Престиж профессии учителя в житейском восприятии не всегда такой же, как у самих учителей. Иногда диву даешься, как понимают мотивацию учительского труда обычные граждане. Причем те, кто сам когда-то сидел на школьной скамье или дети которого еще ходят в школу.
Например, не так давно услышала одно характерное высказывание родителя ученика начальных классов: «Нашему учителю так интересно работать! Нахвалиться не можем. Он придумывает всякие задания для детей, необычные, интересные. Значит любит свою профессию, не случайно он в ней. Видно, что и к занятиям тщательно готовится – такой порядок на столе, на любой вопрос ответит. Несмотря на то, что сам только окончил учебу, молодым, зеленым его не назовешь. Недавно, говорят, подал на конкурс «Учитель года».
Казалось бы, в этих словах нет ничего необычного. Хороших учителей и преподавателей часто хвалят, и это справедливо. Но то, что от таких родителей можно услышать дальше, многих педагогов очень удивило бы: «Это правильно, потому что в начале года учителям пообещали повысить зарплату и даже ежеквартально поощрять».
Иногда мы слышим и такие высказывания: «Высокая заработная плата дает педагогу стимул для достижения своих планов в личной жизни». Причем человек, который эту фразу произносит, искренне уверен, что говорит истину. Но в ней, на мой взгляд, не верно каждое отдельное слово. Не то, что фраза в целом не верна, а над каждым отдельным словом можно (и нужно!) спорить. Какие такие планы собирается строить учитель за счет своей работы, включая учеников? Нет, учитель – профессия благородная. Это он отдает детям, а не они ему. Отдает сердце, заботу, знания. Да, учитель получает обратную связь от детей в виде восторженных глаз и заинтересованности всех, кому нужны эти знания. Этого уже много для учителя, потому что именно эти коммуникации и есть настоящий стимул к профессии, а не надежда на очередной виток повышенной зарплаты. Много, потому что в глазах ребенка педагог видит уважение и любовь. Думаю, многие вспомнят, что это одна из высших ступеней в иерархии потребностей по А. Маслоу. Наличие этой потребности не променяешь ни на какие «коврижки».
Да, есть какие-то фонды, уважаемые родители, а повышение зарплаты конечно же происходит в соответствии с законодательством. Однако учитель – не тот человек, который станет работать только ради заработка. У Настоящего учителя надежда на повышение заработной платы никогда не будет определяющей.
Конечно, базовые потребности любого человека должны быть удовлетворены, а цена его труда (оплата за труд) – определение Ценности человека. Также для начинающего, да и для любого педагога со стажем важно, чтобы его замечали и поддерживали на работе, в том числе материально. Это хороший стимул к работе. Но подобного стимула недостаточно, чтобы любить детей, свою педагогическую деятельность и себя в ней.
Мотивация к педагогическому труду была и остается духовной. Иначе нельзя сеять «разумное, доброе вечное», как бы пафосно это ни звучало. Такими учителями славится Россия, как писал А. Дементьев, а еще раньше о таких учителях Н.А. Некрасов написал теперь всем известные строки: «Учитель – перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени».
Комментарии