search
main
0

Учителя: Не надо плавать в мелких лужах

Те люди, кого мы в детстве почти боготворим, со временем или уходят на второй план, забываются, или, сопровождая нас и в зрелом возрасте, становятся осмысленным идеалом. Мы решили задать учителям вопрос, кто их кумиры. И тот же вопрос задали детям (см.страницу 9). Получился своего рода заочный диалог “учитель – ученик”. Ведь идеалы и кумиры есть у всех.

Алла БЕЛОВА, преподаватель математики ПТУ N 101 (Москва), кандидат педагогических наук, член Союза писателей России:
– Кумир у меня был личный. С детства. Так сложилось, что в восемь лет я попала в детский дом: отец ушел на фронт и погиб, а мама умерла… Однажды, когда меня обижали, за меня заступился один парень. И после этого он надолго стал моим настоящим кумиром. Ведь у меня не было защитника, а тут я, можно сказать, впервые почувствовала, что это такое. Мужчина-защитник. Потом он стал командиром атомной подводной лодки. Даже когда я потеряла его из виду, пыталась найти… Сейчас начала писать повесть о детском доме. Начинаю ее с того эпизода, который запомнился мне с детства: подбегает какой-то парень, увидевший, что я растерялась, хватает, куда-то тащит…
Для меня были значимы люди, которые оказывали на меня какое-то воздействие. Например, когда я была студенткой механико-математического факультета МГУ и осталась без средств к существованию, завалив один предмет, нашелся человек, профессор из Свердловска, который стал мне присылать деньги. Долгие годы он был для меня примером тех людей, которые отдают себя другим… Для меня был очень значим директор нашего детского дома. Мы, вся моя семья, до самых последних дней поддерживали с ним отношения. В какой-то степени он стал для меня педагогическим кумиром. Моими кумирами не были героические люди из книг (их во времена нашей молодости было много – “Генерал Доватор”, “Четвертая высота” о Гуле Королевой), а обычные люди, способные отдавать себя другим.
Я защищала диссертацию по теме, которая напрямую относится к вопросу “УГ”: “Воспитание социальной активности учащихся”. Социальная активность бывает разной, как положительной, так и отрицательной. Те люди, которые воспитывают “активность не только для себя”, могут быть кумирами. И пусть будут. Дело педагога – показать, какому примеру следовать. Но не внушениями, а личным примером, следует от отрицательного кумира отвести в сторону так, чтобы дети даже не почувствовали этого.

Светлана КИРИЛЛОВА, учитель русского языка и литературы (г.Кольчугино Владимирской обл.). Участница Всероссийского конкурса “Учитель года-2001”:
– Моими кумирами были группы “Воскресенье” и “Машина времени”. Как я с ними рассталась? Наверное, еще не рассталась. Только что побывала на концерте Макаревича…
Будучи в экзаменационной комиссии, я изучала один реферат. По Пелевину. Его подготовил не мой ученик. С этой работой я познакомилась заранее и спорила с ребенком: мне был непонятен до конца этот выбор. Мы говорили по поводу художественной ценности произведения. Надо заметить, что доводы ребенка были интересными и в чем-то он и меня убедил. Я перечитала Пелевина. Запрещать что-то бесполезно – нужно уметь рассуждать. Разговор нужно перевести в культурологическую плоскость, где можно сопоставлять, говорить языком науки.

Ирина БОЛЬШАКОВА, учительница физкультуры (г.Ижевск), чемпионка России по плаванию:
– Мои кумиры – в спорте. На соревнованиях я особенно выделяла двух пловчих: одну немку и одну нашу девушку по фамилии Царева. Она поражала меня своей культурой. При встречах мой взгляд останавливался именно на ней. Наверное, могу назвать кумиром тренера олимпийской мужской сборной Павла Иоселиани. Он единственный, кто меня, девчонку, брал в эту сборную! Это казалось сказкой: автобус для четырех человек и я, пятая… Одна, как Золушка, но это был настоящий спортивный бал! Павел Иоселиани, наверное, что-то видел во мне, но я не оправдала его надежд, я стала только чемпионкой России. Еще среди пловцов я выделяла Владимира Сальникова. Лично мы незнакомы, но выступать на одних соревнованиях доводилось.
Мне кажется, что запрещать и развенчивать кумиров – не выход. Для детей это своего рода поиск. Чтобы выбрать что-то свое, надо искать. Но все равно ребенка больше, чем что-либо, формирует близкая среда, семья. Сейчас другое время, широкие возможности для выбора. И надо делать настоящий выбор. Потому что плавать надо не в мелких лужах, а в глубоком водоеме.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте