Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Учителю нельзя стоять на месте

УГ - Москва, №16 от 19 апреля 2011. Читать номер
Автор:

​В настоящее время общество в целом, в том числе и школа, переживает непростые времена. Общество переживает технический и информационный бум. Трудно в такое время тем, кто настроен консервативно и воспринимает все новое в штыки. Про стандарты не говорит только ленивый.

Работа человечества о своем продолжении, о лучшей доле для подрастающего поколения испокон веков стояла на первом месте. Современный технический прогресс вывел информационные технологии на такую высоту, что отрицать их влияние на нашу жизнь не возьмется никто. Наши дети будут вынуждены жить в том мире, какой мы для них создали. Это мир, где информация поступает к ребенку со всех сторон. Отгородить новое поколение от быстро меняющейся информации невозможно – вокруг средства массовой информации (телевизор, Интернет, многочисленная реклама), игрушки, требующие умения управлять ими, различные цифровые виды коммуникации. Все это мы создали для своих детей, научить их в этом разбираться тоже, следовательно, наша задача.Что мы имеем? Новый мир и старые формы обучения, классно-урочная система, доминанта учителя, неизменный в течение нескольких десятилетий объем учебных дисциплин. Как поменять систему обучения, не разрушив все хорошее, а добавив к уже нарождающемуся то лучшее, что всегда отличало русское образование?Русское прогрессивное общество всегда большое внимание уделяло образованию – не муштре, а именно образованию. Быть образованным – значит признавать все прогрессивное, уметь использовать весь опыт, накопленный человечеством, быть полезным обществу. Как в новых стандартах начального образования прописан портрет выпускника? На мой взгляд, важно, что в основе стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России – любознательного, любящего свой край, Родину, уважающего и принимающего ценности семьи, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, выполняющего правила здорового и безопасного образа жизни, владеющего основами умения учиться, способного самому организовать свою деятельность. Воспитание гражданина – один из главных результатов системы образования.Хотим мы иметь рядом с собой такого образованного, современного человека? Да.Жизнь в современном мире требует от человека быстроты реакции, умения удерживать несколько вводных и расставлять приоритеты. Можно этому научиться, используя репродуктивные формы обучения? Конечно, нет! Значит, надо найти такие формы обучения, которые заставляют ребенка не бояться принимать решение, иметь собственную точку зрения, нести за это ответственность!Научить этому могут лишь педагоги, применяющие деятельностный подход к обучению. У такого учителя урок не столько подача материала, сколько вооружение обучающегося навыками самостоятельного добывания знаний. Вот почему так важен этап актуализации знаний на уроке, этап постановки учебной задачи. Постановки учебной задачи не учителем, а каждым ребенком. Ученик должен быть поставлен в ситуацию, когда без уяснения проблемы незнания чего-либо нельзя продвинуться дальше в познании. Не случайно глагол «научиться» имеет возвратную форму: из основ дидактики мы знаем – только то знание ценно, которое получено самостоятельно. Такой урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель – ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько непосредственной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.Это и есть личностно ориентированное обучение, построение траектории индивидуального маршрута каждого ученика. Содержание личностно ориентированного образования должно помочь ребенку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни – открыть мир собственного «я» и научиться управлять им.Но знающий, умеющий принимать решения человек живет в обществе. Отсюда задача педагога – вложить в руки ребенка инструмент, с помощью которого он сможет строить межличностные отношения, коммуникации. Коммуникативность – умение общаться со взрослыми и сверстниками – одно из необходимых условий успешности учебной деятельности, успешности в будущем.Работа в информационной среде тоже часть современной культуры, современного образования. Только научить мы должны не работе на определенном компьютере, используя определенную программу, а на любом техническом устройстве, используя умение добывать информацию, опираясь на умение применять свои знания в любой, пусть даже и нестандартной ситуации.Может школа справиться с такими задачами, ничего не меняя? Нет! Новый портрет выпускника требует и нового подхода к построению учебного процесса профессиональным педагогом.Ясно, что педагог должен обладать набором профессиональных компетентностей:- коммуникативной компетентностью – профессионально значимым качеством, основные составляющие которого эмоциональная устойчивость, способность конструировать прямую и обратную связь, речевые умения, умение слушать и слышать;- информационной компетентностью;- регулятивной компетентностью, что предполагает наличие у педагога умений управлять собственным поведением, главные определяющие факторы здесь нравственные ценности;- интеллектуально-педагогической компетентностью – комплексом умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации;- операциональной компетентностью – набором навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности.Но поменять отношение к процессу обучения должен не только сам учитель, но и весь педагогический коллектив. В этом и ценность, и конструктивность новых стандартов, система обучения в школе пронизывает все ступени образования, все предметные линии, весь спектр образовательных услуг. Особенность ФГОС как комплексного новшества состоит в том, что его структура задана не жестко. У школы есть возможность учесть образовательные потребности и интересы учащихся, а также потребности и запросы родителей. На основе этих потребностей и возможности самой школы прописывается основная образовательная программа образовательного учреждения.Почему у некоторых педагогов этот переход к новому протекает так болезненно? Скорее всего, тому есть несколько причин. Первая и, пожалуй, самая распространенная – педагогический консерватизм. Вторая – боязнь новых информационных технологий. Еще одна из причин – страх перед теми обязательствами, которые накладывает стандарт на самого учителя в процессе обучения. Ведь неуспешность ребенка – это неуспешность педагога, несостоятельность образовательного учреждения. С информационными новинками учитель справится легко. Использование на уроках и презентаций, и интерактивной доски, и персональных компьютеров стало привычным делом. Написание основной образовательной программы школы и рабочей программы учителя тоже не столь трудная задача. А вот поменять структуру урока, выпустить из своих рук его сценарий, дать ученику возможность быть соавтором намного труднее!Но учителю нельзя стоять на месте, нужно обязательно шагать в ногу со временем, понимая свою роль в судьбе ребенка. Новый подход к образованию, прописанный в стандартах, личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию принесет удовлетворение и ученикам, и учителям, и родителям. Только высокая духовность и хорошие знания помогут ребенку стать в будущем воспитанным и всесторонне образованным человеком.Н.ГОЛУБЕВА, методист лаборатории начального образования ОМЦ ЗАО


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту