Традиционная акция участников конкурса «Учитель года России» прошла в Казани, столице Республики Татарстан, на базе Лицея им. Н.И.Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета.
Мероприятие стало возможным благодаря партнерству сразу нескольких дружественных организаций – «Учительской газеты», детского образовательно-воспитательного комплекса «Пенаты» (Москва), Ломоносовской школы (Москва), некоммерческого партнерства «Столичный учитель» (Клуб учителей года).
Программа субботнего дня 20 февраля была максимально насыщена! Она стартовала сразу после приветственных слов директора лицея Елены Скобельцыной и гостей Казани.
Первая часть – уроки и лаборатории в четырех секциях.
Секция №1 – для учеников 5-7 классов.
В рамках этой секции урок естествознания «Невозможное возможно или почему летает вертолет?» дала физик образовательного центра ОАО «Газпром» (Москва) Галина Литвиненко.
Урок истории, математики и латинского языка «День в Славяно-Греко-Латинской академии» – историк столичной Ломоносовской школы, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009» Константин Лупиков.
Секция №2 была адресована ученикам 8-10 классов.
Занятие учителя истории и обществознания московской Ломоносовской школы, победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009» Владимира Кружалова назвалось «Полтавская битва», и это был урок не только истории, но и культуры.
«Урок не только географии…» – такой подзаголовок имело занятие «Опыт землеописания и не только…» финалиста конкурса «Учитель года Москвы-2010», географа детского образовательно-воспитательного комплекса «Пенаты», телеведущего Ивана Колечкина.
В секции №3 для учеников 9-х классов царствовала физика. Лабораторию по решению физических задач провел учитель физики гимназии №1514 Москвы, лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2009» Юрий Бобринёв.
Секция №4 была необычной. Для учеников 7-11 классов – юнкоров лицейской газеты «Лига» и московских школьников – полевую журналистскую лабораторию развернула специальный корреспондент «Учительской газеты» Оксана Родионова.
Но и это еще не все!
Во второй части субботника состоялся мастер-класс Юрия Бобринёва «Обыкновенное чудо».
А после обеда – интеллектуальный брейн-ринг, который ярко провел Владимир Кружалов. Судило состязание жюри, в которое вошли Константин Лупиков и Гузель Хусаенова, учитель русского языка и литературы казанского лицея им. Н.И.Лобачевского КФУ, столь гостеприимно распахнувшего в этот субботний день свои двери для гостей. Победила… конечно же, дружба!
А у счастливых московских школьников еще было несколько счастливых дней экскурсионной программы для знакомства с великолепной столицей Республики Татарстан – Казанью.
Внесистемная рефлексия. Комментарии участников
Владимир Кружалов:
«Как интересно порой устроены люди! Желание первенствовать, видимо, заложено в нашей природе или незаметным для нас способом формируется окружающим обществом. «Первое» часто непостижимым образом воспринимается как «лучшее». Согласитесь, что «Первые в Южной Америке Олимпийские игры» звучит гораздо заманчивей, чем «XXXI Олимпийские игры». Конечно, событие, произошедшее 20 февраля 2016 года в лицее им. Н.А. Лобачевского при Казанском (Привожском) федеральном университете существенно скромнее вышеупомянутой олимпиады, но параллель все же напрашивается… Здесь состоялась первая в Казани общественно-педагогическая акция «Учительский субботник», которая стала на самом деле 11 в ряду тех, что с 2010 года проводит содружество участников Московского регионального конкурса «Учитель года» и команда единомышленников, познакомившихся на Всероссийском конкурсе «Учитель года России – 2009». Адреса прошлых лет – Боровичи (Новгородская область), Тюмень, Москва, Ярославль, Калининград.
Авантюрой, хорошей педагогической авантюрой, можно назвать форму занятия, которую избрал для общения с восьмиклассниками учитель географии Иван Колечкин. Её можно, пожалуй, назвать и по-настоящему интерактивной лекцией. Несмотря на то, что учащиеся не вели записей, сидели без парт в свободно организованном пространстве, не было ни одной из 40 минут урока, в которой школьники не были бы вовлечены в активную физическую и интеллектуальную деятельность. Увлекательный сюжет занятия – поиск «Острова Невезения» в географическом пространстве – и работа с различными типами картографических изображений не позволили ни одному участнику этого урока остаться равнодушным.
Мы, учителя часто жалуемся на нехватку времени, и вопрос: «Можно ли за 40 минут провести не один, а четыре разных урока?» кажется риторическим. Но для Константина Лупикова невозможного нет. Его урок «День в Славяно-Греко-Латинской академии» – дань историческим традициям российского образования и одновременно погружение в историю. Череда мини-уроков истории, латинского языка, исторической арифметики и чистописания дают почувствовать современным подросткам атмосферу первого в истории России высшего учебного заведения. А как возвышенно и необычно смотрятся ученики с гусиными перьями в руках! Держа перо, ребята уходили с урока в прямом и переносном смыслах окрыленными».
Константин Лупиков:
«Общение с казанскими школьниками и педагогами сложилось замечательно. Гости и хозяева были, что называется, на одной «волне». Да и как иначе, если разговор шел на одном языке – языке фундаментальной науки и педагогики. На мастер-классе Галины Литвиненко «Почему летает вертолет?» участники каждую минуту работали на открытия, и они происходили! Ребята познакомились с основами оптики, обсудили стробоскопический эффект. И даже немного забыли о времени: общение продолжилось после звонка.
Полезным оказался и перенос во времени на «Урок в Славяно-Греко-Латинской академии». Ребята решали задачки из знаменитой «Арифметики» XVIII века Леонтия Магницкого, причем не все из них оказались «по зубам» современным школьникам. Всеобщий восторг вызвал LinguaLatina. Ученики продемонстрировали великолепную память, заучив за несколько минут два десятка латинских выражений. Общее мнение участников мастер-класса – латынь в современной школе нужна».
Юрий Бобринев:
«Учиться можно по- разному. Можно прослушать множество лекций, вызубрить теорию и успокоиться на этом. Но вряд ли нас устроит, например, пилот с чисто теоретическим образованием. Усаживаясь в пассажирское кресло, нам хочется быть уверенными, что командир корабля умеет не только наблюдать за работой автопилота в обыденной ситуации, но и сможет справиться с машиной, когда что-то пойдет не так. А это достигается только регулярными практическими тренировками.
Педагогический субботник – это уникальная система практического повышения квалификации для всех без исключения участников акции. Ведущий мастер-класса в «экстремальных условиях», с минимальным временем на подготовку, под пристальным вниманием коллег и строгими оценивающими взглядами совсем незнакомых учеников проверяет и оттачивает свои навыки, получает обратную связь, не «зашумленную» его статусным положением в своей школе. Здесь обучающим становится всё – от общения с коллегами и учениками в незнакомой школе до проработки экскурсионной программы и нюансов оформления этой школы.
Урок по физике, проведенный в дестях классах Казанской гимназии, в этот раз был посвящен использованию метода размерностей, как для анализа незнакомых физических явлений, так и для решения учебных задач по физике.
Помимо знакомства с методом размерностей, очень хотелось показать ребятам, что физические задачи возникают в процессе развития человечества и непосредственно связаны с нашей повседневностью. Поэтому урок начался с истории гибели английской эскадры под руководством адмирала Шовелла в 1707 году из-за ошибки в определении долготы места положения эскадры. Так мы вышли на актуальную проблему: как, не имея современных приборов, определить свои координаты на земле? Здесь ребятам пригодились знания по астрономии, геометрии и физической географии. В процессе дискуссии выяснилось, что долгота определяется по разности времени кульминации Солнца в месте положения корабля и в порту отправления, а для вычисления этой разности на корабле должен быть прибор, «хранящий» время порта отправления. Обсудив практические вопросы, связанные с выбором эталона времени, участники урока познакомились с опытами Галилея по изучению особенностей колебаний маятника, воспроизвели эти опыты и методом размерностей вывели формулу, определяющую зависимость периода колебаний от длины маятника. Затем мы обсудили работы Гюйгенса по созданию маятниковых часов и оценили возможности таких часов для использования их в качестве морских хронометров. В заключение ребята самостоятельно решили несколько задач с использованием метода размерностей.
Взгляд на «Учительский субботник» учителя географии Ивана Колечкина читайте в «Учительской газете» №10 от 8 марта 2016 года
Фото Оксаны Родионовой и из архива субботника.
Комментарии