Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни.
Николай Бердяев
Мир образования многогранен. Как бы то ни было, но роли учителя как источника системных знаний, умений и прежде всего ценностей никто не отменял. Но соответствовать требованиям времени и гибко реагировать на них учителю становится все сложнее. Приходится нередко перестраивать всю смысловую составляющую профессионального «я».
Поиск новых образовательных смыслов, ценностей и целей – профессиональная задача современного педагога и учителя. Останавливаться нельзя, динамика образовательного процесса заставляет включаться в процесс профессионального общения и обмена опытом. Но где искать приток «нового воздуха», новых взглядов, подходов?
Современная тенденция профильного обучения в школе, внедрение проектов «Академический класс в московской школе», «Медиаклассы», создает новую образовательную научную среду для старшеклассников. Мы говорим о новых академических стандартах для школьников, конференциях, организации конкурса предпрофессиональных умений. Департамент образования и науки Москвы, высшая школа, Академия наук активно создают новые форматы и традиции предпрофессионального обучения. Как школьному учителю вписаться в систему академических координат?
Важной инъекцией (вливанием) в смыслообразующую сферу образовательной политики становится внедрение формата непрерывного образования как необходимой профессиональной ценности современного учителя.
Само понятие непрерывного профессионального образования (continuing vocational education and training) возникло в ХХ в., хотя идеи о нем встречаются во времена древних философов. В 1968 году термин «непрерывное образование» впервые встречается в материалах Генеральной конференции ЮНЕСКО. Уже в 1972 году в Париже на 3‑й Международной конференции по образованию взрослых в контексте непрерывного образования был заслушан доклад комиссии Э.Фора. Вносились новые понятия «образование на протяжении всей жизни» (lifelong learning education), «образование взрослых» (adult education). В Меморандуме ЮНЕСКО поставлен вопрос о признании данных форм образования в международном стандарте ISO 29990. Благодаря этим усилиям идет продвижение тенденции «образование в течении всей жизни» как неотъемлемого объединения государственных и индивидуальных траекторий современного человека. Джомьенская декларация 1990 года, Дакарский Всемирный форум по образованию 2000 года, а также Инчхонская декларация 2015 года транслируют понимание образования как общественного блага, основополагающего права и основы для обеспечения других прав: «Оно является необходимым условием мира, терпимости, реализации человеческого потенциала и устойчивого развития». Ставится задача создания возможностей для обучения на протяжении всей жизни для всех. Эта концепция полностью соответствует одной из целей устойчивого развития (ЦУР 4), определенной в сентябре 2015 года на 70‑й сессии Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке в числе комплекса новых целей в области устойчивого развития.
Сегодня все чаще среди педагогов и учителей используется понятие непрерывного образования, образования в течение всей жизни (lifelong learning). Исследователь Э.Д.Днепров отмечает, что постепенно «образование на всю жизнь» сменяется «образованием через всю жизнь». Исследователь Юрий Духнич описывает концепцию образования в течение всей жизни (lifelong learning) как процесс добровольного поиска новых профессиональных знаний. Несомненно, что подобный образ жизни помогает педагогу поддерживать уровень профессионализма и стимулирует рост мастерства и конкурентоспособности. В чем суть данной системы?
В ней представлены 4 основных направленности обучения: обучение взаимодействию и коммуникации, саморазвитие, трансляция знаний, обучение умениям. В целом охвачены интеллектуальная, физическая, эмоциональная, духовные сферы. Важным условием является традиционное формальное обучение в сочетании с самостоятельными и неформальными элементами. Обучение постоянно, но самым важным является приобретение смыслов и понимания. Учитель в процессе непрерывного обучения овладевает новыми ценностями, установками, взглядами, знакомится с различными подходами, учится видеть и понимать проблемы, правильно их решать. Практико-ориентированные методы позволяют активно прорабатывать все ситуации и позиции. Это мощная инъекция ценностей познания, исследовательского духа, единства эмоционального, духовного, физического и интеллектуального начал. Доступные формы, открытость легко реализуется в дистанционном формате. Возможность для приобретения необходимых педагогических компетенций предполагает развитую инфраструктуру образовательных ресурсов, онлайн-ресурсов, дополнительных программ, дистанционных форматов, института наставничества и краткосрочных программ обучения, сетевого взаимодействия и синхронизации образовательных и карьерных траекторий, востребованных и профессионально значимых умений, компетенций и знаний, освоение перспективных квалификаций, реализацию целевых образовательных инициатив, открытых образовательных ресурсов. При этом обучение идет добровольно. Главное для учителя – желание учиться и преобразовываться. Поэтому учителя стремятся не только повысить свой профессионализм, педагогам часто необходимо расширить кругозор, углубить знания или познакомиться с новыми людьми, найти новые профессиональные сообщества. Кому-то важно повысить уверенность в своих силах, развить желаемые качества. Ответственность за свое непрерывное обучение делает процесс более мотивированным и отлаженным. Мы наблюдаем, по сути, такую модель обучения, в которой учителя – фасилитаторы своего профессионального развития, средой же является сама профессиональная деятельность.
Президентской академии удалось совместить все принципы непрерывного образования в формат «Учительских сред». Во многом благодаря совместным образовательным проектам профильного образования. Сегодня с уверенностью можно говорить о внедрении актуальной и востребованной тематики в обучение педагогических кадров. Так, значительное место в обучении было отведено подготовке учителей к обучению организации проектной и исследовательской деятельности старшеклассников по академическим стандартам и специализациям в области психологии, управления, менеджмента, истории, предпринимательства, медийной сферы. Академии удалось проработать вопросы технологии подготовки к теоретическому и практическому этапам конкурса предпрофессиональных умений выпускников по данным направлениям. Интерес среди учителей вызвали также форматы подготовки к ГИА и олимпиадам, новые направления в профильном обучении, тематика медийной среды, медиаграмотности, коммуникативного дизайна, вопросы устойчивого развития, электронный симулятор.
Несомненно, что непрерывное профессиональное обучение – наиболее важная и востребованная ценность, а в условиях включения академических ресурсов на примере формата «Учительских сред» такая профессиональная инъекция становится новой компетенцией современного учителя. В поиске образовательных смыслов возникают новые открытия, ценности и преобразования. Именно такая творческая профессиональная энергия способна удерживать высокий статус учителя, делая его авторитет непоколебимым.
Елена УЛУНЯН, ведущий сотрудник Центра компетенций по развитию общего образования РАНХиГС
Комментарии