Считается, что с ребенком легче работать, чем с родителями. Известно, что эта работа включает в себя индивидуальные беседы, консультации, посещение на дому и самое главное – родительские собрания.
Втом, как нельзя проводить собрания, я убедилась много лет назад, когда еще не работала в школе, а ходила как родитель на собрания к своей дочери, тогда ученице 3-го класса. К нам пришла новая учительница и на первом же собрании сказала, что класс безобразный, дети трудные, поведение ужасное, дети грубят, дерутся, обманывают, а затем стала давать краткую характеристику каждому ребенку в алфавитном порядке: этот лентяй, другой лжет, третий получил двойку по диктанту. Я сидела и со страхом ждала, когда дойдет очередь до моей дочери. Все родители испытывали чувство стыда и унижения. Вот тогда я и решила, что если мне придется работать в школе, то так проводить собрания не буду.
Я считаю, что, характеризуя детей, предваряющей оценкой следует выдвигать положительную. Сначала родители должны услышать и узнать о своих детях
хорошее, и только после этого они с пониманием воспримут озабоченность учителя теми негативными чертами характера ребят, которые мешают им стать лучше.
Неумение учителя увидеть в детях положительное будет расценено родителями и как несправедливость, и как недостаточный профессионализм педагога. И уж совсем недопустимы наставления и выговоры в адрес родителей.
Учитывая этот отрицательный пример, на своих родительских собраниях я никогда не хвалю и тем более не ругаю отдельных учеников, не сравниваю их -этот слабее, а этот сильнее, говорю в общем на что обратить внимание. У каждого родителя на парте тетради для контрольных работ, они видят отметки, зачем на весь класс объявлять, кто получил «3», кто «2»?
Лучше, если родители и слабых, и сильных учеников будут чувствовать себя наравне со всеми. Ведь прежде всего родители являются воспитателями своего ребенка, и многие из них имеют большой опыт. Запомнились мне слова папы одного моего ученика, когда он привел своего сына в 1-й класс и сказал: «Мне не нужен учитель-профессионал, мне в первую очередь нужен добрый и отзывчивый человек».
Как известно, только положительные эмоции способствуют развитию. Поэтому не ребенок, а мы, учителя, должны стать другими: доброжелательными, внимательными, а главное – терпеливыми. Я стараюсь меньше жаловаться родителям на их детей, и в этом мне помог совет родителя – дедушки ученика. Ему надоели жалобы на поведение внука, и однажды он сказал: «Татьяна Викторовна, когда вам было столько лет, сколько моему внуку, вы тоже баловались». Я поняла, что учитель должен уметь отделять второстепенное от главного, не распекать родителей по всяким мелким поводам.
Именно родители должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательными участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания наших общих детей.
Комментарии