Ирина ПОПОВА, учитель школы №52 Воронежа: – Воронежская область третий год участвует в эксперименте по введению НСОТ. За это время мы в полной мере ощутили на себе все плюсы и минусы модельной методики, разработанной Министерством образовании и науки РФ. Единственной положительной стороной является решение о разделении фонда оплаты труда учреждения на так называемую базовую часть и стимулирующую, из которой выплачиваются премии за качество работы. Но! Во-первых, это не 30%, как было заявлено, а на деле гораздо меньше. Во-вторых, необъективность некоторых показателей премирования, сложный расчет, отсутствие прозрачности создают много проблем.
Самая большая трудность, с которой нам пришлось столкнуться, – это систематическое недофинансирование. Периодичность премий, зафиксированная в положениях об оплате труда работников образовательных учреждений (раз в квартал или в месяц) по причине нехватки средств во многих школах не соблюдается.
Главной проблемой по-прежнему остается зависимость заработной платы учителя от количества учеников в классе. Зарплата учителей, работающих в классах с меньшей наполняемостью, ниже, хотя юридических оснований для этого нет. Да и не может быть, поскольку в функционал учителей не входит формирование классов. Оценка труда стала зависеть от того, сколько детей родилось и пришло учиться, а не от эффективности работы, квалификации педагога. Учитель невольно стал заложником демографической ситуации.
Чтобы увеличить зарплату учителю, стали объединять классы, доводя их численность до 30 человек и более. Разве это выход, если следствием становится сокращение штата, а главное – снижение качества образования? Дать хорошие знания в классе, где учатся более 30 человек, невозможно.
Еще одна мера оптимизации – сокращение ставок воспитателей групп продленного дня, логопедов, социальных педагогов и психологов. Теперь освободившиеся от этого сокращения средства распределяются между учителями, чтобы обеспечить занятия с детьми, в том числе и во второй половине дня.
У нас складывается ощущение, что главная цель реформы – вынудить школу сократить как можно больше работников и лишь на этой основе оставшимся увеличить зарплату.
Передача полномочий по установлению зарплаты на региональный и муниципальный уровни привела к тому, что за равный труд учителя в разных субъектах получают разную зарплату, что противоречит ст. 22 ТК РФ и Декларации прав человека.
Не в лучшем положении оказались и работники дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования детей и школ, которые до этого оставались на ЕТС. С 1 января 2010 года эти работники были переведены на новую систему оплаты труда (штатно-окладную), но фонд оплаты труда остался на уровне 2009 года. Это вынудило чиновников производить доплаты не только учебно-вспомогательному и обслуживающему персоналу до уровня МРОТ (4330 рублей), но и основным категориям работников, у которых зарплата снизилась по сравнению с тем, что они получали до введения НСОТ. Эти доплаты идут из фонда стимулирования, поэтому на стимулирующие выплаты из обещанного 30-процентного фонда остается фактически 7-8 процентов. В результате средняя зарплата работников учреждений основного и среднего (полного) общего образования с учетом руководителей, которые получают намного больше учителей, в 2009 году составила 9300 рублей, а у работников дошкольных учреждений – 6940 рублей. В итоге надежды учителей на реальное повышение зарплаты не оправдались.
По нашему мнению, государство не может уйти от регулирования вопросов оплаты труда в сфере образования, которая обеспечивает конституционные гарантии прав граждан. Поэтому Правительство РФ должно установить базовые ставки и оклады как минимальные государственные гарантии оплаты труда по всем профессиональным квалификационным группам работников в бюджетных учреждениях. Необходимо продолжить серьезные научные исследования для установления объективной оценки стоимости учительского труда. И очень важно, чтобы гарантированная часть зарплаты была величиной преобладающей и весомой.
Комментарии