми с чувствами, преобладающими в обществе. С другой стороны, в общественной теории свобода самовыражения может быть ограничена до свободы слова в вопросах официальной политики правительства;
– демократическая политическая система также должна содержать один или больше элементов, отражающих обе теории. Например, экономические права могут поддерживать личную сохранность и в то же время способствовать процветанию общества;
– сочетание личностных и общественных элементов, существующих в любой демократической политической системе, придает ей разный характер.
3. Наблюдаемые типы демократий
Основная концепция демократии определяет характеристики политической системы. Либеральные или нелиберальные системы являются “типами” демократии. Но эта концепция и эти типы не включают все типы и элементы, чтобы создать действующую политическую систему, например выбор прямой или представительной демократии. В зависимости от того, какие элементы были выбраны, разные “типы” демократии по ходу истории будут выходить на первый план или установятся в свободном порядке.
В любой политической системе власти должны быть организованы и структурированы. В демократической системе власть народа может быть организована и структурирована разными способами, но суверенный народ всегда сохраняет главную власть, даже если он не применяет ее прямым способом.
Ниже перечислены альтернативные типы демократии, которые представляют разные политические конфигурации того, как люди делегируют свою власть. (На практике элементы ниже перечисленных типов демократии смешаны между собой, и их комбинации отличаются от страны к стране).
а) Прямая или представительная демократия
– прямая демократия – граждане правят напрямую, обычно через общие собрания;
– репрезентативная демократия – граждане выбирают тех, кто будет управлять.
б) Мажоритарная или консоциальная демократия
– мажоритарная – большая часть всех законов принимается простым большинством самим народом либо законодательным собранием;
– консоциальная или супермажоритарная – законы не могут быть приняты без согласия либо преобладающего (супер) большинства (две трети или три четвертых) законодательного собрания или выраженных общественных групп (например – этнических групп). В некоторых случаях такие условия заканчиваются тем, что власть разделяется между двумя и более этническими или культурными группами.
в) Состязательная или консенсусная демократия.
– состязательная – процессы принятия политических решений проходят таким образом, чтобы обеспечить борьбу между расходящимися интересами и целями, в этой борьбе могут быть победившие и проигравшие;
– консенсусная (согласительная) – процессы принятия политических решений гармонизируют расходящиеся интересы и цели, подводят их к взаимно приемлемому согласию.
г) Централизированные и децентрализированные демократии
– централизированные – единственное правительство превыше всего; оно может руководить подотчетными местными и региональными компонентами или может обойтись без них и руководить напрямую;
– децентрализированные – каждое из двух и более правительств (или уровней правительства) обладает достаточной властью для определенных целей, но ни одно из них не преобладает во всех областях сразу. В некоторых случаях они разделяют сферы ответственности (например федеральная система).
II. Какие существуют основные формы политических систем, кроме демократии?
Недостаточно знать основные условия возникновения демократий, нужно еще изучить основные условия и обоснования, которые лежат в основе других политических систем.
1) Основания и обоснования альтернатив демократии.
а) Сколько человек у власти – политическая система может управляться одним, несколькими и многими.
б) Принадлежность к политической системе может быть основана на
– национальности или на кровном родстве;
– гражданской принадлежности, которая определяется приверженностью определенным общим политическим ценностям и принципам;
– космополитическая идея, когда каждый может стать членом политической системы.
в) Отношения между теми, кто правит, и теми, кем управляют, могут быть основаны на формах;
– патернализма (вкл. естественные, семейные формы);
– доминирования (вкл. покорение или порабощение);
– согласия.
г) Обоснование для политических систем – власть исходит от одного, нескольких или многих людей – может быть основана на
– утверждении, что люди по природе своей свободны, и это признается и защищается любой легитимной политической властью;
– праве руководить, которое переходит по наследству, включая власть традиций;
– “право на завоевание”;
– притязаниях на власть, основанных на одном столпе общества, например благосостояние, собственность;
– “божественном праве”, переданном личности, семье, клану или религиозным людям;
– особом знании добродетели, таком, как знание “Божьей воли” или “законов истории”;
– согласии тех, кем управляют.
2. Классификация форм политических систем, отличных от демократии.
Существуют и существовали некоторое количество политических систем, которые базируются на описанных выше основаниях и обоснованиях или на их комбинации. Аспекты таких форм политических систем могут также появляться в существующих и действующих демократических системах. В некоторых случаях такая смесь может укреплять или уравновешивать демократические формы правления, а в других случаях может противоречить и разрушать основы.
Такие системы включают следующие:
а) Монархия (“правление одного”) – обычно представлена одним человеком (называемым королем, королевой, царем, царицей, императором, главой, эмиром или другим титулом, подразумевающим иерархическое превосходство). Монархия основана на принципе, что единство и общая воля народа воплощается в едином правителе. Этот правитель должен сердцем стремиться к достижению лучших интересов общества. Исторически сложилось несколько типов монархий:
– Традиционная монархия – система, при которой власть монарха переходит по наследству. Однако известны случаи выборов монарха.
– Абсолютная монархия – система, при которой власть правителя не ограничена, например аристократией или традициями. Один из типов абсолютной монархии – это просвещенный деспотизм, при котором правитель хочет пользоваться абсолютной властью на благо общества или на основе высшего знания или личных добродетелей.
б) Конституционная “монархия” – система, при которой власть символично заключена в монархе. Но политическая власть, за немногими исключениями, принадлежит другим институтам, особенно законодательным институтам или аристократии. Самые современные компоненты конституционной монархии обладают качествами либеральной демократии, такими, как защита личных прав и свободные выборы.
в) Аристократия – правление нескольких, которые считаются мудрыми, умными и обладают сильным характером, могут действовать в основных интересах общества в целом.
г) “Либеральные” режимы – политические системы, построенные на принципах либерализма. Их структура позволяет защитить автономию личности как разумного существа, способного осуществлять свободу. Общество считается собранием самозначимых индивидов. Отрицается сама по себе идея подчинения интересов личности интересам общества. Таким образом, они обеспечивают свободные и справедливые выборы, но не включают весь народ в электорат из страха, что не все члены общества достаточно квалифицированны для того, чтобы принимать решения, которые могут влиять на свободу и благосостояние остальных.
д) Олигархия – правление маленькой группы людей, которые правят, руководствуясь собственными интересами, а не общим благом.
Одной из форм олигархии является “плутократия” – правление богатых в системе, где защита интересов обладающих деньгами выдается за защиту долговременных интересов страны. Они руководствуются утверждением, что те, кто сумел заработать денег на себя и удержать их, сумеют сделать то же самое и для остальных, а также могут управлять.
е) Авторитарная система имеет склонность быть патерналистской, власть рассматривается как способность принимать решения, которые обычные люди принять не могут, эта власть основана на приказах, решительности, послушании. При авторитарных правительствах политическая власть сконцентрирована на одном человеке или на маленькой группе, а все другие личности и группы полностью исключены из участия в политической власти.
Тем не менее участие в неполитических делах допускается.
Авторитарные политические системы включают диктатуру одного человека или группы, особенно военного правительства. Такие диктаторские режимы могут быть формой однопартийной страны, завуалировав отсутствие свободного политического выбора.
ж) Тоталитарные системы, не существовавшие до XX века, – в основе своей системы, при которых все области человеческой жизни подвержены руководству и контролю правительства. Тоталитарные системы являются абсолютными диктаторскими режимами, потому как у них есть такие свойства, как:
– неограниченная область политического контроля и руководства над обществом и человеком, включая все формы культуры;
– полное подавление гражданского общества посредством запрещения всех форм независимой жизни как в ассоциациях, так и личностных инициатив;
– используя террор и секретную полицию как инструмент контроля над обществом, принудительное заключение в тюрьму или массовые наказания;
– современные технологии используются для слежения и контроля;
– всепроникающая идеология, при которой режим не терпит возражения и которая насаждается образовательными институтами и средствами массовой информации;
– преданность населения подтверждена полномочиями – показательные выборы, участие в демонстрациях, общественных работах и начинаниях, политические “круглые столы”.
III. Что такое власть и полномочия и каково их место в демократии?
Нельзя понять, что такое демократия, не поняв концепции власти и полномочий, которые являются составляющими политики и правительства.
1. Власть определяют как способность влиять на результат путем управления. Власть может действовать такими методами, как уговоры, убеждение, сила, угроза применения силы, принуждение и манипулирование.
2. Полномочия (легитимная власть) могут определяться как оправданная власть или легитимное право действовать от имени кого-то или чего-то. Политическая легитимная власть, таким образом, легитимизирует и институциализирует право официальных лиц осуществлять власть во имя, например, божества, государства, конституции или народа.
Идея права не означает, что цели, преследуемые властями, или способы, используемые для достижения этих целей, моральны. Мандат на власть может быть дан на осуществление ее неморальными средствами и /или искать неморальных целей, например несправедливой войны.
3. Характеристики политических полномочий (легитимной власти):
а) Легитимность – вера в то, что те, кто находится у власти, имеют право на власть.
б) Стабильность – идея полномочий подразумевает, что они длятся продолжительный период времени. Хотя полномочия должны подкрепляться народом время от времени, есть тенденция к распаду властей, если они меняются с большей частотой.
в) Уступки – согласие и уважение, как правило, предоставляются власти, которая считается легитимной.
г) Условность – использование власти должно оставаться верным ее целям, которые делают ее легитимной.
4. Источники политических полномочий.
Исторически типичными источниками политических полномочий считаются следующие:
А) Высшее существо – правители могут утверждать, что они получили право на власть от высшего существа. Такие правители могут быть пророками и другими религиозными фигурами, так же как и монархами, утвержая, что получили божественный мандат на свою власть. Демократия же может утверждать, что воля Бога отражается в воле народа.
Б) Рождение – правители утверждают, что получили власть по праву рождения, иногда корни этого убеждения лежат в божественном мандате, который передается от поколения к поколению по наследству и санкционирован традицией. Такие правители – аристократы и монархи.
В) Захват верховной власти – правители получили власть над народом после того, как сумели завоевать его (“право захвата”).
Г) Природная сила – правитель или правящие группы получили власть над другими на том основании, что обладают моральными, расовыми (национальными) или культурными чертами и способностями, превосходными над остальными.
Д) Моральные обязательства – правители получили власть потому, что их статус и атрибуты им были подарены от рождения (например, класс, религия, семья и пол), у них есть обязательства помогать менее одаренным, используя свои превосходные силы.
Е) Добродетель – правители получили власть, потому что обладают добродетелями. Идея состоит в том, что это благо позволяет добродетельным превосходить слабости и подниматься над человеческими конфликтами.
Ж) Знания – правители получили власть, потому что обладают высшим знанием, которое дает им право на власть. Иногда это философское или этическое знание или знание “законов истории”.
З) Мудрость – правители получили власть потому, что обладают мудростью и глубоким пониманием, высшим суждением в том, что касается деятельности людей.
И) Согласие – правители утверждают, что получили свою власть по согласию тех, кем они управляют. В демократиях власть правительства делегируется людьми, которые соглашаются на нее, поскольку она служит тем целям, для которых была создана.
5. Власть и полномочия в демократии. Демократия и власть не противостоят друг другу. Но демократическое правительство может использовать власть только тогда, когда оно имеет на то полномочия.
а) Истоки (генерирование) власти. Демократия – это средство генерирования и поддержания власти. Соединяя разрозненную власть отдельных членов общества, демократия концентрирует эту власть так, чтобы ее можно было использовать от имени общества.
б) Трансформация власти в полномочия (легитимную власть). Полномочия в демократии исходят от народа в целом, который нацелен на наиболее эффективное использование власти в обществе.
в) Для каких целей демократии создают и используют свои полномочия (легитимную власть):
– установление и поддержание порядка;
– мирное разрешение конфликтов;
– использование различных интересов и ресурсов для достижения общей цели;
– защита основных прав и свобод;
– распределение бремени и доходов.
г) Разделение человеческой и божественной власти.
Сама по себе возможность управления людьми, основанная на воле народа, требует, чтобы политическая власть была отделена от религиозной и не была подотчетна ей. Это не означает, что политическая власть стоит над религиозной властью, в особенности при решении религиозных вопросов. Это также не означает, что в политической жизни нет места религиозным убеждениям.
IV. Как гражданская жизнь, политика и правительство обеспечивают возможность реального применения демократии на практике?
Приверженность демократии потенциально оказывает влияние и не трансформирует все аспекты жизни человека, особенно те, которые определяют отношения человека и общества. Это может включать место работы, искусство, даже менталитет большинства людей. Демократия в действии может иметь место в разных сферах: от самой активной (гражданской жизни) до более узкой (политика) и в самой интенсивно сфокусированной сфере (правительство). Различия между этими тремя сферами определяют те области, в которых демократия на деле может иметь место.
1) Гражданская жизнь.
Это общественная жизнь, связанная с общественной деятельностью и общими интересами общества и нации. Гражданская жизнь отличается от личной жизни, которая полностью посвящена достижению личных интересов и личным отношениям.
2) Политика.
Политика присутствует во всех областях человеческой деятельности. Политика позволяет людям достигать тех целей, которых они не могут достичь поодиночке. Политику можно рассматривать как процесс, при котором человек или группы, чьи взгляды могут как совпадать, так и расходиться:
– достигают совместных решений путем ненасильственных споров и принятия компромиссных решений;
– ищут власти, которая позволит принимать решения по таким вопросам, как распределение ограниченных ресурсов; распределять доходы и ответственность, решать конфликты, достигать целей общества в целом;
– вступают в состязательную борьбу за ограниченные ресурсы.
3) Правительство.
Сам термин “правительство” относится к авторитарному и институционализированному управлению или контролю над народом общества, его территорией и ее ресурсами. Этот контроль можно осуществлять путем создания, осуществления и претворения в жизнь законов и политических программ.
4) Необходимое и желаемое политики и правительства.
Политика и правительство необходимы для любого общества. Ведение политики и создание правительства могут отражать стремление народа жить вместе. Среди аргументов “за” такие:
– Развитие политической ассоциации – естественный процесс, включающий самые простые формы ассоциации, такие, как семья. Человек больше не может использовать свой потенциал без политики и государства (Аристотель).
– Человек несовершенен, греховен и бесправен по природе своей и потому без государства будет незащищен. (Христианство, ислам, иудаизм и другие религии, некоторые древние китайские философы и современные скептики).
– Жизнь некоторых людей и благосостояние других находятся под угрозой, поэтому люди чувствуют необходимость защищать себя, формируя ассоциации (гражданские или содружества) для собственной безопасности и общей защиты. (Томас Гоббс).
– Политика обязательно возникает, когда группа людей начинает жить вместе, т.к. им тогда приходится достигать коллективных решений по разным вопросам, кроме того, организованная политическая жизнь позволяет людям достигать тех целей, которых они не могли бы достичь поодиночке. (Джон Локк).
5. Задачи политики и государства.
Для человека и общества очень важно понимать, что задачи политики и правительства имеют глубокие последствия для индивидов и общества.
а) Задачи:
– обеспечить безопасность народа;
– повысить мораль в обществе;
– усилить интересы одного класса или этнической группы;
– воплотить религиозные перспективы или цели;
– принести славу стране;
– обеспечить индивидуальную безопасность и общественный порядок;
– внести разнообразие в однообразный (унифицированный) строй;
– увеличить экономическую прибыль;
– защитить права человека;
– обеспечить всеобщее благо;
– достичь социального равенства.
б) Последствия. Самые первостепенные цели, искомые государством, влияют на отношения между человеком и государством и между государством и обществом в целом. Например:
– чтобы обеспечить религиозное или светское видение того, каким должно быть общество, иногда для этого нужно ограничить свободу слова человека, свободу выражения и поведения – в той же степени, что и строгий контроль над всем обществом;
– чтобы ограничить действия государства, которое стремится обеспечить безопасность граждан и сохранность собственности граждан, можно требовать ограничить власть государства, не позволять ему вникать в частную жизнь.
V. Как конституциализм относится к демократии?
Каждая политическая система обладает “конституцией”. Такая “конституция” описывает структуру политической системы. Она отображает то, как государство конституционализировано, т.е. что лежит в его основании, как сформированы его принципы и характер и как организовано и действует его правительство. Тем не менее сам по себе факт, что политичекая система обладает конституцией, не означает, что она соответствует стандартам конституционализма.
Любая конституция должна подходить своему народу. Это фундаментальное основание демократического аспекта конституционализма.
Демократии не только обладают конституциями, которые определяют их характеристики, но также включают дополнительные принципы ограничения власти, которые истекают из эволюции конституционализма. В государствах с неограниченными правительствами конституции часто становятся прикрытием неограниченной власти.
1. Понятие “конституция”. “Конституция” формирует политическую власть и правительство в обществе. Концепция конституции может быть планом развития политической системы или может отражать принципы существующей политической системы. Конституция может устанавливать или отражать фундаментальные ценности и общественный характер народа как политического целого.
Конституция может включать:
– описание формы правления;
– документ или собрание документов, которые устанавливают основной закон;
– написанный документ или серию документов, возможно, описание процедур внесения поправок;
– набор установленных понятий, принятых как конвенция;
– высшие, фундаментальные или основные законы, которые ограничивают полномочия государства, обеспечивают стандарт, которому подчиняются все законодательные и другие виды деятельности, устанавливают официальные цели общества.
– набор принципов, ценностей и черт, которые характеризуют политические качества политически организованного народа.
2. Цели и использование конституции в демократических государствах.
Конституции используются для того, чтобы
– создать власть политической системы и для функционирования государства;
– описать власть и полномочия правительства, переданные ему народом;
– установить рамки структуры государства (дать власть государству) , обозначить основные институты государства и как они будут заполнены, установить отношения между народом и государством;
– ограничить власть государства в целях защиты личных прав и общего блага;
– оставить место для автономного действия гражданского общества и личности;
– определить условия и основные законы экономической системы;
– распределить власть между компонентами государства, такими, как провинции или штаты;
– установить правление закона и правила для разрешения конфликтов мирным путем;
– воплотить основные ценности и принципы политической системы, так же, как цели общества и указания на будущее;
– служить средством перемен и выполнения социальных задач;
– обеспечивать стандарты, по которым граждане оценивают деятельность своего правительства.
3. Концепция (понятие) конституционализма.
Существует различие между государством с конституцией и конституционализмом (или конституционным правительством). Для того, чтобы понять, что государство связано правилами в современных государствах с ограниченными правительствами, конституцию считают “высшим законом”, что позволяет ограничить государство, чтобы защитить права человека и достичь общего блага.
а) Конституционализм. Форма и характер политической системы могут быть свободно установлены основными документами, которые описывают и определяют формы власти и ее ограничения. Конституционализм является как описательным, так и нормативным. Он указывает, что можно, что нужно, а чего нельзя делать.
б) Принципы конституционализма:
– власть должна осуществляться в соответствии с установленными стандартами;
– государства должны быть ограничены в своих целях и средствах; они могут использовать только легитимные цели;
– обычные законы должны сочетаться с “правлением закона”, их должны оценить в соответствии с фундаментальными стандартами;
– суверенный народ в демократическом государстве, соглашаясь на конституционную систему, должен согласиться ограничивать не только свое правительство, но и себя;
– права человека могут быть защищены не только ограничениями, наложенными на полномочия государства, но также гарантиями особых прав, которые находятся за пределами контроля государства, или особыми полномочиями некоторым государственным институтам для защиты прав;
– существуют аспекты жизни, не относящиеся к политике или государству, они должны быть помещены за пределами их власти.
в) Конституционное правительство – это такое правительство, при котором конституция устанавливает объем полномочий правительства. Конституция также обеспечивает эффективные меры для ограничения этих полномочий и средства для соотнесения принципов и ценностей, установленных конституцией, и реальной политической жизни.
г) “Показушные конституции”. Чтобы скрыть немощь конституции и конституционной государственности, некоторые правительства устанавливают такие “показушные конституции”. Такие “конституции” имеют мало отношения к настоящим конституциям и на практике не могут ограничить конституционное правительство. Такие правительства обладают безграничной властью, потому что конституция перестает быть инструментом ограничения их власти.
4. Как конституционализм относится к концепции “правления закона”?
Концепция правления закона включает в себя идею, что правила устанавливаются вначале, что они всем известны, что они имеют всеобщее применение и что их применяют беспристрастно.
Правление закона можно использовать для того, чтобы ограничить действия как граждан, так и представителей власти, чтобы обеспечить права человека и общее благосостояние. Правление закона является одним из самых эффективных способов обеспечить ограниченное правительство.
5.Политические, экономические и личные свободы как инструмент ограничения власти государства.
Существует усиливающаяся связь между конституционализмом и политическими, экономическими и личными свободами.
– Политическая свобода подразумевает право человека контролировать государство и влиять на него. Пользуясь своей политической свободой, люди утверждают свой суверенитет над государством.
– Экономическая свобода относится к сфере предприятий, организаций и деятельности, независимой от прямого управления государства. Она включает в себя приоритет, использование, передачу и избавление от собственности.
– Личная свобода относится к автономной зоне, где личности или группы людей ведут собственный образ жизни, на который не требуется санкции (разрешения) государства, например, то как люди создают семьи или как у них появляются друзья, свобода выбора вероисповедания, участие в собраниях и самовыражение в искусстве.
VI. Каковы отношения между законом, конституционализмом и демократией?
В любом обществе существует первичный источник создания законов. Закон – это основной способ доведения решений и действий любой политической системы до населения. В демократическом государстве народ передает правительству полномочия принимать решения для общественного блага. Закон – инструмент принятия решений в виде определенных правил и применения их народом в качестве общественной политики.
Закон обеспечивает важную связь между конституционализмом и демократией посредством перевода фундаментальных принципов в правила, которые государство должно выполнять и внедрять. Общественная политика может быть выполнена, если она формулируется в виде закона. В той степени, в которой закон обеспечивает подотчетность, он развивает демократию.
1. Конституционный характер закона. Закон обеспечивает первоначальный инструмент структуризации организаций и установки отношений в обществе. В этом смысле закон устанавливает главные условия и связи, которые упорядочивают жизнь человека.
2. Общественная политика. Смыслом политических процессов считается выработка общественной политики, т. е. принятие обществом решений и выбора. Закон становится инструментом выражения этих решений, подразумевает, навязывает и придает им силу закона.
