Единый государственный экзамен – это зеркало, в которое постоянно должна заглядывать система образования, а также все «заинтересованные лица». И зеркало это нельзя убирать, считают два абсолютных победителя конкурса «Учитель года России» и столичный директор.
Образ зеркала прозвучал в выступлении директора московского лицея №1535 Михаила Мокринского: «Движение вперед российского образования невозможно без фиксации того, что происходит». В том, что лучшее средство фиксации – ЕГЭ, он убежден с самых первых дней введения новой формы оценки знаний, потому что в свое время Михаилу Геннадьевичу и его ученикам приходилось играть в игру «Посади доцента в лужу». Школьная программа дополнялась сведениями, без которых не то что сдать вступительные экзамены, понять, о чем спрашивают преподаватели вуза, было невозможно. Дети успешно поступали в институты… Теперь никаких игр, есть четкие правила. «Степень объективности ЕГЭ выше», – убежден директор лицея. – «Для 90% выпускников ЕГЭ оптимальная форма оценки». В этом году в лицее было двадцать стобалльников по различным предметам. Другое дело, что ЕГЭ должен быть лишь частью механизма, который контролирует качество образования. Вторая часть – инспекционная проверка государственными органами. И третья – самоконтроль и самооценка школы.
Целый проект усовершенствования ЕГЭ предложил учитель года России-2007, математик из Петербурга Дмитрий Гущин. Первое: «ЕГЭ надо сделать ближе и понятнее обществу». А для этого максимально рассекретить задания прошлых лет, предоставить не одну, несколько демоверсий предстоящего ЕГЭ, создать открытый банк заданий по всем предметам, а не только по математике. Нужно предоставить возможность сдавать экзамен по каждому предмету несколько раз. Десятиклассник сможет потренироваться, а одиннадцатиклассник – улучшить результат. Ученик должен получить доступ к своей работе в электронном виде в сети, чтобы знать, идти ему на аппеляцию или нет… Второе: «Экзамен, к которому нет доверия, не имеет смысла». Повысить надежность ЕГЭ призваны и «глушилки», и видеорегистрация. Средство от списывания – штраф, с пойманного школьника, уверен питерский математик, надо взимать 3-5 тысяч. А учителю-наблюдателю, который поймает школьника за списыванием, следует дать премию в таком же размере. Важно, чтобы все эти меры применялись комплексно.
Учитель года России-2010 Михаил Случ тоже считает, что болевая точка ЕГЭ – достоверность результатов. Чтобы добиться здесь успеха, считает Михаил Ильич, надо во-первых, перейти на двухуровневый ЕГЭ, прежде всего, это касается экзаменов по русскому языку и литературе. И во-вторых, принять как аксиому, что организация итоговой оценки – дело затратное. Однако вводить какие-то новшества надо весьма осторожно, предупреждает учитель года. «Экзамен уже запущен и должен проходить гладко». Разве что поправить некоторые элементы. Михаил Случ сожалеет, что ЕГЭ до сих пор не стал органической частью школьной жизни. Отличник стремится сдать его на сто баллов, а это зачастую невозможно, да и не нужно. «Важно, чтобы ученик понимал, что существуют другие способы оценки».
Много было сказано верного и правильного. Но не очень пока верится, что в обозримом будущем ребята перестанут списывать, а учителя им помогать, потому что станут честными или испугаются штрафов. А главная беда – пока за безобразное отражение в зеркале отвечает учитель. В качестве стрелочника.
Фото автора
Комментарии