search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Учительская кровь. Горжусь своей профессией, мучительной и радостной

​Вот уже десять лет я преподаю русский язык и литературу в сельской школе села Верхняя Елюзань. Наверное, иначе и быть не могло. Какую еще профессию может выбрать человек, выросший в потомственной семье учителей?

Мой прадед Умяр Абдуллович Исляев и его супруга стали основателями первой школы для неграмотных татарских жителей нашего села еще в начале прошлого века. Сам прадед был из зажиточной крестьянской семьи, получил образование в Уфе, оттуда привез и грамотную жену.В начале 50‑х в селе уже было три школы – одноэтажные, маленькие, деревянные. Учителей не хватало, так как ни света, ни дорог – никакой цивилизации тогда не было. Умяр Абдуллович уговорил трех сестер жены поработать у него (он стал первым директором школ), но при первой же возможности те уехали. Во время войны учителями стали работать дочери Умяра Абдулловича – Зай­няб (моя бабушка) и Асия.У прадеда в селе был непревзойденный авторитет. Он не ходил, а шествовал – чинно, гордо, быстро, и все, кто бы ни попадался ему навстречу, склоняли головы и уважительно говорили: «Саумы, абый!». («Здравствуй, учитель!»)О прадеде мне рассказала бабушка, когда я училась в школе. Тогда я написала исследовательскую работу о педагогической династии Исляевых, заняла призовое II место на районной научно-практической конференции «Земля родная» и начала задумываться о будущей профессии.Моя бабушка, Зайняб Умяровна Исляева, работала в нашем селе учителем начальных классов во время войны и после нее. Сейчас ученики Зайняб Умяровны – пожилые люди, они с благодарностью и любовью вспоминают ее доброту, ум, честность и бесконечную любовь к детям.Династию продолжили ее дочь Румия, проработавшая воспитателем в детском саду более 40 лет, моя мама Марьям и многочисленные дети, зять, сноха, внуки второй дочери Умяра Абдулловича Асии.Общий стаж династии Исляевых составляет более 500 лет!Моя мама, Марьям Саитовна Ишмаева, проработала в школе более 35 лет сначала учителем начальных классов, затем – русского языка и литературы. Ее многолетний труд отмечен большим количеством похвальных грамот, грамотами министерства, в 2008 году она получила президентский грант «Лучший учитель России».В самый первый день, став первоклас­сни­цей, я поняла, что школа – это что-то волшебно-прекрасное. Она заворожила меня. Да по-другому и быть не могло: моя первая учительница Наиля Самигулловна (мамина двоюродная сестра) всех нас просто покорила. Я представляла, как тоже буду стоять у доски, когда вырасту, и объяснять ребятам новую тему, буду проверять тетради и готовиться со своими учениками к самым разным праздникам… Да и вся жизнь, думала я, будет сплошным ярким праздником.Прошли годы. И вот я – учитель. В свою профессию я входила дважды. В первый раз – учителем истории после окончания педагогического колледжа. Вела уроки истории и краеведения в 5-7‑х классах. Проводила уроки-КВН, уроки-игры, соревнования. Мою увлеченность историей села, организацией поисковой работы вскоре заметила администрация школы, и вот уже несколько лет я являюсь руководителем школьного историко-краеведческого музея и патриотического объединения «Доблесть».Мы с учениками встречались с ветеранами Великой Отечественной, с детьми войны, с репрессированными и их детьми. Некоторых приглашали в школу, а к пожилым ходили в гости. За эти годы многие из них ушли в мир иной, остался один-единственный ветеран, которому уже 95 лет. Но материал, собранный нами, будет всегда храниться в школьном музее и помогать воспитывать чувство уважения к своим предкам. Ведь я убеждена, что без любви к своей малой родине нельзя любить большую Отчизну.Затем я вышла замуж, родила сына, закончила Пензенский педагогический университет и в 2009 году во второй раз вошла в свою профессию, только теперь уже учителем русского языка и литературы.За это время я часто слышала от своих учеников: «Зачем мы изучаем русский? Где нам пригодится литература?» Эти вопросы, конечно, вызывали недоумение: «Как зачем? Чтобы быть образованными, духовно богатыми, грамотными людьми». Но, подумав, спрашивала себя: «Действительно, зачем? Зачем трактористу, водителю большегруза, ДПСнику (такие профессии чаще выбирают наши сельские выпускники после армии) знание литературы, причастные и деепричастные обороты?» От подобных размышлений становилось грустно.Теперь я глубоко убеждена, что учитель – это человек, имеющий возможность через великие образцы классической и современной литературы формировать у ребенка привычку к прекрасному – качество, которое поможет ему не потеряться в хаосе разнообразной информации, отбирать для себя ценное и закрывать глаза на безобразное. На этой благодатной почве будут формироваться его нравственные ценности, а в соответствии с ними будут совершаться поступки. Поступки детей, которым не все равно, которые не живут по принципу «бери от жизни все и никому ничего не отдавай».А теперь я еще и классный руководитель. Мои подопечные в 8‑м классе. Их всего 14. Они разные. Но их нужно любить. Причем не одного-двух, а всех сразу, весь класс. И умных, и не очень, и ласковых, и дерзких, и красивых, и тех, кто вечно ходит с раскрытым ртом.И на уроке, и во внеурочное время я стараюсь сплотить детей, чтобы они стали дружнее, ответственнее. Большую роль в этом играет совместное участие в разных мероприятиях. Наверное, навсегда запомнятся нам «А ну-ка, бабушки!». Оказалось, что в классе у 14 учеников 27 бабушек и 3 прабабушки. Они пели, плясали, делились секретами воспитания внуков, рецептами домашних выпечек, которыми угостили всех гостей!У учеников 5-8‑х классов так называемый переходный возраст – возраст строптивый, сложный, не склонный к компромиссам. «Современные подростки, к сожалению, вырастают на боевиках, ужастиках, азиатских наркотиках. Слово «патриот» стало чуть ли не ругательным, а слова «нравственность», «мораль» произносятся с иронией. Как результат – растет наркомания, пьянство, детская и подростковая преступность, каждый третий призывник не годен к службе по состоянию здоровья, а большинство подростков просто не хотят служить в армии». Эту цитату я недавно прочитала в одном из областных журналов для работников образования. К огромному счастью, в нашей школе пока (данные по итогам 2018-2019 учебного года) нет ни одного наркомана, ни один ученик не стоит на учете в ПДН, нет ни курящих, ни пьющих. Разумеется, это большая заслуга семей, в которых воспитываются дети. Но ведь родители нынешних учеников – выпускники нашей школы.Выпускники стараются обязательно служить в армии, мечтают получить образование, учатся в техникумах, в вузах. В школе много спортивных кружков и секций, мои ученики с удовольствием их посещают, принимают участие в конкурсах, соревнованиях на школьном и районном уровне, занимают призовые места.Сельские ребятишки, в отличие от городских, мелкие пакости себе не позволяют. Ни канцелярских кнопок на стуле, ни предательски подставленной в проходе между партами подножки, ни скандальных снимков в социальных сетях… Зато на учительском столе еще до первого урока может появиться вкусный горячий пирожок, испеченный бабушкой, кусочек плиточного шоколада или даже чупа-чупс.Работа с классом отнимает много времени и сил, но я стараюсь быть хорошей женой и хорошей матерью для сына Рахима и дочери Хавы. Кстати, дочь мечтает стать или детским доктором, или учителем.Позади уже десять лет педагогической деятельности. За эти годы я поняла: если отдавать работе самое лучшее, не экономить силы, то успех придет обязательно. И он уже приходит.Мои ученики занимают призовые места в районных, областных, всероссийских конкурсах, сама я как победитель всероссийского конкурса методических разработок уже побывала в Москве в качестве участника семинара, одержала победу в конкурсе «Педагогический Олимп» в номинации «Педагогическая надежда» и выиграла грант в сумме 50 тысяч рублей. В 2018 году стала победителем в конкурсе творческих работ «Сельский учитель в большой России» и приняла участие в петербургском этапе за счет средств президентского гранта.Некоторые мои бывшие однокурсники, проработав год-другой (до декретного отпуска), в школу больше не возвращались. Кто ушел на рынок, кто к частникам на производство. На вопрос «почему?» ответ почти одинаковый: «Надоело». Зарплата маленькая, ответственность огромная и постоянная нервотрепка. Они меня жалеют, и притом от души.Но, наверное, у меня уже такая «испорченная», как говорит мой муж, кровь.Мне нравится, что, встречая меня на улице, все, знакомые и не очень, здороваются, расспрашивают о жизни, передают привет маме. Выпускники звонят, поздравляют с праздниками. Хоть село наше и большое (более 3 тысяч человек), все и все на виду, учителей уважают, приглашают зайти на чай.Я горжусь тем, что я педагог. Нет на свете профессии более важной и нужной людям, более мучительной и радостной.Гюзель ЯГУДИНА, учитель русского языка и литературы средней школы села Верхняя ЕлюзаньГородищенский район, Пензенская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте