С 14 по 17 июня в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования столицы прошел установочный семинар федерального этапа конкурса «Учитель года России». В семинаре приняли участие победители региональных этапов из 85 субъектов Российской Федерации, в том числе и учитель биологии московской школы №171, победитель в номинации «Учитель года» конкурса «Педагог года Москвы» Иван Смирнов.
Программа семинара была насыщенной и интересной. Учителя узнали, какие конкурсные испытания им предстоят, встретились с министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой и написали эссе на тему «Человек, благодаря которому я стал учителем». В заключительный день семинара коллеги со всей страны откликнулись на приглашение московского участника и посетили его школу.Зачем московская школа стала большой?Этот вопрос очень интересовал учителей из других регионов. Коллегам было интересно узнать, как в одной образовательной организации уживаются 2500 школьников и еще почти 1000 дошкольников. Директор Лидия Карпенко рассказала об истории школы и о тех изменениях, которые произошли в последние годы, а также отметила, что объединение школ позволило эффективнее использовать ресурсы города. Лидия Петровна сказала: «В нашем здании всегда было более 600 учащихся, а в соседней школе такой же площади – чуть более ста. Кроме того, речь идет о возможностях школы решать вопросы содержания образования самостоятельно, учитывая запросы и интересы школьников и их родителей». Во время встречи был затронут вопрос внедрения информационных технологий не только в образовательный процесс, но и в другие области школьной жизни – АИС-контингент, проход-питание, управление как внутри самой школы, так и школами Москвы (еженедельные селекторы, участниками которых являются руководители школ, их заместители, учителя).Как эффективный учебный план помогает профилизации?Тема учебного плана неоднократно возникала на установочном семинаре. Поднималась она и на встрече с О.Ю.Васильевой. Учителей волновало, будет ли меняться учебный план в связи с обязательной сдачей ЕГЭ по истории, как московские школы решают вопрос углубленного изучения отдельных предметов. Учитель биологии школы №171 кандидат биологических наук Лариса Жиганова на примерах показала, как построена работа биологических классов и какие это дает результаты. Московские школы располагают значительным ресурсом – это и возможности реализации эффективного учебного плана, и использование часов внеурочной деятельности, предусмотренных ФГОС, и интеграция основного и дополнительного образования в учебном процессе. Конечно же, одной из сильных сторон является и сама инфраструктура Москвы, обладающая огромным социокультурным и образовательным потенциалом, – парки, музеи, театры, вузы столицы.Как повлияет внедрение ИКТ на развитие личности ребенка?Этот вопрос задал один из участников встречи после выступления куратора инженерных классов, учителя математики Ильи Самоненко. Илья Юрьевич рассказал гостям о математических и инженерных классах и представил вниманию учителей сюжет Московского образовательного канала о семинаре по нейропилотированию, который недавно прошел в школе. «Какова будет роль нейроинтерфейсов в будущем? Хорошо или плохо, что эта форма работы заменит учителя в классе и дети могут превратиться в бездуховные личности?» – именно таким вопросом задался один из коллег. Как известно, новые технологии всегда порождают сложные вопросы, и участникам встречи было о чем после поговорить в кулуарах.Как принять участие в работе Московской электронной школы?Финалист конкурса «Учитель года» Москвы и получатель гранта за вклад в развитие проекта «Московская электронная школа» учитель биологии школы №1376 Наталья Титорова рассказала коллегам о Московской электронной школе. Что такое атомик? Как создать сценарий урока? Как обстоит дело с авторскими правами? Кто и как проверяет материалы, подготовленные учителем? Все эти вопросы после обстоятельного рассказа и знакомства с проектом затмил другой: «А мы можем принять участие в этом проекте?» Наверное, именно это лучше любой другой характеристики говорит об эффективности как самого проекта, так и его презентации.Как в московском этапе конкурса «Учитель года» может принять участие столько учителей сразу (более 10000 человек)?Учитель биологии школы №171 Иван Смирнов по просьбам коллег рассказал о том, как проходит конкурс в столице, и о его первом, интереснейшем этапе – уникальной метапредметной олимпиаде «Московский учитель». Иван Алексеевич поделился с участниками встречи своим опытом решения олимпиадных заданий, среди которых были и ответы на вопросы в форме итоговой аттестации по своему и другим предметам, и проверка заданий других участников, и создание творческого проекта. После первого этапа испытаний участники писали эссе и готовили видеосюжеты, а также представляли компетентному жюри свой опыт работы, проводили мастер-классы и принимали участие в импровизированном педагогическом совете. А финальным испытанием для конкурсантов стал разговор с министром.Подводим итоги, делимся впечатлениямиВот как оценила прошедшую встречу директор школы Лидия Карпенко:- Меня приятно удивило необыкновенное внимание гостей школы и их активное участие в обсуждении вопросов, затронутых во время встречи. Особо хочу отметить доброжелательное отношение и глубокое уважение коллег к московскому учителю. Из заданных вопросов я бы выделила в качестве особенно актуальных для наших гостей следующие: программа первых классов, прием учащихся в школу, система дополнительного образования и зачисление через портал mos.ru. Несомненно, эта встреча была интересной и полезной для всех!Из отзывов в социальных сетях участников встречи, победителей региональных этапов конкурса: Наталия ЯНИКОВА, Псковская область:- Замечательная московская школа – добрая, гостеприимная, со своими традициями и изюминками.Сергей ЖБАНОВ, Липецк:- Все было доступно, ярко и познавательно.Ирина ДМИТРИЕВА, Курск:- Замечательная школа! И, как мне показалось, отличная команда педагогов. Виват!В заключение встречи все гости получили приглашение посетить Московский международный образовательный форум «Город образования», который пройдет на ВДНХ в сентябре этого года.Прогулки по МосквеПосле официальной части коллеги смогли задать оставшиеся вопросы в неформальной обстановке во время чаепития, а затем те учителя, у которых оставалось время до отъезда из Москвы, прогулялись по парку Горького, Музеону и набережным Москвы-реки. Отличная погода и красивый пешеходный маршрут представили гостям наш любимый город с новой, незнакомой стороны! Визит в московскую школу стал замечательным завершающим аккордом семинара: все участники подружились и теперь с нетерпением ждут встречи в Сочи в сентябре, где смогут еще пообщаться и поделиться опытом в творческой атмосфере конкурсных испытаний.
Комментарии