search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Учителя, как и дети, должны учиться вместе

Марианна ЛЕБЕДЕВА, руководитель Центрального окружного научно-методического центра: – Методическая служба Центрального окружного управления образования, так же как и в других округах, обеспечивает методическую поддержку деятельности и развития окружной системы образования, но наряду с решением рутинных задач в каждом округе есть приоритеты развития и обновления системы. В нашем округе к таким приоритетам относятся вопросы молодежной политики и молодежного движения, поддержка одаренных детей, новые подходы к профессиональному стандарту учителя, инклюзивное образование.

Пять лет назад в ЦАО начало активно развиваться инклюзивное образование, возникла необходимость в обучении, а отечественного опыта по этому вопросу не было. Стажировки педагогов и руководителей 47 образовательных учреждений в Англии, Норвегии, Германии, США, Белоруссии и других странах дали богатый материал для осмысления. Методическая служба вместе с педагогами перерабатывала материалы и опыт применительно к нашей реальной практике, таким образом, в округе сложились подходы и концептуальное видение организации инклюзивного образования.

Несмотря на отсутствие полноценной нормативной базы на государственном уровне, прежде всего были изучены те законы и подзаконные акты, которые регламентируют организацию деятельности системы образования по отношению к детям с особыми потребностями в обучении.

Закон об образовании оставляет за образовательным учреждением право выбора программ как общеобразовательных, так и коррекционных, но реализация одновременно двух программ для учителя невозможна. То есть необходима их интеграция. Таким образом, инклюзия диктует собственные требования к организации учебного процесса.

Понимая, что объект деятельности методической службы – профессионализм учителя, к которому инклюзия предъявляет особые требования, остановлюсь подробнее на тех направлениях и путях организации методической службы, которые сегодня реализуются и поиск которых ведется в округе.

В ЦАО традиционно велась и ведется серьезная работа по формированию толерантности в рамках экспериментальной деятельности в 93 образовательных учреждениях. Формирование толерантных установок всех участников образовательного процесса в инклюзивной школе – первая проблема. Сегодня можно сказать, что руководители, педагоги, родители и учащиеся этих школ обладают высоким уровнем толерантности, чему в немалой степени способствовали специальные тренинги, занятия и кадровая политика руководителей. Методический центр подбирает педагогов для работы в этих школах. Тем не менее, если говорить о праве ребенка и его родителей выбирать любое образовательное учреждение, мы видим свою задачу в формировании готовности каждого образовательного учреждения принять особого ребенка.

Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов – это многоаспектный вопрос; инклюзия диктует новые требования к уровню профессионализма учителя. Учитель сегодня становится основной фигурой в деле информирования населения по вопросам инклюзии, а следовательно, должен обладать достаточным объемом знаний в области психологии для работы, в том числе и со взрослыми людьми. Для решения этой задачи методический центр создал и поддерживает сайт психологической службы. На нем представлены нормативно-правовая база коррекционного и инклюзивного образования, библиотека программ и методик, форум для родителей, педагогов и психологов, система новостей. Педагог в инклюзивной школе должен обладать знаниями в области современных образовательных технологий, владеть методами и приемами организации образовательного процесса на основе деятельностного подхода, владеть способами организации продуктивной деятельности учащихся не только на уроках изо, технологии и во внеурочной деятельности, но и на уроках по основным предметам. Например, управление образования ЦАО и методическая служба организовали постоянно действующий практикум-семинар для всех учителей школ в дошкольных учреждениях округа. 26 марта 2009 года в ДОУ прошел единый день продуктивной деятельности для всех учителей ЦАО, набирающих детей в первый класс в новом учебном году. Сегодня в инклюзивных учреждениях широко представлены такие виды продуктивной деятельности, как:

– лего-конструирование;

– бумагопластика;

– лепка;

– керамика;

– деревообработка;

– изготовление кукол;

– роспись по дереву.

Особые дети активно включены в эту деятельность, а результаты совместного творчества ежегодно демонстрируются в выставочном зале «На Солянке», на Сорочинской ярмарке, посвященной 20-летию Н.В.Гоголя.

Методический центр формирует сегодня электронную базу видеоуроков для инклюзивного образования – это не запись открытых уроков, а специально созданные видеомастер-классы, где представлены различные модели уроков с активным включением особых детей в учебный процесс. Мы формируем сборники сценариев уроков по математике, русскому языку, окружающему миру как пособия для повышения квалификации педагогов, работающих или планирующих свою работу в системе инклюзивного образования.

Еще один важный вопрос – ведение дневников наблюдения развития детей и классов в инклюзивной среде. Учителю трудно систематически описывать изменения в детском коллективе, анализировать их, обобщать и сравнивать с другими наблюдениями. Сегодня это тоже задача методистов.

Педагог сегодня должен владеть основами коррекционной педагогики. Система высшего педагогического образования нынче не предполагает получения студентом дополнительной специальности «учитель-дефектолог, педагог системы инклюзивного образования». В разработанном специалистами МГППУ проекте Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования предусмотрена квалификация (степень) бакалавра с отдельным профилем «психология и педагогика инклюзивного образования», что позволит в перспективе принимать на работу в образовательные учреждения дипломированных специалистов в этой области, а методическому центру – формировать целевой набор педагогов на базе высшего педагогического образования на эту специальность.

Методическая служба округа определила для себя еще одно направление работы – консультирование методистами-дефектологами учителей начальных классов и учителей-предметников инклюзивных школ по вопросам эффективного обучения детей с особыми образовательными потребностями и максимального включения их в учебную деятельность нормативных детей. Найти таких специалистов оказалось непросто. Мы пригласили на работу кандидатов наук, преподавателей высшей школы, дефектологов и логопедов, имеющих опыт практической деятельности в системе общего образования. Это направление мы планируем расширять. Кроме того, у нас началось сотрудничество с дефектологическим факультетом Московского городского педагогического университета.

Постепенно мы пришли к выводу о необходимости создания комплексной мониторинговой службы в нашем методическом центре. Сегодня в научных работах достаточно хорошо описаны процессы, происходящие с особыми и нормативными детьми в инклюзивной среде, но нет серьезных исследований о том, что происходит с педагогами, как идет процесс социальной реабилитации родителей детей-инвалидов. Нет валидных измерителей динамики включенных детей и детей, обучающихся в специальных коррекционных школах. Методическая служба в этой связи определила задачу создания для этого системы мониторингов. Но это тонкий инструмент, и здесь необходима поддержка науки. Еще одно направление деятельности методической службы – работа двух педагогов в классе (дефектолога и учителя-предметника), как это предусмотрено в учебном плане для учителей информационных технологий и учителей-предметников. В инклюзивных школах сегодня развита система тьюторства, которая не в полной мере обеспечивает включение особых детей в обучение, а также подход, на наш взгляд, может способствовать росту эффективности учебного процесса, но это покажет практика. Для реализации этой задачи запланирована серия организационно-деятельностных игр для педагогов с целью сценирования таких уроков совместно с ресурсным центром «Тверской».

Система инклюзивного образования в Москве должна, на наш взгляд, иметь собственное лицо с опорой на ведущий опыт мировых лидеров, но и с учетом особенностей российской системы образования с его традиционно высоким уровнем базового образования для нормативных детей (перед нами задача сохранения этого уровня), а это возможно при построении индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка. Здесь также важно учесть изменения в оценочной деятельности учителя. Совместно с центром «Тверской» и учителями-предметниками, опираясь на норвежский опыт, мы формируем подходы к качественной оценке развития учащихся инклюзивных школ через описание их личных достижений и сформированных общеучебных умений.

Развитие окружной системы образования, в том числе инклюзивного, предполагает поиск новых подходов в организации информационно-методического и организационно-методического сопровождения. Для этого в рамках реализации программы «Столичное образование-5» и окружной программы развития «Образование как ресурс повышения качества жизни населения» разработана и второй год довольно сложно реализуется новая модель методической службы округа. Что такое инклюзивная среда, наши специалисты знают не понаслышке. В этом году я приняла на работу двух особых специалистов, это молодые люди с педагогическим образованием.

В методическом центре созданы крупные группы подразделений, в задачи которых входит методическое сопровождение системы образования, в том числе инклюзивного. Это задача оптимизации службы. Центр психолого-педагогических технологий занимается вопросами методической поддержки психологов, социальных педагогов, дефектологов, учителей, работающих в инклюзивной среде, специалистов психолого-педагогических центров, поддерживает сайт. Центр информационных технологий обеспечивает информатизацию образовательного процесса в инклюзивных школах. Обучение в ЦИТе прошли 86% педагогов этих образовательных учреждений. Широкое включение информационных технологий в учебный процесс – еще один путь повышения эффективности и развития инклюзивной среды. Наши особые дети активно участвуют в «Гранте префекта», есть даже специальная номинация «Строим город равных возможностей». Центр воспитания и дополнительного образования обеспечивает методическую поддержку воспитательной работы и инклюзии. В округе третий год проводятся фестивали искусств с участием детей-инвалидов и нормативных детей. Особое место в нашей деятельности занимает работа с родителями. Важное направление этой структуры – профессиональная ориентация детей-инвалидов. Второй год методическая служба проводит родительские собрания для родителей особых детей совместно с колледжами, обучающими эту категорию детей, выпускает справочные материалы по этому вопросу, а также издала путеводитель по системе дополнительного образования для детей-инвалидов. Комплексная мониторинговая служба призвана осуществлять не только знаниевые и компетентностные срезы, но прежде всего мониторинг развития образовательной среды, в том числе инклюзивной. И это для нас сегодня самый сложный вопрос.

Мы ведем работу по созданию и организации деятельности профессиональных сообществ для обобщения и распространения опыта лучших педагогов, детских садов, школ в области инклюзивного образования. Сегодня, подводя итоги первого опыта, можно отметить самое ценное: в округе есть группа людей с высоким уровнем понимания, мотивированных, увлеченных, которым нужна поддержка, потому что рост и развитие ребенка ставят новые задачи перед педагогами и перед нами. Поддерживая лозунг «Перспективы», скажу: «Учителя, как и дети, должны учиться вместе».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте