Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Учитель с воза – бюджету легче. От тюрьмы из-за подарков не зарекайтесь

Учительская газета, №1 от 11 января 2005. Читать номер
Автор:

В новом Законе № 122 нет теперь гарантий размера зарплаты педагогических работников. Закон вроде бы обещает, что с 1 января 2005 года учитель будет жить не хуже, чем в 2004-м. Но вот на семинаре «Актуальные проблемы современной педагогики» в Университете Российской академии образования, в котором принимали участие учителя и управленцы из 26 регионов страны, приводились реальные факты того, что зарплаты стали меньше.

Комментарий «УГ»Совет от Михаила Левицкого, академика РАО, члена Экономического совета Минобрнауки РФ:- Стоимость подарка учителю не ограничена. Дарение должностному лицу ограничивается пятью МРОТ. Если учителю подарят телевизор, это нормально и ненаказуемо. Если директору подарят телевизор, это может быть расценено как взятка, потому что директор – должностное лицо.Совет от Тамары Шевченко, кандидата экономических наук, заместителя заведующего кафедрой экономики МПГУ:- Нас часто спрашивают: если директору школы подарили цветы и коробку конфет, должен ли он платить налоги со стоимости этих подарков? Платить в этом случае не надо. Потому что по закону разрешено (не считается взяткой) дарение в устной форме на сумму, не превышающую пяти минимальных размеров оплаты труда. Но ни в Уголовном, ни в Налоговом кодексе не написано: сколько раз в день можно одному лицу получать подарки в размере 5 МРОТ. Поэтому, если вам дарят цветы и конфеты, не считайте это взяткой и не прячьте подаренное в столы. Так же как и 500 рублей в конверте.Совет от Тамары Шевченко:- Ищите в Налоговом кодексе статью 321.1, где сказано: бюджетные организации, принимающие целевые поступления на содержание организации и уставные цели, не включают их в налоговые базы по прибыли. Но в договоре нужно писать такую нейтральную формулировку: на развитие материально-технической базы образовательного учреждения.

Учительница из Якутии получила письмо, в котором ее информировали о том, что вместо 9 тысяч рублей в месяц, которые она получает сейчас, зарплата составит 7 тысяч. Почему она будет меньше? Потому что снимаются местные надбавки и доплаты. Теперь в ответ она должна написать, что согласна с такой зарплатой, или подать заявление об уходе. Можно себе представить, что ответят на такие письма учителя сельских школ. Им некуда уходить, они согласятся от безысходности на то, что им предлагают.

Даже в самые трудные времена учитель всегда надеялся на перемены к лучшему. Наверное, поэтому все так радовались, что цены на нефть растут, бюджет исполняется с профицитом, Стабилизационный фонд пухнет, золотовалютный запас прибавляет в весе. Дескать, скоро, совсем скоро от всех этих богатств отщипнут толику и на учительскую зарплату. Как говорится, щас! Государство недвусмысленно дало понять: педагог с федерального воза – бюджету легче. Учителей скинули на региональные бюджеты вместе с формулой «Каждый платит своим учителям столько, сколько может».

Грядущее повышение зарплаты с 1 января 2005 года кому-то кажется невероятным благом. Конечно, прибавка к зарплате на 200-300 рублей для большей части педагогов – великое благо! Прибавить бы Алексею Кудрину или Герману Грефу зарплату на такую сумму, а еще лучше – предложить прожить месяц-другой на жалованье учителя! Голову на отсечение даю – не проживут. А учитель привык. Тут конкурс был: предложили педагогам прожить месяц на 2000 рублей, так потом организаторы и жюри не знали, кому главный приз в три тысячи рублей отдать, поскольку конкурсанты на чае, хлебе и каше за месяц потратили лишь тысячу, сэкономив вторую. У чиновника же порой обед из суши и кувшинчика сакэ стоит полтораста долларов.

Как же выбраться школе из нищеты? Остается одно – развивать систему привлечения внебюджетных средств.

Центральной финансовой фигурой, кроме государства, в школе был и остается родитель, который и сегодня, и, видимо, завтра будет главным благотворителем учебного заведения. Многие школы вовсю используют поток родительских средств на неотложные нужды. Но сбор денег не все и не всегда проводят на законных основаниях. Поэтому иногда находится родитель, который может пожаловаться в вышестоящие, а то и в правоохранительные органы. Тогда и учитель, и директор школы попадут в весьма щекотливую ситуацию. Возникает вопрос: как принимать и оформлять средства от благотворителей?

Как правило, школа называет родителей заманчивым словом «спонсоры». Спонсоры дарят шкафы, делают ремонт, покупают компьютеры. На самом деле спонсорство – вид рекламной деятельности. Человек помогает кому-то, а взамен этот кто-то на всю Ивановскую без устали превозносит спонсора и его добрые дела.

Так что чаще всего школе оказывают не спонсорскую, а благотворительную помощь, которая регламентируется Федеральным законом № 135 от 11 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Правда, налоговые органы почему-то считают, что благотворительной деятельностью могут заниматься только организации, имеющие статус благотворительных. Дискуссии по этому поводу идут постоянно, хотя закон трактует благотворительную деятельность как добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной передаче имущества. Очень часто в школе идет сбор родительских пожертвований, и в большинстве случаев на благие цели, потому что бюджет недодает многого. Как же оформляются эти пожертвования?

Чаще всего ведется тетрадка, в которой какой-то сотрудник школы, учитель или член родительского комитета записывают фамилию, сумму и цель взноса. Родители расписываются в соответствующей графе. Добровольность тут сомнительная, ибо порой появляются на классных досках объявления, что в связи с инфляцией нужно некую сумму досдать.

Деньги, зафиксированные в тетрадке, – черный нал, а сам сбор – незаконное предпринимательство, сокрытие доходов от налогообложения. Все это преследуется по закону. Поэтому все собранные деньги должны проходить через лицевой счет школы, открытый в банке. Школа не может принимать средства наличными, если у нее нет кассы. Но чтобы сделать кассу, нужно соблюсти многие довольно сложные правила, а кроме того, приобрести кассовый аппарат.

Как же собрать деньги с родителей, чтобы не нарушать закон? В статье «Дарение» Гражданского кодекса РФ есть два вида дарения: в личных и в общественно полезных целях. Дарение в общественно полезных целях – пожертвование. В нашем случае имеет смысл говорить именно о пожертвованиях. Кстати, подарки учителям и руководителю школы тоже относятся к категории пожертвований.

Если школа хочет получать родительские деньги, то она должна с каждым заключить договор пожертвования, в котором указываются стороны договора – образовательное учреждение (благоприобретатель) и гражданин (пожертвователь), наименование передаваемого имущества (деньги при этом тоже относятся к имуществу). К договору должны быть приложены документы, на основании которых передаваемое можно поставить на бухгалтерский учет или зачислить на счет: счет-фактура, накладная, акт (зависит от формы покупки).

Целевое назначение пожертвования нужно правильно оформить для того, чтобы не уплатить лишние налоги. Сегодня многие школы объясняют «тетрадочную форму учета родительских средств» тем, что открытое оформление и признание факта сбора средств влечет за собой существенную потерю этих денег. Дескать, государство отбирает в форме налога то, что дают из своих карманов родители, а это несправедливо. На самом деле это элементарная неграмотность бухгалтеров и управленцев.

Нужно ли каждому родителю ходить в банк и сдавать деньги на счет школы? Нет, не нужно, деньги может собрать и отнести в банк уполномоченный родителями человек, например член родительского комитета. Какой резон ему ноги топтать по дороге в банк? Большой: сдачу денег он оформляет как пожертвование лично от себя, а в конце года может представить в соответствующие органы бумаги на налоговые вычеты, после чего на сумму, внесенную в банк, ему вернут подоходный налог.

Целевое пожертвование некоммерческим организациям на содержание и уставные цели по закону не включается в налоговую базу по налогу на прибыль. Но налоговые органы отказывают в этом образовательным учреждениям, потому что в законе нет словосочетания «некоммерческое образовательное учреждение». Однако льготу найти можно.

Благотворитель, дарящий подарок, увы, от налога на прибыль не освобождается. Размер налога составляет 24% от стоимости подарка.

Школе материально помогать, как видим, сложно, но нужно. Во всяком случае нынче широко декларируется, что без этого школа как таковая не выживет. Однако, чтобы не дискредитировать коллектив и учреждение, надо грамотно относиться к оформлению того, что поступает как пожертвование или дарение.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту