Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мой профессиональный выбор

Учительские среды: adult education

Академическая инъекция РАНХиГС
УГ - Москва, №29 от 20 июля 2021. Читать номер
Автор:

Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни.

Николай Бердяев

 

Мир образования многогранен. Как бы то ни было, но роли учителя как источника системных знаний, умений и прежде всего ценностей никто не отменял. Но соответствовать требованиям времени и гибко реагировать на них учителю становится все сложнее. Приходится нередко перестраивать всю смысловую составляющую профессионального «я».

Поиск новых образовательных смыслов, ценностей и целей – профессиональная задача современного педагога и учителя. Останавливаться нельзя, динамика образовательного процесса заставляет включаться в процесс профессионального общения и обмена опытом. Но где искать приток «нового воздуха», новых взглядов, подходов?

Современная тенденция профильного обучения в школе, внедрение проектов «Академический класс в московской школе», «Медиаклассы», создает новую образовательную научную среду для старшеклассников. Мы говорим о новых академических стандартах для школьников, конференциях, организации конкурса предпрофессиональных умений. Департамент образования и науки Москвы, высшая школа, Академия наук активно создают новые форматы и традиции предпрофессионального обучения. Как школьному учителю вписаться в систему академических координат?

Важной инъекцией (вливанием) в смыслообразующую сферу образовательной политики становится внедрение формата непрерывного образования как необходимой профессиональной ценности современного учителя.

Само понятие непрерывного профессионального образования (continuing vocational education and training) возникло в ХХ в., хотя идеи о нем встречаются во времена древних философов. В 1968 году термин «непрерывное образование» впервые встречается в материалах Генеральной конференции ЮНЕСКО. Уже в 1972 году в Париже на 3‑й Международной конференции по образованию взрослых в контексте непрерывного образования был заслушан доклад комиссии Э.Фора. Вносились новые понятия «образование на протяжении всей жизни» (lifelong learning education), «образование взрослых» (adult education). В Меморандуме ЮНЕСКО поставлен вопрос о признании данных форм образования в международном стандарте ISO 29990. Благодаря этим усилиям идет продвижение тенденции «образование в течении всей жизни» как неотъемлемого объединения государственных и индивидуальных траекторий современного человека. Джомьенская декларация 1990 года, Дакарский Всемирный форум по образованию 2000 года, а также Инчхонская декларация 2015 года транслируют понимание образования как общественного блага, основополагающего права и основы для обеспечения других прав: «Оно является необходимым условием мира, терпимости, реализации человеческого потенциала и устойчивого развития». Ставится задача создания возможностей для обучения на протяжении всей жизни для всех. Эта концепция полностью соответствует одной из целей устойчивого развития (ЦУР 4), определенной в сентябре 2015 года на 70‑й сессии Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке в числе комплекса новых целей в области устойчивого развития.

Сегодня все чаще среди педагогов и учителей используется понятие непрерывного образования, образования в течение всей жизни (lifelong learning). Исследователь Э.Д.Днепров отмечает, что постепенно «образование на всю жизнь» сменяется «образованием через всю жизнь». Исследователь Юрий Духнич описывает концепцию образования в течение всей жизни (lifelong learning) как процесс добровольного поиска новых профессиональных знаний. Несомненно, что подобный образ жизни помогает педагогу поддерживать уровень профессионализма и стимулирует рост мастерства и конкурентоспособности. В чем суть данной системы?

В ней представлены 4 основных направленности обучения: обучение взаимодействию и коммуникации, саморазвитие, трансляция знаний, обучение умениям. В целом охвачены интеллектуальная, физическая, эмоциональная, духовные сферы. Важным условием является традиционное формальное обучение в сочетании с самостоятельными и неформальными элементами. Обучение постоянно, но самым важным является приобретение смыслов и понимания. Учитель в процессе непрерывного обучения овладевает новыми ценностями, установками, взглядами, знакомится с различными подходами, учится видеть и понимать проблемы, правильно их решать. Практико-ориентированные методы позволяют активно прорабатывать все ситуации и позиции. Это мощная инъекция ценностей познания, исследовательского духа, единства эмоционального, духовного, физического и интеллектуального начал. Доступные формы, открытость легко реализуется в дистанционном формате. Возможность для приобретения необходимых педагогических компетенций предполагает развитую инфраструктуру образовательных ресурсов, онлайн-ресурсов, дополнительных программ, дистанционных форматов, института наставничества и краткосрочных программ обучения, сетевого взаимодействия и синхронизации образовательных и карьерных траекторий, востребованных и профессионально значимых умений, компетенций и знаний, освоение перспективных квалификаций, реализацию целевых образовательных инициатив, открытых образовательных ресурсов. При этом обучение идет добровольно. Главное для учителя – желание учиться и преобразовываться. Поэтому учителя стремятся не только повысить свой профессионализм, педагогам часто необходимо расширить кругозор, углубить знания или познакомиться с новыми людьми, найти новые профессиональные сообщества. Кому-то важно повысить уверенность в своих силах, развить желаемые качества. Ответственность за свое непрерывное обучение делает процесс более мотивированным и отлаженным. Мы наблюдаем, по сути, такую модель обучения, в которой учителя – фасилитаторы своего профессионального развития, средой же является сама профессиональная деятельность.

Президентской академии удалось совместить все принципы непрерывного образования в формат «Учительских сред». Во многом благодаря совместным образовательным проектам профильного образования. Сегодня с уверенностью можно говорить о внедрении актуальной и востребованной тематики в обучение педагогических кадров. Так, значительное место в обучении было отведено подготовке учителей к обучению организации проектной и исследовательской деятельности старшеклассников по академическим стандартам и специализациям в области психологии, управления, менеджмента, истории, предпринимательства, медийной сферы. Академии удалось проработать вопросы технологии подготовки к теоретическому и практическому этапам конкурса предпрофессиональных умений выпускников по данным направлениям. Интерес среди учителей вызвали также форматы подготовки к ГИА и олимпиадам, новые направления в профильном обучении, тематика медийной среды, медиаграмотности, коммуникативного дизайна, вопросы устойчивого развития, электронный симулятор.

Несомненно, что непрерывное профессиональное обучение – наиболее важная и востребованная ценность, а в условиях включения академических ресурсов на примере формата «Учительских сред» такая профессиональная инъекция становится новой компетенцией современного учителя. В поиске образовательных смыслов возникают новые открытия, ценности и преобразования. Именно такая творческая профессиональная энергия способна удерживать высокий статус учителя, делая его авторитет непоколебимым.

Елена УЛУНЯН, ведущий сотрудник Центра компетенций по развитию общего образования РАНХиГС


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt