Крупнейшая в России “Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания”
(“СИБУР”), некоммерческое партнерство “Содействие химическому и экологическому образованию”, Министерство образования и науки Нижегородской области провели в Дзержинске Нижегородской области первый педагогический научно-практический семинар “Химия для жизни будущих поколений”.
Семинары для учителей химии – составная часть единой программы поддержки всех ступеней российского образования, разработанной и осуществляемой АК “СИБУР”.
Необходимость осуществления этой программы вызвана катастрофическим положением с подготовкой инженерно-технических кадров в области химии и нефтехимии. Речь идет (ни много, ни мало) об экономической безопасности государства. Руководство АК “СИБУР” считает, что эту проблему можно решить, объединив административный ресурс всех ветвей власти и возможности российского бизнеса.
Более подробно о сложившейся ситуации рассказал вице-президент компании Сергей Зенкин.
Отрасль нефтехимии является достаточно опасной. С точки зрения экологии химия – вредное производство. Поэтому ошибки человека могут приводить, несмотря на высокие технологии, к катастрофам. За 6 лет работы АК “СИБУР” у нас не было ни одного взрыва, аварии, которые привели бы к катастрофическим последствиям. Руководство компании уделяет повышенное внимание реконструкции и ремонту оборудования. Понимая огромную роль человеческого фактора, в компании стала развиваться единая идеология подготовки кадров и повышения квалификации. Начиная с простого работника, оператора установки, и кончая высшим уровнем управленческого звена. Мы столкнулись с тем, что практически во всех регионах человеческий потенциал, который до недавнего времени был, во многом утерян. И, к сожалению, утерян порой безвозвратно. Квалифицированные кадры перешли работать на другие предприятия либо нашли себе другие занятия. Например, недавно на одном предприятии мы вводили в строй новую установку и для работы на ней нам потребовалось 500 человек – мы их не смогли найти. Нет людей, которые могут работать на нашем оборудовании. Стало ясно, что вкладывать деньги просто в перевооружение не имеет смысла – на этих железках некому работать. Именно поэтому компания стала продумывать программу сотрудничества с вузами, колледжами, техникумами, профучилищами. В конце концов мы пришли к выводу: начинать надо со средней школы. Ведь учителя химии – наши агенты влияния в школе. Мы готовы им помогать.
– Как вы предполагаете работать с учителями?
– В тех регионах, где есть наши заводы, надо “привязать” химическую общественность к этим предприятиям. Наши заводы в этих регионах являются часто жизнеобразующими, градообразующими. Мы готовы рассказывать учителям о существующих тенденциях в химической науке и на производстве, о разработке новых технологий и материалов. Когда зародилась эта идея, мы стали проводить семинары, связались с химфаком МГУ. В Нижнем Новгороде мы нашли полное понимание и поддержку со стороны губернатора. На первом семинаре отрабатывалась методика, каждый участник был подписан на журнал “Химия и жизнь”. Через этот журнал пойдет информация, необходимая учителям. Мы наметили провести до конца учебного года еще 4 семинара в Волгоградской области, Твери, Перми и Тюмени. Кроме того, мы намерены поддерживать всероссийскую олимпиаду по химии. Цель: найти талантливых ребят, желающих связать свое будущее с профессиональным занятием химией. Победителей олимпиады будем поддерживать при поступлении в вузы, принято решение об учреждении нескольких стипендий. Сейчас прорабатывается возможность зарубежной стажировки для студентов.
Ведь одно дело, когда ребята получают информацию от школьного учителя, другое, когда они встречаются с директором предприятия, где работают 5-6 тыс. человек и которое реально занимается химпроизводством. Это другой взгляд и другие масштабы.
Мы не скрываем своих интересов. Наши цели и благородны, и меркантильны. Мы хотели бы, чтобы студенты проходили практику на наших предприятиях, осваивали профессии различных служб (технологических, инженерных, экономических).
– Как вы сотрудничаете с Министерством образования?
– Чтобы не было расхождений с Минобразования, мы в ближайшее время встретимся и постараемся выработать единую программу. До этого у нас были консультации. Следовало выяснить: правильной ли дорогой мы идем, нужно ли это российским учителям? И получили полное одобрение своей деятельности. Министерство образования помогает нам в налаживании контактов с региональными департаментами, а те в свою очередь – с учителями. Например, в Нижнем Новгороде местные власти взяли на себя весь труд по делегированию 100 учителей на семинар. АК “СИБУР” не в состоянии браться за все образование. У нас заинтересованность именно в химиках, и наша компания хотела бы стать партнером Минобразования в этой области.
– Можно ли говорить о некоей тенденции: “ЮКОС” развивает Федерацию Интернет Образования, “СИБУР” готовит специалистов-химиков, кто-то спохватится, что нет спецов для тяжелой промышленности… Почему большой бизнес повернулся к школе?
– Химия последние годы растет более быстрыми темпами, чем вся промышленность. А промышленность более быстрыми темпами, чем экономика. Промышленность сразу попала в новые условия деятельности. Поэтому рыночные экономические факторы стали влиять на сферу промышленности раньше, чем на сферу искусств, образования, социальную сферу. Только сейчас стали говорить о пенсионной реформе или реформе коммунального хозяйства. А мы уже 15 лет работаем в 100-процентной рыночной экономике. Сейчас наша отрасль столкнулась с тем, что нормально развиваться дальше она может только в том случае, если будет поддержана людскими ресурсами. Мы можем пригласить инженеров из Италии, чтобы они построили нам предприятие, запустили производство. А кто будет работать? За последние 10 лет падение производства в нашей отрасли достигло 60%.
– Вы не боитесь, что подготовленные вами специалисты уедут потом на Запад?
– Я считаю, что возможность работать в любой точке земного шара – это замечательно. Каждый человек должен быть свободен. Готовить человека и бояться, что он от нас куда-то уедет – бесперспективный путь. Значит, компания не смогла его заинтересовать. Мы считаем, что те перспективы, которые есть в нашей компании, очень заманчивы. Развиваемся мы стремительно. Работа в АК “СИБУР” с профессиональной точки зрения чрезвычайно интересна.
– В последние годы химия в школе была некоей золушкой. Больше развивались гуманитарные предметы. Хотя во времена Хрущева химию называли царицей наук. Готовы вы вернуть золушку на трон?
– Ренессанс инженерных специальностей неизбежен. Абсолютное перепроизводство экономистов, бухгалтеров, юристов – очевидно. Перспективный еще недавно бизнес с ценными бумагами в кризисе – там идут огромные сокращения. А голод на инженерные специальности начнет ощущаться очень скоро, и те, кто этого не понимает, останутся у разбитого корыта. Вот, в Твери мы построили современный завод не хуже, чем в Германии или Испании. Экономистов и бухгалтеров нам не нужно, а инженеры – в дефиците.
– Но, может быть, тогда лучше открыть свое учебное заведение?
– Нет. Каждый должен заниматься своим делом. Что же, мы будем переманивать из вузов преподавательский состав? Хотя преподавание экономики показало, что альтернативные учебные заведения дают неплохой результат. Мы считаем, что химикам просто надо помогать, покупать учебники, организовывать практики.
– Во многих школах нет реактивов…
– В регионах мы поддерживаем средние учебные заведения. На семинаре в Нижнем Новгороде был проведен опрос учителей, оказалось, что на самом деле школе надо не так много – поставить вытяжку и закупить реактивы с ретортами. Мы готовы поставить оборудование в школы. Относительно техникумов и вузов: было бы лучше не просто давать деньги, а создавать возможность зарабатывать эти деньги. У них есть великолепные ресурсы. Наша компания готова эти ресурсы покупать.
– Как связаны проблемы образования с проблемами экономической безопасности?
– На примере нашей отрасли: официальный ввоз нефтехимической продукции превышает 2 млрд. долларов. Сейчас рынок открыт, если мы не будем производить эту продукцию, то ее привезут к нам поляки, турки. Помните, 15 лет назад привозили из-за границы полиэтиленовые пакеты и “Биковские” авторучки? Неужели надо возвращаться к этому состоянию?!
Мы за то, чтобы салон нашего автомобиля не отличался от салона “фольксвагена”, чтобы поролон в нашей мебели не разлетался через два года. А для этого нужны профессиональные кадры.
Юрий ГОРЮХИН
Комментарии