search
main
0

Учительская кровь. Горжусь своей профессией, мучительной и радостной

​Вот уже десять лет я преподаю русский язык и литературу в сельской школе села Верхняя Елюзань. Наверное, иначе и быть не могло. Какую еще профессию может выбрать человек, выросший в потомственной семье учителей?

Мой прадед Умяр Абдуллович Исляев и его супруга стали основателями первой школы для неграмотных татарских жителей нашего села еще в начале прошлого века. Сам прадед был из зажиточной крестьянской семьи, получил образование в Уфе, оттуда привез и грамотную жену.В начале 50‑х в селе уже было три школы – одноэтажные, маленькие, деревянные. Учителей не хватало, так как ни света, ни дорог – никакой цивилизации тогда не было. Умяр Абдуллович уговорил трех сестер жены поработать у него (он стал первым директором школ), но при первой же возможности те уехали. Во время войны учителями стали работать дочери Умяра Абдулловича – Зай­няб (моя бабушка) и Асия.У прадеда в селе был непревзойденный авторитет. Он не ходил, а шествовал – чинно, гордо, быстро, и все, кто бы ни попадался ему навстречу, склоняли головы и уважительно говорили: «Саумы, абый!». («Здравствуй, учитель!»)О прадеде мне рассказала бабушка, когда я училась в школе. Тогда я написала исследовательскую работу о педагогической династии Исляевых, заняла призовое II место на районной научно-практической конференции «Земля родная» и начала задумываться о будущей профессии.Моя бабушка, Зайняб Умяровна Исляева, работала в нашем селе учителем начальных классов во время войны и после нее. Сейчас ученики Зайняб Умяровны – пожилые люди, они с благодарностью и любовью вспоминают ее доброту, ум, честность и бесконечную любовь к детям.Династию продолжили ее дочь Румия, проработавшая воспитателем в детском саду более 40 лет, моя мама Марьям и многочисленные дети, зять, сноха, внуки второй дочери Умяра Абдулловича Асии.Общий стаж династии Исляевых составляет более 500 лет!Моя мама, Марьям Саитовна Ишмаева, проработала в школе более 35 лет сначала учителем начальных классов, затем – русского языка и литературы. Ее многолетний труд отмечен большим количеством похвальных грамот, грамотами министерства, в 2008 году она получила президентский грант «Лучший учитель России».В самый первый день, став первоклас­сни­цей, я поняла, что школа – это что-то волшебно-прекрасное. Она заворожила меня. Да по-другому и быть не могло: моя первая учительница Наиля Самигулловна (мамина двоюродная сестра) всех нас просто покорила. Я представляла, как тоже буду стоять у доски, когда вырасту, и объяснять ребятам новую тему, буду проверять тетради и готовиться со своими учениками к самым разным праздникам… Да и вся жизнь, думала я, будет сплошным ярким праздником.Прошли годы. И вот я – учитель. В свою профессию я входила дважды. В первый раз – учителем истории после окончания педагогического колледжа. Вела уроки истории и краеведения в 5-7‑х классах. Проводила уроки-КВН, уроки-игры, соревнования. Мою увлеченность историей села, организацией поисковой работы вскоре заметила администрация школы, и вот уже несколько лет я являюсь руководителем школьного историко-краеведческого музея и патриотического объединения «Доблесть».Мы с учениками встречались с ветеранами Великой Отечественной, с детьми войны, с репрессированными и их детьми. Некоторых приглашали в школу, а к пожилым ходили в гости. За эти годы многие из них ушли в мир иной, остался один-единственный ветеран, которому уже 95 лет. Но материал, собранный нами, будет всегда храниться в школьном музее и помогать воспитывать чувство уважения к своим предкам. Ведь я убеждена, что без любви к своей малой родине нельзя любить большую Отчизну.Затем я вышла замуж, родила сына, закончила Пензенский педагогический университет и в 2009 году во второй раз вошла в свою профессию, только теперь уже учителем русского языка и литературы.За это время я часто слышала от своих учеников: «Зачем мы изучаем русский? Где нам пригодится литература?» Эти вопросы, конечно, вызывали недоумение: «Как зачем? Чтобы быть образованными, духовно богатыми, грамотными людьми». Но, подумав, спрашивала себя: «Действительно, зачем? Зачем трактористу, водителю большегруза, ДПСнику (такие профессии чаще выбирают наши сельские выпускники после армии) знание литературы, причастные и деепричастные обороты?» От подобных размышлений становилось грустно.