Чтобы быть учителем в Чеченской республике, мало желания нести детям радость познания мира. Необходимо мужество воина.
Зимой прошлого года эмиссары из отрядов боевиков зачастили в Урус-Мартан. Цель своих визитов они не скрывали. Легкая нажива, большие деньги, ореол горных Робин Гудов… Идемте с нами, говорили они юношам, и все это будет ваше.
Именно преподаватели Урус-Мартана первыми забили тревогу. Собрали родителей, рассказали, что за странные мужчины торчат целыми днями у школьных ворот.
Вербовщиков из населенного пункта выгнали. Более того, женщины Урус-Мартана устроили круглосуточные дежурства у школ, чтобы не допустить больше к ученикам подобных визитеров.
За последние годы в Чечне тоже произошла революция – общеобразовательная. Статистика такова: более 11800 учителей ежедневно приходят в классы, чтобы передать свои знания 195 тысячам учеников чеченских школ. Там открыты двери 447 образовательных, 27 вечерних, 11 начальных школ, 3 вузов. В предыдущее десятилетие об этом даже и не мечтали.
Еще в 1986 г. Людмила Леонидовна Тарарина была назначена директором Чернокозовской средней школы Наурского района. После десятилетки и двух лет обучения в Грозненском университете попробовала себя в школе. Работала и училась – перевелась на заочное отделение университета. Вот уже 34 года преподает математику. О том периоде, когда главным законом в Чечне был автомат Калашникова, она предпочитает не вспоминать. От одной только мысли о том, полном страха времени слезы застилают глаза. А вот о проблемах насущных Людмила Леонидовна говорит с оптимизмом и легкой иронией:
– После окончания боевых действий состояние школы было очень плачевным. В наличии были только стены. Специалисты говорили: дешевле построить новое здание. Но не опускать же руки!
Людмила Леонидовна обошла кабинеты руководителей всех близлежащих промышленных предприятий. Требовала, просила, умоляла и своего добилась. Школа встретила учеников вполне работоспособной. К новому учебному году не был готов только спортзал.
– Но и его одолеем. Спасибо госхозу “Плодопитомнический” – помогли с внутренней отделкой. А работники Калиновской ПМК предоставили шифер, покрыли крышу, – не скрывает директор секрет успеха.
Вот так – с миру по нитке – восстанавливают из руин храмы знаний в городах и селах республики.
– Нельзя сказать, что мы работаем, что называется, на подножном корму, – уточняет Лема Мухадинович Дадаев. – Центр не оставил нас один на один с нашими проблемами. В Министерстве образования Российской Федерации даже существует специальный отдел, который так и называется – чеченский. Республике выделено школьной мебели на 34 тысячи посадочных мест, учебников и методлитературы – на 15 с половиной миллионов рублей… Но, согласитесь, для школ, еще три года назад представлявших собой весьма плачевное зрелище, этого мало.
В селении Катыр-Юрт Ачхой-Мартановского района после бомбежки 2000 г. в школе не уцелело ни одного помещения. Глава администрации района Ш. Бураев обратился к представителям Датского совета по делам беженцев с просьбой о помощи. Как объект первостепенной важности она была включена в программу восстановления. Датчане завезли 400 листов шифера, 4 тонны цемента.
– Международные гуманитарные организации только в этом году восстановят 10 школ, – говорит заведующий Шалинским районным отделом образования Хажи Умаров.
На долю учеников Шалинского района зимой выпали особые испытания. В связи с эпидемией вирусного гепатита большинство школ были закрыты. Наверстывать упущенное оказалось делом затруднительным по причине… все той же гуманитарной помощи.
Дело в том, что к началу учебного года сюда поступило более 2000 учебников. Радости преподавателей не было предела. Но когда открыли страницы поступившей книжной партии, испытали шок разочарования. Большинство книг были рассчитаны на физико-математические или гуманитарные спецшколы с углубленным изучением школьных дисциплин. А о каких особых знаниях можно говорить, если многие ученики – по возрасту уже девятиклассники – сейчас осваивают программы только пятых классов?!
По другому пути пошел заведующий роно Гудермесского района Саидпаша Алхазов. Подконтрольное ему хозяйство было, мягко говоря, не в идеальном состоянии. К началу 2000 г. 12 школ района были разрушены буквально до основания еще в первую чеченскую кампанию, во всех остальных разбиты окна, повреждены крыши. Не было никакой возможности запустить системы отопления.
– Путь возвращения к разумному, вечному, доброму такой же, как и во всей Чечне: рады любой помощи, – рассказывает Саидпаша. – Нелегко было включить школьные объекты в план ремонтно-восстановительных работ управления капитального строительства. Слишком уж большой был объем. Но на помощь пришли местные организации. Свое веское слово сказали родители – приходили работать в школах бесплатно. По просьбе постпреда представительства нашей республики в Санкт-Петербурге комитет по культуре и образованию администрации северной столицы собрал более 30 тысяч учебников. 25 тысяч учебников к новому учебному году привезли сотрудники ФСБ. Министерства образования Чеченской республики и России тоже не остались в стороне. На каждую школу выделено по одному комплекту справочно-методической литературы, 2000 комплектов ученической мебели, 1500 листов шифера, классные доски и даже автотранспорт. Шесть школ района получили компьютерные классы.
Комментарии