3. Последовательность. Закон – главный инструмент обеспечения порядка, предсказуемости, защищенности и выживания общества. Закон позволяет обществу достичь последовательности и обеспечить надежность.
4. Устремления. Закон – главный инструмент, посредством которого общество выражает и кодифицирует (упорядочивает) ценности, цели и нравы. В этой связи закон может служить инструментом формирования устремлений общества.
VII. Каковы отношения между демократией и правами человека?
1. Объяснение и определение прав человека. Право – это обоснование утверждения (притязания) иметь или получить что-то, действовать определенным способом или иметь определенное отношение к себе. Это то, что нельзя у человека отнять. Права человека – это права, принадлежащие человеку только потому, что он человек. Они существуют независимо от статуса человека или независимо от его принадлежности к какой-либо организации или нации.
Легитимность прав человека, таким образом, не зависит от согласия государств, которые скорее признают, а не создают эти права.
Права человека нужно отличать от прав, которые исходят от правовой системы (позитивные права), например, право на мимимальную зарплату.
Идея о правах человека возникла из концепции “естественных прав” XVII-XVIII веков. Эта концепция исходит от идеи прав, которые присущи человеческой природе.
Демократия скрытно предполагает понимание, что права человека доступны всем разумным существам.
Если права человека принимать как естественные, то они присущи ему. Эти права не являются привилегиями, данными конституцией, политической системой или правительством, но они существовали еще до образования самого общества. В этом и заключается их “неотчуждаемость”. Следовательно, люди не могут отказаться от этих прав, и эти права нельзя забрать. Таким образом, все легитимные формы государства должны защищать их.
Во всем мире движение в защиту прав человека стало силой, способной обеспечить основу для требований, чтобы государство уважало права, основные для политических и личных свобод, требований на справедливое и гуманное отношение.
2. Категории прав человека.
Исторически выделяют три категории прав человека:
– фундаментальные личные, гражданские и политические права – право на жизнь, право иметь собственность, свобода вероисповедания, слова, собрания, право участвовать в политической жизни и право на справедливое отношение правительства;
– фундаментальные экономические и социальные права – права, естественные для жизни и достоинства человека. Право на социальное равенство, на достойный уровень жизни – защиту здоровья, безопасность и благосостояние;
– культурные и права солидарности считаются правами человека, потому что есть необходимое условие уважения ценностей и традиций групп людей во всем мире. Право на коллективное самоопределение любого языка, религии и культуры.
3. Права человека как категория, устанавливающая стандарты для государства и политики.
Ценности, ассоциируемые с правами человека, подразумевают стандарты формирования правительства, определяют, каким целям будет служить государство, то, как оно будет действовать. Цели правительства и способы достижения этих целей ограничены необходимостью не нарушать основные права человека, а поддерживать и защищать их.
4. Демократия и права человека.
Если права человека происходят от широкого понимания природы и цели существования человеческих существ, из этого может следовать вывод, что такая форма государства будет с почтением относиться к этим правам – такая форма государства широко основана (основана с размахом, что ли?).
Таким образом, концепция прав человека находит свои политические параллели в демократии, связь между правами человека и демократией обеспечивает эволюцию того и другого.
VIII. Каковы главные характеристики демократии?
Существуют определенные критерии, которые могут определить степень демократичности политической системы. Эти критерии основаны на концепции демократии, а также на атрибутах личностной и общественной теории.
1. Критерии демократии.
В самом образе жизни и институтах демократия имеет фундаментальные ценности и принципы. Они включают в себя:
– Народный суверенитет: вся легитимная власть заключается в народе и его согласии на управление. Таким образом, власть исходит снизу, от народа, а не вниз.
– Общее благо: обеспечить интересы всего общества, а не части общества за счет и в ущерб остальным членам общества.
– Конституционализм: усиление и ограничение государства писаной или неписаной конституцией. Конституционализм включает идею правления закона.
– Равенство: право на равное отношение одного члена общества к другому, право на равную справедливость, все равны перед законом, независимо от пола, национальности, расы и вероисповедания.
– Правление большинства/права меньшинства: право большинства на управление, ограниченное правом человека, принадлежащего к меньшинству, разделять обязанности и привилегии большинства; при этом большинство должно жить так же, как и меньшинство. Большинство не может забирать права у меньшинства.
– Справедливость: государственные решения об обязанностях и привилегиях должны быть основаны на беспристрастных критериях, установленных в результате справедливой игры или основных идей справедливости.
– Политические права граждан: право участвовать и контролировать правительство, например, свобода слова и печати, право открыто голосовать, право на свободные, справедливые и регулярные выборы.
– Независимая судебная система: судебная система (включая суд присяжных) принимает беспристрастные решения, руководствуясь законом как высшим критерием справедливости. Такая судебная система должна быть независима от любого другого государственного института, социальных организаций, избегать коррупции.
– Гражданский контроль за военной сферой и полицией (милицией): военные силы должны контролироваться гражданскими властями, а верховный главнокомандующий должен быть гражданским, потому что военных руководителей не выбирает народ, следовательно, они должны быть ему подотчетны.
– Превосходство светской власти над религиозной: светская власть и закон, находясь в согласии с людьми, должны быть выше религиозных законов и властей.
– Народное образование: широкая система общего образования, включающая школы и другие учебные учреждения, должна подготовить граждан к выполнению ими своего долга и использованию своих прав.
2. Либеральные критерии: либеральные типы демократии придают самое большое значение фундаментальным правам человека, а эти права являются целью их институтов.
– Личные права для всех людей: акцент на защите автономной сферы, до определенного предела, не относится к сфере деятельности государства, включая свободу вероисповедания, выражения и ассоциации для всех личностей.
– Честь и уважение личности: акцент делается на право действовать по собственному усмотрению, до тех пор пока действия человека не мешают аналогичным действиям других членов общества, даже если такие действия отличаются от общепринятых: например, право на альтернативный образ жизни.
– Продленный конституционализм: упор на защиту индивидуальной свободы через гарантию прав всем. Должны существовать институты, которые могут обеспечить эти ограничения (например, независимые суды и/или омбудсмен, ответственный за защиту прав человека).
– Судебная защита: судебная система должна беспристрастно защищать ценности ограниченного правительства. Тогда она будет сфокусирована не только на демократических правах человека быть представленным в своем правительстве, но также на личных правах людей на защиту от вмешательства государства.
– Разделение государства и религии: свобода вероисповедания и религиозного собрания так, чтобы государственной власти и правительству было запрещено поддерживать то или иное религиозное течение.
– Учет индивидуальных различий: уважение легитимности индивидуальных различий и разрешение исключений из общего правила, например, принятие во внимание религиозных верований как основания для особого отношения.
– Рыночная экономика (экономические права/свободы): обеспечить большой процент негосударственных экономических предприятий, рыночная свобода, децентрализация принятия экономических решений. Это обеспечивает экономическую основу для политических и личных свобод и защиту с помощью закона прав частной собственности человека.
3. Нелиберальные критерии. Нелиберальные типы демократии основное место уделяют фундаментальным правам общества и их институтам. Данные критерии включают следующие:
– социальная солидарность
– акцент на общественную мораль
– экономическое равенство и рыночное регулирование
– защита общей собственности (земли, ресурсов)
– социальное обеспечение
– регулирование частной сферы для благосостояния общества в целом
– акцент на умеренность в поведении (например, отрицание накопительства)
– поддержание традиций.
Кто правит и кто подчиняется при демократии?
Функционирование государства возможно при существовании выделенной из остального населения группы людей, при создании и формировании политических сил. После возникновения политических сил должны быть созданы политические институты и государственные должности, на которых должны работать выбранные граждане.
Разделение на государственную власть и население поднимает вопрос, кто руководит и кто подчиняется. При демократии понятие о гражданстве соотносится как с руководством, так и подчинением. И то и другое равнозначно, так как при демократии все граждане в равной степени участвуют в политической жизни и имеют право избирать и быть избранными на государственные должности. Более того, они являются единственным источником государственной власти.
I.Что означает √ политически организованный народ?
1. Народом называют собрание людей, обладающих чувством солидарности и общности друг с другом. Эти взаимоотношения основаны на общих чертах, таких, как традиции, верования, чувства родства, общего языка, и других культурных черт.
Отделяя и выделяя себя от других, географически, лингвистически или культурно, это собрание людей таким образом утверждает свое национальное достоинство и национальность.
2. Группа людей становится политически организованным народом, будучи объединена взаимными обязательствами и общественными интересами (такими, как поддержание порядка, обеспечение обороны и благосостояния), подчинением общим законам. Тогда, когда люди разделяют общие обязательства и общественные интересы, они становятся политически организованным народом.
Политически организованный народ может состоять из представителей одного народа или национальности (Япония) или нескольких народов или национальностей – многонациональное государство (Российская Федерация) или космополитическое государство (США).
II. Что означает √ национальное государство (нация-государство)?
1. Политически организованный народ создает государство для того, чтобы установить общие законы и проводить общественные интересы.
– В государстве могут проживать один или несколько народов и национальностей.
– Посредством государства политически организованный народ утверждает свой суверенитет над определенной территорией и населяющими ее людьми.
2. Национальные государства отличаются друг от друга фундаментальными идеями, на которых они основаны. Это:
– Идеология (светская или религиозная)
– Общая культура
– Общие ценности и принципы
– Общее будущее.
3. Национальное государство может быть населено одним народом, быть многонациональным или космополитическим.
– Многонациональное государство населено двумя и более группами населения, которые ощущают себя территориально или культурно отличающимися друг от друга. Представители этих групп ощущают себя принадлежащими своему народу значительно больше, чем гражданами государства.
– Космополитическое государство населено представителями различных национальностей, которые больше ощущают себя гражданами страны, чем представителями своей национальности.
– Конфликт между национальностью и государством. В национальных государствах между интересами различных национальностей возникают конфликты в тех случаях, когда представителей одной национальности разделяют административные границы или этнические группы рассеиваются по стране и живут в диаспоре. Например:
– Некоторые граждане или группы населения могут не признавать себя членами общества и отождествлять себя с политически организованным народом.
– Некоторые группы населения могут иметь такие черты национального характера, которые настолько бы отличались от черт остального населения, что делало бы их ассимиляцию невозможной.
4. Статус личности. Личность в национальном государстве может:
– быть включена или исключена из политически организованного населения;
– занимать определенное положение в общественной иерархии;
– быть равной среди равных.
5. Гражданство. Гражданство государства можно получить через:
– рождение;
– проживание в стране;
– этническое происхождение (представитель определенной национальности имеет право в некоторых странах вернуться в страну предков);
– натурализацию (процесс, посредством которого люди, не рожденные в данной стране, могут стать ее гражданами).
III. Статус личности при различных государственных политических системах
1. Политический статус личности может быть разным при различных политических системах. Причиной тому различное понимание ценности самой личности и/или ее отношений с другими членами общества. Например, личность может иметь статус:
– члена какой-либо общины (семьи, этноса, исповедания, племени);
– подданного при монархической, теократической, диктаторской власти;
– гражданина, участника самоуправления при республиканском или демократическом государстве.
2. Различные политические системы основаны на специфических отношениях личности и политической системы. Для каждой системы существует свое понимание гражданства, то есть того, как рассматривает система своих членов. Суть политической системы выражается во многом в неписаных требованиях к индивиду, к его поведению. Ниже приведем некоторые из таких требований:
– пассивное или активное отношение к системе
– подчиненное или независимое положение
– бесправное или правомочное положение в государстве
– ребенок или взрослый (патерналистская или натерналистская роль государства в жизни индивидуума)
– член общества как средство, материал или цель, обладатель высшей ценности в жизни государства.
3. Статус личности в его отношениях с властью может состоять из:
– прав и обязанностей, происходящих от обычаев и морали;
– неотъемлемых прав, которые не зависят от воли властей;
– только тех прав, которые проистекают из состояния принадлежности к политической системе.
4. Считается, что в демократическом обществе участие личности в политических процессах путем использования своих гражданских прав означает согласие с государственной системой и порождает обязательства перед политической системой.
IV. Роль гражданина в демократическом государстве
Общественная жизнь в демократическом обществе нацелена на интересы отдельного гражданина. Состояние гражданства может считаться своего рода должностью в государстве и, как всякая другая должность, предполагает определенные права и обязанности. В соответствии с пониманием того, что означает суверенитет народа, все граждане коллективно занимают высшую должность в государстве и обладают высшей властью. Эта высшая власть включает в себя не только право принятия окончательного решения, которое превышает прерогативы политической власти, но и право принимать и вносить изменения в конституцию.
Быть гражданином означает быть полноправным и равным членом политически организованного и суверенного народа. Принципиальным для демократии является то, что при ней не существует деления граждан на классы, нет граждан второго сорта.
Гражданство при демократии больше чем юридический статус, это состояние духа, которое определяет отношения между членами общества, вдохновляет отдельных его членов на соблюдение фундаментальных демократических принципов. К гражданству можно относиться как к государственной должности, самой важной в политической системе демократии. Пребывание в ней предполагает соблюдение среди многого другого обязанности действовать на благо других.
V. Взаимоотношения между демократическими ценностями и условиями получения гражданства
Существуют различные мнения на предмет того, кто должен определять условия получения гражданства и какие условия совместимы с демократическими ценностями и принципами. Например:
1. Условия (стандарты). Альтернативными критериями для гражданства, совместимыми с демократическими ценностями и принципами, являются следующие:
– Поскольку власть в стране принадлежит суверенному народу, народ сам вправе принимать любые условия получения гражданства.
– Некоторые из условий получения гражданства несовместимы с определенными аспектами трактовки смысла демократических ценностей:
╥ Самовольное лишение гражданства, основанное на этнической принадлежности, вероисповедании, языке.
╥ Лишение гражданства и наделение правом гражданства определенных групп населения в целях изменения баланса сил в обществе.
2. Кто должен определять эти условия. Существуют различные точки зрения на эту проблему. Приведем их.
– Народ должен прямо, как при принятии конституции, определять эти условия.
– Государственные органы должны их определить в законодательном, административном или судебном порядке.
– Международные организации должны установить нормы, которым необходимо следовать при наделении гражданством.
VI. Права и обязанности граждан в демократическом обществе
Права и обязанности гражданина демократического общества отличаются от прав и обязанностей граждан при других политических системах.
1. Права гражданина демократического государства. Некоторые права имеют существенное значение для функционирования любой демократии, другие важны для либеральной демократии.
– Права всех граждан демократического государства. Принципиальными правами граждан для всех видов демократических государств являются те права, которые позволяют им участвовать в политических процессах государства. Например, граждане должны иметь право на свободные, справедливые, регулярные выборы; на осуществление контроля над избранными представителями власти; право на занятие выборной должности; на пропорциональное представительство в органах власти; право на подачу петиций; свободу слова; политических объединений; право на образование, которое дало бы им возможность на участие в демократических процессах в обществе.
– Дополнительные права граждан либерально-демократических государств. В дополнение к названным выше правам гражданина демократического государства граждане либерально-демократического государства пользуются правами более широкими, чем правом участия в политической жизни. Они включают в себя право на частную жизнь и собственность; свободу вероисповедания, самовыражения (литература, живопись и т.п.); право на объединение; на надлежащую правовую процедуру и сраведливые действия властей; право на участие в суде в качестве присяжных и на другие гражданские свободы.
2. Обязанности гражданина демократического государства. Некоторые обязанности имеют существенное значение для функционирования любой демократии, другие важны для либеральной демократии.
– Обязанности всех граждан демократического государства. Пользование правами гражданина демократического общества ограничено обязанностями, вытекающими из прав. Гражданин обязан пользоваться своими правами в соответствии с фундаментальными принципами демократии. В демократическом государстве граждане являются хозяевами политической системы, а значит, они имеют обязанности, вытекающие из прав хозяев, т.е. использовать эту систему разумно и передать ее будущим поколениям в хорошем состоянии.
– Дополнительные обязанности граждан либерально-демократических государств. Так как либеральные демократы считают главными права личности, некоторые считают, что наиболее важными дополнительными обязанностями граждан такого государства являются: защита своих прав, прав других граждан и обязанность обеспечить соблюдение прав личности для будущих поколений.
3. Разные подходы к отношениям между правами и обязанностями. Отношения между правами и обязанностями часто носят сложный характер и по-разному проявляются в различных ситуациях. Например:
– Права и обязанности неразрывно связаны. За редким исключением права и обязанности √ две стороны одной монеты. Пользование правами обязывает держателя прав выполнять соответствующие обязательства.
– Политические обязательства, вытекающие из пользования правами во имя сохранения политической системы, которая обеспечивает их выполнение.
– Права и обязанности, обоснованные независимо друг от друга. Из прав не всегда проистекает необходимость выполнять некоторые обязанности. Часто права обосновываются независимо, а обязанности являются необходимым условием для существования демократии, обязательными для всех граждан.
4. Сравнение прав и обязанностей граждан и иностранцев, проживающих на территории демократической страны. Иностранцы не обладают всеми правами и обязанностями граждан страны, так как не считаются представителями народа страны, обладающего суверенным правом в ней.
– Права. Разные демократические страны предоставляют разные права иностранцам, проживающим в стране. Например:
╥ Обычно они лишены права голосовать. Однако в некоторых странах нерезидентам позволено принимать участие в голосовании по ряду специфических вопросов, принимать участие в политических процессах через подачу петиций или принимать участие в политических кампаниях.
╥ Нерезидентам в ряде стран не позволено пользоваться государственными благами: посещать государственные школы, получать пособия, бесплатное медицинское обслуживание.
– Обязанности. Нерезиденты, так же как и граждане демократического государства, должны подчиняться закону, уважать права других, придерживаться принятых норм. Однако они не имеют тех же обязанностей, что и граждане: права участия в выборах, участия в суде присяжных, службы в армии.
5. Сравнение политических прав граждан в демократических странах и в странах с другой политической системой.
– В демократических странах власть принадлежит народу, а значит, у граждан есть возможность и право избирать и контролировать тех, кто принимает и выполняет законы, т.е. процессы создания, принятия и выполнения законов.
– В недемократических государствах сама власть определяет, в какой степени гражданин может принимать участие в управлении страной. У власти также есть возможность пренебречь волей народа.
VII. Возможности личности в демократическом государстве принимать участие в общественной жизни и влиять на действия властей
Виды участия гражданина в жизни страны. В демократическом государстве существует широкий круг возможностей для личности принимать участие в общественной жизни и влиять на действия властей.
╥ Формальная политическая деятельность √ участие в выборах, подача петиций, работа на выборных должностях.
╥ Неформальная политическая деятельность √ участие в встречах с депутатами, участие в митингах, маршах, публицистическая деятельность.
╥ Работа в общественных организациях √ участие в политических партиях, общественных организациях, группах поддержки, профсоюзах, религиозных организациях.
VIII. Отношения
в демократическом государстве
Простого описания отношений между гражданами и государством недостаточно для полного понимания демократии. Состояние гражданства в демократическом обществе складывается из множества отношений, которые укрепляют связь личности и общества. Осознание этих отношений может способствовать усилению чувства принадлежности к демократической системе.
1. Отношение гражданина к самому себе √ уверенность в себе, в своих силах, самодисциплина, из чего рождается убежденность гражданина в своей способности принять решение, необходимое для них самих как членов общества, вера в возможность влияния на общественную жизнь.
2. Отношение гражданина с другими гражданами √ цивилизованность, терпимость, уважение прав других, исполнение своих обязанностей, стремление к сотрудничеству, доверительность, желание убеждать и т.п.
3. Отношение с ближайшим окружением √ чувство принадлежности к коллективу, внимание к проблемам коллектива, участие в жизни коллектива и т.п.
4. Отношение с государственной властью √ политическая активность, внимание и стремление влиять на решения органов власти, оценка деятельности властей, стремление выражать несогласие с неконституционными действиями администрации и т.п.
5. Отношение с политической системой √ патриотизм и чувство принадлежности к родине, верность конституционным ценностям и принципам, интерес к общественным проблемам, желание улучшить действие демократических институтов и т.п.
6. Отношение с суверенным народом √ ощущение принадлежности к народу, служение общественным интересам, ощущение права отказа от гражданства, верность другим гражданам страны, уважение общих для всех ценностей и идеалов, уважение истории своей страны и т.п.
7. Отношение с остальным миром √ соблюдение прав личности, способность воспринимать мировые проблемы, понимание задач международных организаций и т.п.
IX. Что должно быть соблюдено в демократическом государстве?
Демократическое общество должно удовлетворять многочисленные требования. По крайней мере в нем должны присутствовать многопартийность и иметь право на существование различные политические взгляды. Такое многообразие защищает от социального конформизма и способствует духу творчества и инновации. Возникающие от такого многообразия конфликтные ситуации придают жизненные силы демократическому обществу.
Либеральная демократия идет по этому пути дальше, принимая, помимо существования различных политических движений, многообразие взглядов отдельных личностей, защищая их, несмотря на то что взгляды отдельных граждан могут быть несовместимы с демократическими ценностями.
1. Факторы, ведущие к повышению жизнеспособности демократического общества. Можно перечислить некоторые из этих факторов:
– Принадлежность к различным общественным группам дает личности большой социальный опыт.
– Членство в различных религиозных, профессиональных и общественных организациях предоставляет личности свободу выбора образа жизни, который бы его устраивал.
– Многообразие обязательств отдельного гражданина уменьшает влияние их на него в отдельности и уменьшает вероятность фанатичного следования каким-то одним обязательствам.
– Большое количество независимых ассоциаций и организаций снижает вероятность того, что какая-либо одна из них займет доминирующее положение в обществе.
2. Конфликт факторов, действующих в демократическом обществе.
Обязательства перед каким-то человеком, группой людей, приверженность какой-то идее иногда вступает в конфликт с обязательствами перед демократическим обществом. Такие конфликты могут быть сглажены в том случае, если такие обязательства не влекут за собой попытки свергнуть демократический строй и если они не препятствуют другим членам общества следовать своим убеждениям.
– Некоторые вероучения входят в конфликтную ситуацию с государством и его требованиями к гражданам. Иногда вера несовместима с воинской службой. Но такие конфликты, однако, находят свое разрешение в демократических государствах и особенно в либерально-демократическом обществе.
– Существует мнение, что концепция демократии несовместима с требованием верности граждан государству, которая должна быть на первом месте. Понятно, что либеральная демократия отвергает такое положение. Существуют другие точки зрения:
╥ Концепция демократии не столь несовместима с требованием высшей верности граждан своему государству, поскольку право народа принимать решения и защищать свое государство принято считать абсолютным.
╥ Концепция демократии несовместима с требованием высшей верности граждан своему государству, поскольку власть народа при демократии ограниченна и многообразные фундаментальные обязательства граждан гарантируют жизнеспособность демократических процессов в государстве.
3. Обязательства граждан, несовместимые с принципами демократии.
Не все убеждения граждан принимаются в демократическом обществе.
– Не признается право на существование объединений, которые действуют против фундаментальных принципов демократии или против реализации прав других граждан.
– Двойное гражданство может быть неприемлемым в демократическом государстве, так как это может не согласовываться с демократическим принципом самоуправления, поскольку личность, имеющая обязательства перед двумя государствами, не может полностью служить интересам одного из них.
– Любая политическая система, декларирующая власть народа, не может терпеть попытки ее уничтожения. Таким образом, нет никаких обязательств терпеть насильственные и неконституционные действия, направленные на свержение власти или замену государственного строя.
Почему выбирают демократический строй?
Выбор можно считать свободным только тогда, когда он сделан на основании знания о том, что выбрано и какие доводы могут привести к выбору другой альтернативы. Таким образом, решая выбирать или не выбирать демократию как государственный строй, необходимо иметь в виду ее достоинства и недостатки, аргументы за и против демократии и условия, при которых трудно ожидать эффективного функционирования демократии.
I. Почему выбирается демократический строй для государства?
Обосновать выбор демократического строя означает привести доводы за выбор этого строя, вытекающие из самой сути демократии и демократических механизмов достижения общественных целей.
1. Причины выбора демократии, вытекающие из ее сути. Речь идет о свойствах и проявлениях демократии, которые вытекают из самой концепции демократии. Например:
– Самореализация личности. Личность может лучше раскрыть свой потенциал в обществе, в котором приветствуется самоопределение члена общества.
– Самоопределение народа. Народ имеет право на самоуправление, люди сами себе лучшие судьи и защитники своих интересов.
– Коллективный разум. Народ способен сам управлять собой, поскольку все вместе люди обладают большей мудростью, чем элита общества (социальная аристократия или небольшая группа экспертов).
– Способность народа определять свои интересы и защищать их. Народ лучше всех способен определить свои интересы и является наиболее надежным исполнителем своей воли.
– Равенство. Все рождаются с равными политическими правами, и не существует унаследованных или каких-либо личностных черт человека, которые бы давали ему право руководить другими или подчиняться другим.
2. Демократия как средство достижения общественных идеалов. Можно сказать, что демократический строй лучше других позволяет обеспечивать и развивать в обществе следующие качества и явления:
– Свободу
– Правосудие
– Соблюдение прав
– Контроль за деятельностью властей
– Интеллектуальное развитие членов общества
– Уважение личности граждан
– Личную ответственность граждан
– Мирную передачу власти
– Разрешение конфликтов в правовом поле
– Самореформирование механизмов государственного управления
– Легитимность власти
– Инновации и развитие политической системы
– Свободу выбора
– Многообразие политических взглядов в обществе
– Стабильность
– Определенный уровень жизни.
II. Цели и ценности демократического общества
Перед демократией стоят цели, многие из которых стоят также и перед другими политическими режимами. Среди этих целей есть такие, которые хотя и существуют при других политических системах, имеют большее значение для демократиии. Другие присущи только демократии и являются дополнительными, относящимися только к либеральной демократии.
1. Цели и ценности демократии, общие с другими политическими системами. Одним из доводов за демократию является то, что при ней эти ценности получают свою реализацию наиболее полно, чем при других политических системах. Это:
– Защита жизни граждан
– Территориальная целостность
– Правосудие и общественное благо.
2. Цели и ценности, присущие только демократии. Демократия не только более полно реализует ценности, общие с другими политическими системами, но и имеет ряд целей, присущих только ей. Это:
– Защита прав и свобод граждан
– Участие рядовых граждан в управлении обществом
– Свободный обмен информацией
– Прозрачность деятельности правительства
– Защита от злоупотреблений и самоуправства властей
– Динамизм политической системы.
3. Цели и ценности либеральной демократии
– Значимость и достоинство каждого гражданина √ основополагающие ценности либеральной демократии
– Защита прав отдельных граждан
– Способствование раскрытию индивидуальных возможностей граждан
– Гражданское общество
– Рыночная экономика
– Разрешение конфликтов между соблюдением прав личности и общественным благом
– Создание открытого общества.
4. Цели и ценности нелиберальных демократий
– Стабильность
– Воспитание у личности чувства принадлежности к социуму
– Ощущение принадлежности к своей национальности, одной из многих составляющих народ демократической страны
– Любовь и стремление сохранить свою малую родину
– Развитие эгалитарного общества
– Общественная и личная мораль
– Стремление к достижению консенсуса.
III. Аргументы против демократии
Интеллектуальный, исторический опыт, нерешенные проблемы демократических обществ выдвинули значительные аргументы против демократии. В силу того, что эти аргументы являются значимой критикой этого строя, они указывают на возможные патологии демократии, с которыми приходится бороться для того, чтобы направлять общественные процессы по правильному пути.
– Демократия способствует тирании низов общества. В современном мире, так как демократия основана на власти большинства, а большое количество избирателей относится к малообеспеченным слоям общества и представляет собой представителей доминирующей национальности, демократия может привести к политике обслуживания исключительно интересов этих классов и национальности в ущерб интересам других слоев общества и общественному благу.
– Демократия закрывает реальных носителей власти. Даже если демократические институты функционируют исправно, реальная власть в обществе может быть не зависима от них и скрыта от глаз общественности. Отвлекая общественное внимание от реальных центров власти, демократические процессы могут служить ширмой последним и легализировать их.
– Демократия идеализирует человеческую природу. Демократия основана на нереалистическом подходе к человеку. Люди не равны в своих физических и интеллектуальных способностях. Не равны они и в своих политических возможностях. Демократия недостаточно учитывает последствия этого неравенства в политических процессах. Таким образом, с одной стороны может отказывать в реализации и подавлять индивидуальные способности личностей, наиболее способных к политическому лидерству, с другой стороны, переоценивать возможности других представителей общества.
– Демократия √ угроза порядку в обществе. Народ потенциально склонен к созданию беспорядков, и вера в народ как высший источник политической власти и результативность его участия в процессе принятия решений в государстве создает угрозу социальной и политической стабильности.
– Демократия разрушает традиции. Занимаясь сегодняшними проблемами, народ при демократии может не учитывать или отрицать накопленный опыт прошлых поколений, прервать непрерывные процессы в истории общества, на которых основана человеческая цивилизация.
– Демократия подрывает авторитет власти. Постоянно не доверяя представителям власти, непрерывно контролируя и критикуя их действия, народ может подорвать уважение к власти и эффективность ее деятельности.
– Демократия √ угроза правосудию. Акцент при демократии на защиту прав, например имущественных, без адекватного регулирования пользования этими правами может привести к неравному распределению власти и ресурсов.
– Демократия способствует разрушению компетентности в органах власти. Упор на эгалитаризм и восхваление возможностей человека из народа может привести к отрицанию значения профессионализма в политике и к ошибочной точке зрения, что каждый имеет равные с экспертами способности к разумным политическим суждениям.
– Демократия √ препятствие реализации эффективных решений в обществе. Обилие общественных и государственных институтов, принимающих участие в формировании решений, может в случаях необходимости принятия немедленных решений затормозить или заблокировать этот процесс.
– Демократические институты слишком дороги в содержании. Экономические и социальные ресурсы, требующиеся для поддержания функционирования демократических институтов в государстве, могут быть столь большими, что затрата их может уменьшить ресурсы, необходимые для борьбы с бедностью и другими социальными проблемами.
– При демократии обесцениваются заслуги и достоинства личности. В крайнем своем проявлении идея равенства может привести в обществе к заниженным критериям оценки личности, к пренебрежению к незаурядным личностям, к антиинтеллектуализму, восхвалению посредственностей.
– Демократия √ угроза свободе личности. К этой угрозе при демократии могут привести следующие силы, действующие в обществе:
╥ Общественное мнение
╥ Воля большинства
╥ Равенство граждан
╥ Дегуманизация общества
– Демократия ограничивает созидательные силы в обществе. Массовая культура, ассоциируемая с выражением демократических художественных взглядов, принимается как эталон и норма, задавливая все отклонения от нее.
– Демократия препятствует инновациям.
╥ Акцент при демократии на утилитаризм и прагматические ценности препятствует инновациям.
╥ Вера в то, что демократия есть финальная стадия развития человеческого общества, порождает самодовольство и самоуспокоенность, которые препятствуют политическому творчеству, поиску альтернатив и исправлению недостатков демократической системы.
IV. При каких условиях разумно приостановить действие демократических механизмов или перейти к политической системе, отличной от демократической?
Какими бы ни были привлекательными преимущества демократии, могут возникнуть условия, при которых народ сочтет демократию не лучшим строем в государстве. Граждане могут решить, что разумно было бы терпеть недемократические институты и практику или позволить недемократические действия демократическим институтам власти. Существуют веские причины приостановить действие демократических механизмов или задержать их применение в жизни общества.
1. Ситуации, при которых можно принимать недемократические институты в демократическом обществе.
– Общественные институты, необходимые для обеспечения безопасности и территориальной целостности государства, такие, как армия или полиция, не могут эффективно работать при управлении ими на демократических принципах.
– Институты, необходимые для поддержания экономического здоровья и жизнестойкости государства, такие, как центральные банки, выведенные из под прямого политического влияния, не могут эффективно функционировать при управлении ими на демократических принципах.
– Для того, чтобы обеспечить независимость судебной системы, она должна быть выведена из-под влияния общественного мнения и политических процессов в обществе.
– Религиозные институты могут управляться иерархическими органами.
– Уважение к чужой свободе, социальному многообразию и в либерально-демократическом государстве следование принципу неприкосновенности частной жизни требуют толерантности к недемократическим организациям в гражданском обществе, но не обязательно к организациям, ставящим цель ниспровергнуть существующий строй.
2. Условия, при которых возможны недемократические черты в деятельности демократических институтов и организаций.
– Организации, функционирование которых базируется на специальных знаниях работающих, таких, как больницы, школы, университеты, хотя они и находятся под контролем общества, могут управляться по иерархическому принципу, без представительского органа.
– Организации, успех работы которых зависит от их эффективности, как, например, корпорации в бизнесе или коммунальные службы, хотя косвенно и находятся под контролем общества, могут управляться по авторитарному принципу.
3. Приостановка или отмена действия демократических механизмов.
– Чрезвычайные обстоятельства, такие, как природные катастрофы, экономические кризисы, восстания, эпидемии, могут оправдать временную приостановку демократических процедур и введение чрезвычайного положения.
– Угрозы извне национальным границам могут привести в целях обеспечения эффективных оборонительных действий к более уместным в этом случае недемократическим формам правления.
– Полное введение в жизнь общества демократической системы управления государством может быть отложено ввиду отсутствия политических, образовательных, экономических и социальных условий обеспечения демократии. Введение демократии может потребовать от общества пройти через промежуточные стадии развития, которые могут быть не демократичными.
Какие условия поддерживают демократию?
Политические системы не могут быть созданы не зависимо от исторического, природного и культурного контекста. Даже когда они осознанно создаются для установления демократических принципов и практики, их институты во многом формируются их внутренней и внешней средой.
Как последствие различных контекстов, в которых устанавливаются политические системы, характеристика политических институтов в одной стране может отличаться от институтов в другой стране, хотя обе развивают демократическое управление. Более того, определенный вид демократии, который строится в одном контексте, может отличаться от такого же вида демократии, который должен принять во внимание, например, более обширную территорию.
I. Каковы основные факторы, формирующие любую политическую систему?
Понимание любой политической системы требует анализа ее истории, окружающей среды и культуры.
1. История. Политические системы формируются историческим опытом. В некоторых случаях историческое развитие политической системы шло более или менее непрерывно. В других – политические системы менялись неожиданно в результате действия внутренних или внеших сил (например, французская, российская, китайская и индонезийская революции; послевоенные Япония и Германия).
2. Окружающая среда. Физические характеристики и геополитическая ситуация страны создают как возможности, так и ограничения для развития ее политической системы. Природная среда включает географическую территорию и местность, топографию, естественные ресурсы и климат. Хотя эти факторы могут влиять на эволюцию, выбор или дизайн политической системы, они не обязательно определяют ее. Эти факторы можно использовать, изменить или преодолеть.
3. Культура. Традиции, обычаи, образование и социальная структура народа отражаются в политической системе, которую народ наследует. Они также влияют на спектр выбора видов политических систем, которые можно установить в данной стране.
II. Какие социальные условия усиливают демократию, мешают ей или формируют ее?
Некоторые социальные характеристики подходят демократии, в то время как остальные губят ее. Однако неверно утверждение, что существуют условия для самого существования демократии.
Хотя каждая из характеристик, приведенных ниже, важна сама по себе, эффективность того ии иного демократического государства не зависит от наличия любой из них. Различные демократии обладают этими характерными чертами в разной степени. Ценность этих условий для демократии будет результатом способа, которым они усиливают друг друга.
В то время как черты, способствующие развитию демократии и губительные для нее, формируют ее, эти черты не являются постоянными или статичными. По мере развития демократических институтов эти черты могут меняться или быть уничтожены.
III. Какие институциональные характеристики способствуют, препятствуют развитию демократии и формируют ее?
(См. таблицы)
IV. Каким образом политическая система может включать демократические и недемократические черты?
Любая демократия может иметь институты и осуществлять деятельность, которые не являются демократическими по своему характеру.
1. Институты, не являющиеся демократическими по характеру, но необходимые или приемлемые в демократическом государстве:
– Армия, милиция, полиция.. Эти организации не смогут действовать эффективно, если будут полностью придерживаться демократических принципов.
– Религиозные организации. Поскольку религия и верования не входят в сферу действий правительства, любая церковь свободна управлять собой так, как она считает нужной, в том числе и недемократическим способом.
– Бизнес-корпорации и другие организации гражданского общества.
– Семьи.
– Школы. Молодость и неопытность учащихся, так же, как и цели образования, обосновывают возможность удовлетворения не всем критериям демократии.
– Правительственные регулирующие организации (например, центральные банки, транспорт).
– Независимые судебные органы. Судебная власть может действовать, только если она является независимой. Она может включать демократические черты, такие, как выбор судей или суд присяжных.
2. Деятельность, которая может быть недемократичной, но служить развитию демократии:
– Регистрация и/или финансовая поддержка партий
– Обязательное голосование
– Призыв на военную службе
– Обязательная работа в суде присяжных
– Служба по чрезвычайным ситуациям
Окончание в следующем номере
Комментарии