Исследование об отношении учителей к своей работе провели ученые Российской академии образования (РАО), которые проанализировали различия между педагогами с разным стажем.
В рамках исследования учителя были разделены на шесть групп, исходя из того, сколько лет они проработали в школе: со стажем менее трех лет, работающих 3–8 лет, 9–13 лет, 14–18 лет, 19–23 года, более 24 лет.
Анализ показал, что главная цель молодого педагога – дать учащимся предметные знания. Отмечается, что достигнута она может быть за счет демонстрации высокого владения предметом, предоставления детям образца того, как правильно решать задачи. Работа на воспитательном направлении в этот период посвящена формированию нормативного поведения ребенка.
Когда же педагог приобретает больший стаж, для него важнее становятся именно воспитательные задачи, усиливается и потребность в том, чтобы ученики принимали его как личность, говорится в материалах, опубликованных в журнале Минпросвещения «Вестник образования»
В ходе исследования выяснилось, что у педагогов со стажем 9–13 лет может наступить профессиональный кризис. Он выражается прежде всего в том, что творческую активность педагог проявляет ради разнообразия, а не с целью развития учащихся.
У педагога со стажем 14–18 лет обнаруживается новая цель: личностное развитие учащихся. После 20 лет работы в школе на первый план для учителя выходят мотивы, связанные с развитием ученика как субъекта образовательной деятельности и с его личностным ростом. На этом этапе важным становится не только дать предметные знания, но и научить учиться, отмечают авторы исследования.
В конечном счете, говорится в сообщении, учитель приходит к пониманию ценностной значимости целевых задач развивающего обучения. Но на «присвоение» этих задач зачастую уходит около 20 лет.
Комментарии