search
main
0

Учитель начальных классов – лучший учитель Севастополя

В этом году среди участников Всероссийского конкурса «Учитель года-2014» была учитель начальных классов билингвальной гимназии №2 Севастополя Ольга Бильбок.

Однажды, просматривая в одной из социальных сетей темы о школе, прочитала: «Учитель – это кто? Зачем он? Есть ли он сейчас?» Обидными показались эти вопросы. Хотелось ответить: «Я  учитель, я  нужна, и я есть!» Но вдруг по-детски сама себя спросила: «А чем докажешь?»Учитель – это кто?Все словари едины в трактовке: учитель – человек, который учит. Я  учу. Почему? Франц Кафка как-то сказал: «Все дело в мгновении. Оно определяет жизнь». Мою жизнь определили мгновения, проведенные с моим дедом Кузьминовым Дмитрием Николаевичем. Он учитель физики, почти волшебник для своей маленькой внучки. До сих пор в семье хранятся деревянные буквы. Вырезал для меня – первоклассницы. А как ждала я окончания работы над устройством для демонстрации фильмов (теперь бы назвали это проектором)! Не успел… И вот когда случилось это страшное «не успел…», я поняла, что мой дед не только мой. Что на пороге нашего дома стоят его ученики, которым он был нужен не меньше, чем мне. Что, подобно свече, горящей у его изголовья, он освещал других, теряя себя. Может быть, тогда я решила занять его место? Не знаю, но всегда знала, что стану учителем. Зачем нужен учитель?«Нужен ли мне учитель, если я прочел много книг, сам все изучил, все знаю?» – спросил молодой герой одной притчи у Мастера. Не сразу ответил Учитель, попросил выполнить задание, но ученик потерпел неудачу. «У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен учитель», – ответил Мастер.Но сегодня… Интернет, видеоуроки, а учителя – роботы? Нужен ли проводник в этом виртуальном мире? Еще больше, чем раньше. И не только детям, но и их родителям. Чужие, далеко не всегда энциклопедические знания, активно навязываемые нам мысли и рассуждения. Это все на поверхности, легкодоступно и часто подменяет истину, манипулирует нашими умами, судьбами. Находить важное, настоящее – вот главная задача. А еще, как ни меркантильно это звучит, уметь использовать новые знания во благо свое.Как действовать? Где и когда? Мастерская «Школа» призвана ответить на эти вопросы своим ученикам. Как стать Мастером в этой мастерской? Готова ли я к этому?Н.К.Рерих назвал главным умение учителя «соблюдать равновесие и постоянно неисчерпаемо давать радость молодому духу, который должен вступить в жизнь, полный обоснованных надежд и светлых устремлений…». Я стремлюсь давать эту радость, веру в собственные силы, понятие о том, что суть жизни – непрерывное движение. Имею ли я моральное право на это? Учитель лишь до тех пор способен на самом деле «воспитывать и образовывать», пока сам работает над собственным воспитанием. Заходя в класс, я растворяюсь в своих детях. Их не обманешь, не проведешь. Преподнося мне, учителю, свою детскую и поэтому настоящую истину, они каждый раз заставляют меня по-новому смотреть на мир. Чтобы не потеряться в их важных проблемах, чтобы говорить с ними на одном языке, быть другом, но не забывать о том, что я их первый проводник в мир взрослых, я обязана учиться постоянно. Я учусь. А мое второе образование психолога давно стало увлечением.Начальная школа дает старт каждому человеку. Итальянский певец, писатель и сценарист Фабио Воло так перефразировал высказывание Иоганна Вольфганга Гете: «Если нижнюю пуговицу рубашки застегнуть неправильно, то и все остальные будут застегнуты неправильно. В жизни бывает много ошибок, которые сами по себе не ошибки, а следствия первой пуговицы, застегнутой неправильно». Не хочу, как уже принято, называть начальную школу той первой пуговицей. Нет. Призвание начальной школы – научить правильно «застегивать пуговицы». Или, проанализировав проблемы, найти ошибку и «застегнуться» правильно. «Сын ошибок трудных» – опыт. Опыт – залог будущего успеха. Каким должен быть этот опыт? Как сделать так, чтобы «ошибки трудные» не разбили внутри ребенка личность, а, наоборот, закалили, воспитали волю к победе, пробудили мысль, желание к творчеству, к движению? Я – учитель – должна каждый раз отвечать на эти вопросы, потому что в ответе за тех, кто называет меня своим учителем.Длина линии человеческой жизни от самого человека не зависит, считал Александр Абдулов. А вот ширину этой линии задает сам человек. Достаточно ли широка моя линия жизни? Не знаю. И никто не знает. Зависит еще и от того, насколько широкие и светлые линии жизни моих учеников. Мне нужно показать детям, насколько может быть интересна дорога каждого из них, помочь сделать первые сознательные шаги по ней…Легко ли шагать вместе с ними? Как часто хочется пожаловаться, пожалеть себя? Бывает? Да, конечно. Я же не робот, и ничто человеческое мне не чуждо. Но это не те мгновения, которые определяют мою жизнь. Каждый раз, заходя в класс к первоклашкам, я думаю о том, что эти дети другие. Так и есть. И надо придумать, как вызвать огонек радости в их глазах, как помочь, когда наступает «не хочу», «не буду», как подарить удивление, которое приведет к познанию. Тут не забалуешь, не расслабишься. За это я и люблю свою профессию. Я  учитель!Мнения по поводуМихаил ТИХОНОВ, первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы:- Два субъекта Российской Федерации, два города-героя, имеют полное основание близко общаться. На церемонии подписания договоров о сотрудничестве московских и севастопольских школ мы искренне радовались этому событию, которое ясно прочерчивает дальнейшую дорогу. Наша дорога – это совместная работа школ двух городов, помощь, поддержка, обмен опытом, а в целом – дальнейшее развитие систем образования и Москвы, и Севастополя. Друзья ездят друг к другу в гости – это обычное дело. То, что произошло на площадке школы №1253, несомненно, значительное событие: 8 образовательных организаций Севастополя подписали договоры о сотрудничестве, о партнерстве с образовательными организациями Москвы. Это значит, что все перемены, которые происходят, в частности, в Москве, произойдут и в Севастополе: наши севастопольские коллеги научатся работать на российской нормативной базе, но им будет легче учиться, так как, когда общение происходит на уровне учителей и воспитателей, на уровне руководителей школ и детских садов, это, как правило, бывает быстрее, эффективнее, нежели по линии департаментов образования, хотя и это тоже не исключается. Я надеюсь, что, подписав договоры о сотрудничестве, мы тем самым начали подготовку серьезного соглашения между Департаментом образования Москвы и Главным управлением образования и науки Севастополя. Сотрудничество между школами двух городов будет осуществляться так, как это происходит обычно между друзьями и партнерами: информационно-коммуникационные технологии позволяют не только передавать друг другу тексты, но и проводить видеоконференции, но в русской традиции очное общение всегда в преимуществе. Дворец пионеров и школьников «Севастополец» – продолжатель традиций бывшего Севастопольского района Москвы – содержит богатейший музей Черноморского флота, этот музей давно стал домом для ветеранов-черноморцев разных поколений. Могу сказать, что там регулярно собираются очень многие москвичи, которые в свое время связали свою жизнь с Черным морем и Черноморским флотом. Не сомневаюсь, что учителя Москвы будут ездить в Севастополь, а учителя Севастополя – в Москву, что школьники Москвы будут ездить в Севастополь, а школьники Севастополя – в Москву, надеюсь, что руководители школ, подписавшие договоры о сотрудничестве, с этого начнут – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Такой обмен уже происходит, летом, в День России, большая делегация Департамента образования Москвы посетила Севастополь, мы там встречались с управленцами, с директорами школ, отвечали на их вопросы, прошло три месяца, и у нас в гостях побывали севастопольские коллеги. Надеюсь, что такой обмен будет продолжен.Наталия ЖУРАВЛЕВА, начальник Управления общего среднего, дошкольного образования и воспитательной работы Главного управления образования и науки Севастополя:- Хочу сказать слова благодарности Департаменту образования Москвы за приглашение приехать в столицу, это наш первый визит. Мы надеемся, что сотрудничество школ двух наших городов принесет хорошие плоды, что договоры между школами заключены на благо их развития, что педагоги и родители скажут спасибо за такое сотрудничество. Мы надеемся, что педагогические коллективы школ, подписавших договоры о сотрудничестве, подружатся, будут проводить конференции, ездить друг к другу в гости. Наша делегация посетила московские образовательные организации, для каждого нашего образовательного учреждения после вступления Севастополя в состав Российской Федерации открываются новые перспективы и нам надо было воочию ознакомиться с опытом работы российской системы образования, в частности с московской системой. Когда мы посетили московские школы, то постарались задать те вопросы директоров севастопольских школ, заведующих детскими садами, руководителей учреждений дополнительного образования, которые у них возникают, то есть постарались охватить весь спектр образования. В московских школах нас, конечно, удивил подход к реализации образовательной программы – мы узнали, как эти программы реализуют и в школах, и в детских садах, нас очень удивила материально-техническая база, оснащение учебных кабинетов, потому что за 23 года, к сожалению, материальных вложений в учреждения образования Севастополя не было. Правда, мы не теряли связи с образовательными учреждениями России, творческие коллективы наших учреждений реализовывали потенциал для того, чтобы давать детям качественное образование. Но сегодня мы имеем великую возможность получать субсидии из федерального бюджета, в московских школах мы увидели оборудование (кабинеты физики, химии, биологии), которое заказали и покупаем для 20 школ Севастополя (всего у нас в городе 73 школы и 87 детских садов), ознакомились с тем, как это оборудование можно использовать, как оно работает на практике. Задача директора не только в теории ознакомиться с оборудованием, но и увидеть его применение, понять, как подготовить коллектив, родительскую общественность к реализации масштабных задач, которые сегодня перед собой поставило севастопольское образование. У нас раньше не было принято объединение школ и детских садов в большие коллективы, но мы посмотрели, как это делают в Москве, и планируем это сделать в дальнейшем в Севастополе. Мы побывали на выставке в Московском салоне образования, узнали там очень много, взяли огромное количество дополнительной литературы, ушли оттуда восхищенные, с огромным зарядом положительных эмоций, чтобы реализовывать те задачи, которые стоят перед нами.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте