search
main
0

Учителем года стал Дядя Ваня

Итак, новоселье «Хрустального пеликана» состоялось. Мебель не поломали, тарелки не побили. Наоборот, доказали, что учителя года могут соревноваться в любой точке земного шара. 75 российских учителей дали блестящие уроки. А Большое жюри сделало правильный выбор – впервые отдало пальму первенства физику!

Уроки по-русски и по-чукотски

13 сентября конкурсантам предстояло продемонстрировать свое мастерство перед незнакомым классом. Напряженный день начался в 9 часов, каждый урок длился 30 минут.

Все учительство Калининграда, принимающего нынешних участников конкурса, болело за Елену Пуш, отстаивающую честь области. Ее урок был посвящен анализу русской народной сказки «Царевна-лягушка». По мнению Елены, в сказку надо не только поверить, но и раствориться в ней. Что она наглядно и продемонстрировала: мальчика, сидевшего на первой парте, учительница облачила в рубаху Ивана-царевича, а сама показала, как надо пользоваться луком. Изюминкой урока стала живая лягушка, которую Елена принесла из дома…

Урок английского языка учителя из Астрахани Владимира Ткачева скорее был похож на дружескую беседу. Учитель вел занятие без оценок и строгих правил, главное – общение. В конце урока Владимир Олегович подарил каждому школьнику по воздушному шару в виде сердца, буклетик о своей школе и оставил свой e-mail.

О Периодической таблице Дмитрия Менделеева поведала гимназистам учительница химии из Всеволжска Оксана Расторгина. За один урок она попыталась дать максимум информации о химических элементах и даже спела песню о том, что мир не так-то прост.

Неподдельный интерес у детей и жюри вызвал урок учительницы чукотского языка Елены Тевлявье. Ее целью было за 30 минут научить детей читать и хоть немного говорить по-чукотски. Оказалось, что запомнить этот язык очень непросто, ведь самая распространенная гласная в нем – ы. Но открытость и харизматичность учителя не могли оставить ребят равнодушными – вскоре все дружно начали читать слова, которые им написала Елена. Как выяснилось, почти все буквы в чукотском языке пишутся так же, как и русские. Другое дело – звуки немного иные. Одна буква произносится как две. Вы наверняка помните Умку из известного мультика. Так вот, оказывается, «Умкы» – это по-чукотски «белый медведь».

Первый тур завершен

В течение трех дней лучшие педагоги России участвовали в конкурсных мероприятиях. И наконец были объявлены имена тех, кто продолжит дальнейшую борьбу за заветную награду – «Хрустального пеликана». Церемонию подведения итогов первого тура, которая проходила в актовом зале гимназии №1, открыли заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко и председатель предметного жюри конкурса ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Эдуард Никитин. Обращаясь к конкурсантам, Евгений Бутко отметил: «Учителями средней школы формируется фундамент профессионализма человека», а Эдуард Никитин выразил благодарность родителям, воспитавшим участников конкурса, и их учителям, которые сумели заложить в них тот самый фундамент.

Торжественную церемонию продолжили сами конкурсанты. Разделившись по предметным группам (химия, иностранные языки и т.д.), они разыграли сценки, посвященные, конечно же, «Учителю года России».

Согласно решению предметного жюри во втором туре продолжили борьбу 15 учителей:

Иван ИОГОЛЕВИЧ, Челябинская область;

Владимир ЛЫЧОГОРСКИЙ, Саратовская область;

Дмитрий СКУРИХИН, Кировская область;

Юлия МАРЧУК, Москва;

Жанна ЛОВКИС, Санкт-Петербург;

Алексей ЛАРИН, Брянская область;

Наталья ДЕСЯТНИЧЕНКО, Воронежская область;

Елена ВАСЬКОВА, Мурманская область;

Сергей МИНАЕВ, Орловская область;

Виктор ГУСЬКОВ, Рязанская область;

Наталья ЕГОРОВА, Московская область;

Татьяна САРАЕВА, Липецкая область;

Вера МАЛЕЕВА, Новгородская область;

Анна ТИТЕНКОВА, Республика Коми;

Ирина ЛОМАКИНА, Ульяновская область.

На подведении итогов первого тура каждый из участников получил почетный диплом и золотой знак «Учитель года», а также призы от спонсоров и учредителей конкурса. Праздничные мероприятия продолжились в Концертном зале областной филармонии города Калининграда.

Мастер-классы

от настоящих

профессионалов

В пятницу 15 счастливчикам, прошедшим во второй тур конкурса, пришлось доказывать свой педагогический талант в очередном задании – мастер-классе. «Пеликанам», как называют себя сами участники, необходимо было провести показательный урок, в роли учеников которого выступали другие педагоги. А оценивало их Большое жюри во главе с ректором МГУ Виктором Садовничим.

Владимир Лысогорский, учитель литературы из Саратова, пытался объяснить своим «ученикам» смысл названия рассказа Владимира Набокова «Машенька». Как известно, в своей книге автор в предисловии нарисовал бабочку, ставшую символом произведения. Учитель из Саратова заметил, что в мифологии бабочка связана с душой человека и что наша жизнь не всегда заканчивается смертью.

Наталья Егорова, учитель технологии из Московской области, предложила своим подопечным поработать фотокорреспондентами и составить свой журнал. Это была своего рода ролевая игра, которая, по ее словам, очень интересна детям и в то же время прививает им полезные навыки. У себя же в школе она выпускает мини-журнал «Сам себе редактор», где авторами являются ученики.

Обаятельная улыбка Виктора Гуськова, учителя русского и литературы из Рязанской области, с первой же минуты пленила весь зрительный зал. Но и к теме, им затронутой, нельзя было остаться равнодушным. Его урок начался с диалога со зрителями. «Кто из вас чувствует себя ребенком? – огорошил зал конкурсант. – А кто из вас был ребенком?» Через минуту он показал залу две фотографии, на которых были изображены двое малышей – измученные, с уставшими глазами, в которых не светились искорки жизни, свойственные детскому взгляду. Это дети 42-го года, дети войны. Еще через мгновение Виктор зачитал наизусть письмо маленькой Кати, адресованное ее отцу. «Папенька, когда я кашляю, у меня изо рта течет кровь: мне отбили легкие. Папенька, какой-то барон снял с меня платьице и бил меня ногами – я потеряла сознание…» Эмоционально, не сдерживая слез, рязанский учитель произнес эти строки как стихотворение – горькое, ужасающее. «Папенька, я ухожу умирать. Катя Сусанина». «Что важнее для вас, взрослые? – продолжает Виктор. – Играть в игры или подумать о ребенке?»

Откуда берутся дети?

16 сентября участников ожидало новое конкурсное мероприятие – «Публичная лекция». За несколько минут финалисты, пробившиеся во второй тур, должны рассказать строгим членам жюри, какова, на их взгляд, роль учителя в современном мире.

Учитель литературы из города Саратова Владимир Лысогорский высказал предположение, что в учебниках по русскому языку должно быть больше духовной литературы. «В дореволюционных учебниках огромное количество литературы именно этого жанра, – сказал Владимир Алексеевич. – И очень жаль, что этого не хватает современным школьным изданиям».

Просвещению и просветителям, среди которых почетное место занял Кант, на чьей родине собрались нынешние конкурсанты, было посвящено выступление Ивана Иоголевича, учителя физики челябинского лицея №31. «Мое обращение к Канту и просветителям вполне закономерно, – заметил Иван Александрович. – Я люблю Канта, философию, полюбил также и Калининград».

После лекции, немного отдохнув, конкурсанты снова ринулись в бой. На этот раз им пришлось попробовать свои силы в задании под названием «Педагогический ринг», который вела известная телеведущая, руководитель программы «Здоровье» на Первом канале, член Оргкомитета конкурса Елена Малышева.

Принимайте подарки

17 сентября состоялась торжественная передача «цифровой лаборатории учителя» Крыловской средней школе Правдинского района Калининградской области. По условиям прошлогоднего конкурса этот приз вручается учебному заведению, «подарившему» победителя.

Лаборатория включает в себя 15 ноутбуков для учеников и 1 для учителя, объединенных в беспроводную сеть, интерактивную доску, проектор, цифровую видеокамеру, принтер, сканер, карманный персональный компьютер с телефоном, документ-камеру и др. Все эти «умные вещи» позволят сделать урок интереснее и эффективнее. Учитель и ученики могут уже не пользоваться мелом, а все записи на доске сохранять в памяти компьютера и возвращаться к ним на следующем уроке. Более того, всё, что педагог пишет, может отражаться на ноутбуках учащихся и наоборот. Программное обеспечение позволяет проводить опросы, подобные тем, что использует телеигра «Кто хочет стать миллионером», читать электронные книги и устраивать чат. Даже указка – неотъемлемый атрибут каждого педагога – в составе лаборатории предстает в виде пульта дистанционного управления.

Оборудование на общую сумму более 600 тысяч рублей поставлено в школу исполнительной дирекцией «Дети России».

Непраздничный

разговор

Гимназия №1 стала для многих родной на протяжении непростой конкурсной недели. 17 сентября конкурсанты в ней отдыхали. Им было предложено поиграть в КВН. На сцене актового зала встретились три команды: «Хрустальный пеликан», состоящий из участников и победителей конкурса прошлых лет, «Янтарный пеликан», в который вошли лучшие и самые веселые учителя Калининградской области, и «Плюшевый пеликан». Участники последнего – нынешние конкурсанты. Как ни хороши были все КВНщики, победу все же одержали мудрость и опыт: звание чемпионов досталось «Хрустальному пеликану».

Из поселка Крылово, где проходила презентация цифровой лаборатории, в гимназию на встречу с конкурсантами приехал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Острую полемику вызвали вопросы, касающиеся реформ в области образования, оснащения школы и заработной платы учителям.

– Если я в чем-то и виноват перед учителями, – сказал Андрей Фурсенко, – так это в том, что недостаточно жестко веду свою линию на реформы.

Министр попытался объяснить учителям, что оснащение школ, как и зарплата учителей, теперь прерогатива регионов. На что сразу получил возражения.

Министр пояснил: «Чтобы довести учительскую зарплату до средней по стране, потребуется 250 миллиардов рублей в год. Таких денег Минфин не дает. Поэтому и было принято решение не размазывать деньги тонким слоем, а поддержать лучших».

Гранты 10 тысячам лучших учителей, которые обещаны в недавнем выступлении президента, это то, что может поддержать школу сегодня. За них, по мнению министра, должна начаться реальная конкуренция. Отношение самих лучших учителей к этой инициативе президента далеко не так однозначно. Иван Иоголевич из Челябинска сказал:

– С одной стороны, эту идею – дать больше средств учителям – можно только поддержать. Другой вопрос, что должна быть очень хорошо продумана система целевого назначения этих выплат. Чтобы они не осели в карманах чиновников, как это у нас часто бывает. И все равно, даже если все пройдет честно, это лишь единичное усилие, которое не решит материальные проблемы всех учителей.

Учитель из Саратова Владимир Лысогорский также считает, что если эта мера будет единовременная, то большого эффекта она не даст.

– Я ответственность за регионы с себя не сваливаю, – подчеркнул Фурсенко. – Просто считаю, что резервы необходимо искать в том числе и на местах. Смешно обеспечивать за государственный счет питание школьников в Москве. Но есть и такие дотационные регионы, которым действительно нужно помогать, и мы будем это делать.

Евгений Гришковец подался в дирижеры

18 сентября настал «момент истины»: в областном драматическом театре состоялась церемония награждения победителей главного учительского конкурса страны.

Драматург, режиссер и актер Евгений Гришковец решил исполнить не свойственную ему роль. Лауреат театральной премии «Золотая маска» дирижировал симфоническим оркестром Калининградской филармонии. Гришковец сам признался удивленным зрителям, что не умеет этого делать. «Тем более я бы не смог выйти с указкой к доске», – заявил драматург.

Абсолютным победителем по итогам конкурса признан Иван Иоголевич, учитель физики лицея № 31 г. Челябинска. Главный приз конкурса – большого «Хрустального пеликана» – учителю года-2005 вручили министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и председатель Большого жюри конкурса ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий. Помимо этого, Иван Александрович станет обладателем гранта в размере 200 тысяч рублей и компьютерного оборудования для цифровой лаборатории учителя.

Также победителями конкурса стали Юлия Марчук, учитель русского языка и литературы средней школы № 1741 г. Москвы, Ирина Ломакина, учитель средней школы № 11 Ульяновска, Владимир Лысогорский, учитель литературы Лицея гуманитарных наук из Саратова, Татьяна Сараева, учитель начальных классов Лицея села Долгоруково, Липецкая область.

Каждый из них получил малого «Хрустального пеликана» и денежную премию в размере 100 тысяч рублей.

На родине победителя

«Для меня победа Ивана абсолютно ожидаема и закономерна. Мало кто может похвастать такими результатами своего труда», – заявил директор челябинского лицея №31 Александр Попов.

По его словам, Иван Иоголевич – выпускник этого лицея. По окончании Челябинского педагогического института Иван вернулся в школу в качестве учителя физики и работает там уже 14 лет. Дядя Ваня, как называют его ученики, воспитал трех чемпионов мира по физике. Его воспитанники становились победителями Международных олимпиад в 1997 и в 1999-2001 годах. К этому следует добавить десяток призеров отечественных состязаний.

Сам Иван Александрович – заместитель председателя жюри окружной олимпиады по физике, член предметной комиссии и жюри Всероссийской олимпиады, между прочим – самый молодой! Уже пять лет Иван Иоголевич принимает участие в Международных физических олимпиадах в качестве наблюдателя от Российской Федерации. Свои наблюдения учитель физики публикует в журнале «Квант».

Новый обладатель звания «Учитель года России» является потомственным педагогом. Отец Ивана, будучи известным в городе учителем, один из первых начал работать с одаренными детьми. Более 40 лет назад Александр Зельманович Иоголевич создал областное научное общество учащихся, которое открыло дорогу к углубленному изучению науки тысячам южноуральских школьников.

Предыдущую победу на Всероссийском конкурсе Челябинск одержал в 1999 году, когда лучшим учителем России был назван преподаватель музыки школы №138 Виктор Шилов.

Сергей КОСЫГИН, по материалам официального сайта конкурса «Учитель года России»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте