search
main
0

Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться

Гимназия №1520 была первой в рейтинге лучших школ Москвы, победивших в 2008 году в конкурсе в рамках нацпроекта «Образование». Конечно, достижения этого учебного заведения – заслуга педагогического коллектива, который возглавляет директор Ольга ОВСЕЙЧИК. Ольга Николаевна размышляет о роли школы и педагога в образовании, обществе, государстве.

Досье «УГ»Информация к сведениюТретья открытая научно-практическая конференция проектно-исследовательских работ учащихся по краеведению и истории Отечества «Россия – мое Отечество» для школ Москвы и регионов РФ пройдет в гимназии №1520 имени Капцовых.Эту конференцию гимназия проводит вместе с Департаментом образования и Московским государственным объединенным музеем-заповедником «Государственный исторический музей».Цель конференции: воспитание современного молодого человека в духе идей гуманизма, демократизма, толерантности, креативности, формирование его как гражданина своего Отечества.Задачи конференции: пробудить познавательную активность учащихся и приобщить их к процессу самостоятельного аналитического исследования и оценки актуальных проблем российской истории и современности, способствовать совершенствованию ИКТ-культуры учащихся, а также культуры публичной презентации своей работы, активизировать формирование деловых и партнерских контактов, дружеских связей между представителями молодого поколения различных регионов России, содействовать процессу консолидации интеллектуально-нравственных ресурсов современной молодежи.В рамках конференции запланирована работа секций:1) «Отечества достойный сын» (России верные сыны. Личность в истории.);2) «Я – гражданин современной России!» (Пути воспитания гражданской позиции в моем современнике.);3) «Любовь к Отечеству совместима с любовью ко всему миру» (Патриотизм и национализм в истории, толерантность в сегодняшнем дне России.);4) «Россия – нам Отечество: и в славе, и в бесславии судьба ее равно нам достопамятна» («Острые вопросы» российской истории.);5) «С чего начинается родина?» (Мое малое отечество. Судьба, прошлое и настоящее моей родины.);6) «Москва и Петербург – две столицы России» (Взгляд со стороны.);7) «Любовь к Родине начинается с семьи» (История моей семьи в истории моего народа.);8) «Рубежи ратной славы Отечества»;9) «Воспитывают не только отдельные лица, воспитывает весь школьный уклад».Программой конференции предусмотрены:- работа тематических секций на площадках Государственного исторического музея;- культурная программа для гостей – экскурсии в музейный комплекс «Дом Пашкова» Российской государственной библиотеки, по экспозиции Государственного исторического музея, в Совет Федерации, Московский государственный университет, музей истории Гимназии имени Капцовых, прогулка по историческому центру столицы;- подведение итогов конференции, награждение участников – в музейном комплексе «Половецкий дворик» Государственного исторического музея.На конференцию в качестве гостей и членов жюри приглашены ведущие специалисты проектной технологии, деятели науки, культуры, искусства, представители средств массовой информации.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения утверждение, что качество системы образования напрямую связано с качеством работающих в ней учителей.

Учитель – это ключевая фигура в школе. Даже если обеспечить школу суперсовременным оборудованием, без квалифицированного учителя оно «работать» не будет.

Отрадно признать, что меры, предпринятые правительством нашего города в последние годы, по повышению престижа учительского труда, а также поиску и поддержке старшеклассников, мотивированных на получение профессии учителя, дают свои конкретные результаты в школах города.

Представляя одно из старейших образовательных учреждений города, известное также за его пределами своими традициями прошлого и инновациями сегодняшнего дня, могу сказать, что в педагогическом коллективе каждый четвертый педагог – обладатель Гранта Президента РФ, Москвы в сфере образования. Ежегодно гимназия направляет на целевую контрактную подготовку в МГПУ старшеклассников, проявивших интерес к учительскому труду и показавших свои знания и в предметной области, и в умении выстраивать свои отношения в коллективе, творить и созидать. Среди учителей школы уже 5 ее выпускников.

Всех нас объединяет стремление добывать новое и интересное и этим новым и интересным делиться с учениками.

Понимаю чувства наших молодых коллег, студентов старших курсов педагогических вузов города, ежегодно приходящих к нам на педагогическую практику. Окунуться в секреты профессиональной деятельности через погружение не только в классно-урочную систему, но и динамично вошедшую в повсеместную практику проектно-исследовательскую деятельность, новые интерактивные информационно-коммуникационные технологии и многое другое, что так уверенно сегодня развивается в школе, – это счастье для будущего педагога-профессионала! А уж если посчастливится начать свою трудовую биографию среди огромного количества педагогических звезд, объединившихся в педагогическое созвездие, наверняка путь в профессии будет успешным. Ведь чем ярче светит какая-то одна звезда, тем радостнее и азартнее загораются соседние звезды.

Быстро меняющийся современный мир, стремительно взрослеющие и значительно опережающие прошлые поколения в темпах своего развития современные дети требуют сегодня совершенно другой тип учителя – наставника, старшего коллеги, соратника – на совместном пути постижения новых знаний.

Современный учитель без владения ИКТ-компетенциями едва ли построит достойный диалог со своими учениками. Новые образовательные технологии естественно и прочно обосновались в педагогической практике. А проектно-исследовательская деятельность в сегодняшнем образовательном пространстве не только выводит ученика и учителя за рамки традиционной школы, формирует их основные образовательные компетенции, создает модели общения с информационным полем и ситуацию успеха для роста личности, она еще укрепляет человеческие контакты, учит учителя видеть в своем ученике партнера и коллегу, креативно мыслить и совместно решать возникающие проблемы.

В нашем коллективе работа над проектами – это путь взаимовоспитания и самовоспитания, это пространство, где роли учитель – ученик – величины непостоянные, очень мобильные и взаимообогащающиеся в процессе деятельности. Ведь зажигая на интеллектуальном небосклоне новую звездочку – помогая расти личности своего ученика, учитель сам приобретает новые компетенции, сам растет вместе с ним.

Сегодня ученики воспринимают только учителя высокопрофессионального, открытого к диалогу с учеником. И в прежние годы настоящий учитель не только учил, но и постоянно учился сам. Повышению профессиональной компетенции учителей не просто уделяется большое внимание. Необычайно расширены возможности для совершенствования учительского мастерства, и отрадно, что велика в этом процессе активность самих учителей. ПНПО за годы своего существования не только выявил образовательные учреждения – лидеров современного российского просвещения, благодаря национальному проекту сложились условия для результативного сетевого взаимодействия образовательных учреждений – победителей ПНПО. Это содружество – на благо процесса дальнейшего саморазвития (ведь победить порой легче, чем этой победе потом соответствовать) школы, на благо каждого ее учителя, члена коллектива победителей. Однако это сетевое взаимодействие – открытая модель, доступная для общения с любой современной школой. Педагогические стажировки, фестивали передового педагогического опыта, мастер-классы, общественно-профессиональные экспертизы, консультации и многие другие формы совершенствования педагогического мастерства открыты сегодня мотивированному учителю, стремящемуся соответствовать своему новому ученику.

Заметным и перспективным явлением наших дней стала еще одна форма концентрации, обобщения и творческой популяризации передового педагогического опыта – форма, продиктованная самой современной практикой, – ресурсные центры. В этих объединениях, созданных новаторскими педагогическими коллективами, объединяются наука и практический опыт, эксперимент и традиции. Так возникает новая методическая школа, которая может помочь современному учителю приобрести свой путь в педагогике, сформировать свою авторскую методику воспитания и обучения своих учеников.

Среди новых необычных возможностей, которые наше время предоставляет учителю для реализации его творческого потенциала, – активное участие в развитии социального партнерства в реализации совместных проектов. Многие десятилетия по-настоящему отделенное от других сфер жизни общества – культуры, политики, экономики, здравоохранения, науки, сегодня образовательное учреждение почувствовало нерасторжимые связи свои практически со всеми аспектами общественной жизни. Конечно, это абсолютно верно, ведь школа формирует будущее поколение страны, а в нем, в его высоком профессионализме, компетентности, культуре, толерантности, креативности заинтересовано государство.

Неподдельный интерес, который чувствует сейчас к себе, к своей деятельности педагогическое сообщество, радует и ко многому обязывает. Например, к активной позиции педагогического коллектива в поисках своих партнеров и единомышленников.

Современный учитель – человек нового мировоззрения, он свободно мыслит и лишен ложных предрассудков, сковывавших его профессиональный облик в прошлом. Ему необходимы свободный обмен профессиональными мнениями и внешняя оценка его труда и творческого роста. Публикации своих методических разработок, педагогических идей, размышлений о живом опыте в профессиональных педагогических изданиях – прямой и логичный путь к организации таких дискуссий. Участники их и учат, и учатся – например, оценке своих возможностей и степени их реализации со стороны «другими глазами». Это стимулирует и дальнейшее творчество, и дальнейшее саморазвитие.

Примерно то же можно сказать о необходимости (да! необходимости) участия современного учителя в различных профессиональных конкурсах. Погружение в атмосферу здоровой конкуренции, борьба за честь и достоинство профессии, возможность увидеть себя, свое место в педагогическом сообществе – все это только на пользу личности учителя. Ведь для того чтобы воспитать успешного ученика, необходимо самому научиться успеху.

И (повторюсь) еще одно качество совершенно необходимо современному учителю. Оно – из хорошей педагогической традиции прошлого. Учить имеет право только тот, кто все время в движении, кто идет вперед дальше, то есть сам постоянно учится. А сейчас иначе уже просто нельзя: велик риск утратить профессиональную компетентность в быстро и кардинально меняющемся мире. Поэтому лучше, правильнее, удачнее, если ты воспитаешь ученика, который шагнет стремительнее и дальше тебя, шагнет вперед, чтобы потом уже ты сумел научиться новому у него.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте