Сильнее всех – владеющий собой. Так гласит народная мудрость, очень полезная для учителя. Ведь здоровье педагога – это не только его личное здоровье. Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни. Умение управлять собственным здоровьем и настроением для педагога очень важно, ведь здоровье школьника зависит не столько от соблюдения санитарно-гигиенических норм и снижения учебной нагрузки, сколько от эффективности организации образовательного процесса и от характера взаимоотношений на уроке. Это то, что исследователи, в частности Марьяна Безруких, называют дидактогенными факторами здоровья, выделяя стрессовую педагогическую тактику среди школьных факторов риска.
Нина Герьянская, доцент кафедры охраны здоровья и основ безопасности жизнедеятельности Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, исследовала здоровье учителя, обращаясь не столько к медицинским и психологическим показателям, сколько к психоэмоциональным. Причем медицинские показатели здоровья учителей Новосибирской области, судя по результатам диспансеризации 2007 года, несколько хуже, чем остального населения того же возраста. Высокий уровень риска заболеваемости – выше 51 процента – отмечен по сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной системам, опорно-двигательному аппарату.
Профессия учителя относится к разряду стрессогенных и эмоционально наиболее напряженных. Как свидетельствуют данные исследований, по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем нагрузка руководителей промышленных предприятий. Учителю привычно находиться в состоянии хронического стресса, поэтому большинство учителей относятся к стресс-коронарному типу людей, у которых наивысший риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Нина Герьянская предлагает проверить себя на выраженность черт стресс-коронарного типа, чтобы постараться корректировать их с целью профилактики сердечно-сосудистых нарушений. Для этого надо ответить себе на несколько простых вопросов:
1. Характерно ли для вас заниматься несколькими делами сразу – звонить, поддерживать разговор, делать пометки, смотреть телевизор и так далее?
2. Испытываете ли вы во время отдыха чувство вины от сознания, что не все дела еще завершены?
3. Ощущаете ли вы, что постоянно чего-то не успеваете?
4. Вызывают ли у вас раздражение без дела слоняющиеся люди?
5. Характерно ли для вас состояние физического напряжения?
По мнению Нины Олеговны, учителя завышают планку требований к себе, не позволяя расслабиться, почувствовать себя в чем-то некомпетентным. Не желают признаться самим себе, и уж тем более открыто сказать об этом ученикам или коллегам. Так возникает дополнительное напряжение, которое, собственно, и есть стресс. Поскольку более 80 процентов соматических заболеваний являются следствием нарушения психоэмоционального состояния, проще говоря, все болезни – от нервов, Герьянская исследовала психологическое здоровье учителя. Психологическое здоровье она определяет как основной аспект здоровья, являющийся первопричиной здоровьетворения, который включает в себя осознание собственных потребностей, умение ставить цели и находить пути и средства их решения, жить в гармонии с самим собой и окружающим миром – людьми и природой, субъективное ощущение психологического комфорта.
Требования, предъявляемые к учителю как специалисту, характер работы, связанный с постановкой в условия соответствия определенному эталону в поведении, в общении, высокому уровню компетентности, накладывают на учителя высокую степень ответственности, создают постоянное напряжение, которое сказывается на здоровье учителя и выражается физическим утомлением, разочарованиями, истощением и износом. Многие исследователи психоэмоционального здоровья педагогов говорят о синдроме профессионального (эмоционального) выгорания учителя, которое происходит в результате сильно завышенных требований к собственным силам и ресурсам, характерных для людей, занятых в профессиональной сфере «человек – человек».
Измерение психоэмоционального состояния педагогов, проходящих обучение на кафедре охраны здоровья и основ безопасности жизнедеятельности Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, проводилось с помощью анкетирования и тестирования. Для этого «подопытные» должны были понаблюдать за собой. В расчет принимались следующие факторы: эмоциональная стабильность, степень агрессивности, характер и глубина реагирования на стрессовую ситуацию, уровень выраженности кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителя, самооценка своего состояния, в том числе по методике определения своего биологического возраста.
Уровень психоэмоционального здоровья учителя исследовался по показателям синдрома эмоционального выгорания, которые характеризуются степенью сформированности фаз синдрома – напряжение, резистентность, истощение.
Нина Герьянская с коллегами выявили, что третья фаза синдрома эмоционального выгорания – истощение – сформирована у 50 процентов слушателей!
– И это вызывает особую тревогу, – говорит она, – так как в этот период начинаются глубокие психофизические изменения: эмоциональная и личностная отстраненность и психосоматические нарушения.
Анализ результатов анкетирования учителей показал высокий уровень фактора негативного влияния внешних обстоятельств. Это говорит о том, что многие учителя сетуют на различные жизненные проблемы, которые не в силах разрешить, так как «от них ничего не зависит». Среди факторов преодоления кризисов – очень высокий показатель ориентации на новое, направленность на развитие, что неудивительно для учителей, по собственной инициативе обучающихся на наших курсах. Учитель, способный эффективно преодолевать профессиональные кризисы, справляться со стрессовыми ситуациями, открыт людям и миру, его тревожат не только собственные проблемы, но и проблемы других людей, которые он стремится решать. Поэтому педагог постоянно работает над собой, интересуется новой информацией. Это позволяет лучше осознавать себя, вырабатывать четкие цели, принимать решения и следовать им. Такой человек обретает самоконтроль, преодолевает внешние обстоятельства и эффективно реализует себя в жизни.
По словам доцента Нины Герьянской, здоровье учителя – категория не столько медицинская, сколько психологическая, а значит, можно смело утверждать: сохранение и укрепление здоровья педагогов в руках самих педагогов! Начинать, конечно, необходимо с себя, глубоко поверив в собственные силы и возможности регулировать свое психоэмоциональное состояние, укреплять свое здоровье! Освоить основные технологические приемы психосоматической саморегуляции можно самостоятельно с помощью книг и публикаций М.М.Безруких, Н.К.Смирнова и других исследователей здоровьесберегающей деятельности в образовании. Разнообразные приемы психосоматической саморегуляции учитель знает благодаря научно-популярным изданиям и собственному опыту.
Но очень многое зависит не столько от знаний, умений, навыков, сколько от собственной жизненной позиции, философского осмысления, от личного настроя. Поэтому людям стресс-коронарного типа надо полюбить юмор. «Старайтесь больше шутить, смеяться, особенно над собой, приостановиться, оглянуться, увидеть забавную сторону той или иной ситуации», – советует Герьянская. Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут в среднем на четыре года дольше и, главное, лучше! Полезно расширить горизонты – жизненно важно увеличить время, которое посвящается не работе, а другим интересам: семейным, хобби. Надо учиться лучше понимать других людей. Важно осознать, что окружающие отличаются по темпераменту, способам восприятия мира, ценностям, устремлениям и так далее. Главное – научиться признавать право окружающих быть другими. Полезна более активная передача полномочий. Невозможно все сделать самостоятельно, надо больше доверять другим людям. И вообще надо не забывать жить, чувствовать и радоваться. Важно осознать необходимость просто быть, испытывать наслаждение вместо того, чтобы всегда что-то делать, стремиться к обладанию, приобретению.
Кафедра охраны здоровья и основ безопасности жизнедеятельности НИПКиПРО проводит специальные курсы о том, как создать здоровьесберегающие условия в образовательном процессе для учителей и школьников, укрепить мотивацию к здоровому образу жизни, освоить основные технологии сохранения и укрепления здоровья, развить основные здоровьесберегающие компетенции. Общее стратегическое направление по профилактике эмоционального выгорания учителя и укреплению факторов преодоления профессиональных кризисов учителя в системе повышения квалификации связывается с организацией здоровьесберегающего психолого-педагогического сопровождения курсовой подготовки и здоровьеформирующего содержания образования.
«Учитель, который стремится к самопознанию, саморегуляции и самореализации, уже не сможет отбывать урок или функционировать на уроке, – говорит Нина Олеговна Герьянская. – Он будет «проживать» каждый урок, создавая необходимый психологический комфорт и ситуацию успеха для учеников и самого себя, получая при этом колоссальную удовлетворенность. Преподавание в данном случае будет носить уже не характер трансляции информации, а характер стимуляции и активизации познавательной деятельности учащихся. Так что здоровья вам, дорогие коллеги, хорошего, солнечного настроения, творческого полета!»
От редакции
Психологическому микроклимату в педколлективе сегодня в связи с обсуждением нового образовательного стандарта общего образования уделяется особое внимание. Ведь именно нормальная обстановка в школе, товарищеские отношения между учителями и доброжелательность к ученикам – по сути одно из необходимых условий к требованиям реализации стандарта. Хорошее настроение учителя – непременное условие творческого, интересного урока. Профессиональные психологи, выступающие на страницах «УГ», подскажут, как создать это настроение, как избежать стрессов и конфликтных ситуаций между коллегами, напряженности в отношениях с администрацией школы. Когда школа работает как единый отлаженный организм, когда между учителями и учениками действительно существует атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, тогда наверняка в этой школе учиться интересно, тогда она по-настоящему становится вторым домом для ребенка, а значит, в ней созданы все условия для получения качественных знаний, необходимых для жизни.
Дорогие читатели, мы ждем ваших откликов на темы, обсуждаемые в «Психологической мастерской», по адресу: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, строение 1 или по электронной почте rudenko@ug.ru.
Комментарии