Теперь я глубоко убеждена, что учитель – это человек, имеющий возможность через великие образцы классической и современной литературы формировать у ребенка привычку к прекрасному – качество, которое поможет ему не потеряться в хаосе разнообразной информации, отбирать для себя ценное и закрывать глаза на безобразное. На этой благодатной почве будут формироваться его нравственные ценности, а в соответствии с ними будут совершаться поступки. Поступки детей, которым не все равно, которые не живут по принципу «бери от жизни все и никому ничего не отдавай».А теперь я еще и классный руководитель. Мои подопечные в 8‑м классе. Их всего 14. Они разные. Но их нужно любить. Причем не одного-двух, а всех сразу, весь класс. И умных, и не очень, и ласковых, и дерзких, и красивых, и тех, кто вечно ходит с раскрытым ртом.И на уроке, и во внеурочное время я стараюсь сплотить детей, чтобы они стали дружнее, ответственнее. Большую роль в этом играет совместное участие в разных мероприятиях. Наверное, навсегда запомнятся нам «А ну-ка, бабушки!». Оказалось, что в классе у 14 учеников 27 бабушек и 3 прабабушки. Они пели, плясали, делились секретами воспитания внуков, рецептами домашних выпечек, которыми угостили всех гостей!У учеников 5-8‑х классов так называемый переходный возраст – возраст строптивый, сложный, не склонный к компромиссам. «Современные подростки, к сожалению, вырастают на боевиках, ужастиках, азиатских наркотиках. Слово «патриот» стало чуть ли не ругательным, а слова «нравственность», «мораль» произносятся с иронией. Как результат – растет наркомания, пьянство, детская и подростковая преступность, каждый третий призывник не годен к службе по состоянию здоровья, а большинство подростков просто не хотят служить в армии». Эту цитату я недавно прочитала в одном из областных журналов для работников образования. К огромному счастью, в нашей школе пока (данные по итогам 2018-2019 учебного года) нет ни одного наркомана, ни один ученик не стоит на учете в ПДН, нет ни курящих, ни пьющих. Разумеется, это большая заслуга семей, в которых воспитываются дети. Но ведь родители нынешних учеников – выпускники нашей школы.Выпускники стараются обязательно служить в армии, мечтают получить образование, учатся в техникумах, в вузах. В школе много спортивных кружков и секций, мои ученики с удовольствием их посещают, принимают участие в конкурсах, соревнованиях на школьном и районном уровне, занимают призовые места.Сельские ребятишки, в отличие от городских, мелкие пакости себе не позволяют. Ни канцелярских кнопок на стуле, ни предательски подставленной в проходе между партами подножки, ни скандальных снимков в социальных сетях… Зато на учительском столе еще до первого урока может появиться вкусный горячий пирожок, испеченный бабушкой, кусочек плиточного шоколада или даже чупа-чупс.Работа с классом отнимает много времени и сил, но я стараюсь быть хорошей женой и хорошей матерью для сына Рахима и дочери Хавы. Кстати, дочь мечтает стать или детским доктором, или учителем.Позади уже десять лет педагогической деятельности. За эти годы я поняла: если отдавать работе самое лучшее, не экономить силы, то успех придет обязательно. И он уже приходит.Мои ученики занимают призовые места в районных, областных, всероссийских конкурсах, сама я как победитель всероссийского конкурса методических разработок уже побывала в Москве в качестве участника семинара, одержала победу в конкурсе «Педагогический Олимп» в номинации «Педагогическая надежда» и выиграла грант в сумме 50 тысяч рублей. В 2018 году стала победителем в конкурсе творческих работ «Сельский учитель в большой России» и приняла участие в петербургском этапе за счет средств президентского гранта.Некоторые мои бывшие однокурсники, проработав год-другой (до декретного отпуска), в школу больше не возвращались. Кто ушел на рынок, кто к частникам на производство. На вопрос «почему?» ответ почти одинаковый: «Надоело». Зарплата маленькая, ответственность огромная и постоянная нервотрепка. Они меня жалеют, и притом от души.Но, наверное, у меня уже такая «испорченная», как говорит мой муж, кровь.Мне нравится, что, встречая меня на улице, все, знакомые и не очень, здороваются, расспрашивают о жизни, передают привет маме. Выпускники звонят, поздравляют с праздниками. Хоть село наше и большое (более 3 тысяч человек), все и все на виду, учителей уважают, приглашают зайти на чай.Я горжусь тем, что я педагог. Нет на свете профессии более важной и нужной людям, более мучительной и радостной.Гюзель ЯГУДИНА, учитель русского языка и литературы средней школы села Верхняя ЕлюзаньГородищенский район, Пензенская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте