Победитель-мужчина для Всероссийского конкурса «Учитель года» давно не редкость. Однако финал этого года, прошедший осенью в Москве, поистине удивил: впервые в истории конкурса представители сильного пола заняли весь пьедестал почета. Комментируя этот результат, министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что профессия учителя становится все более привлекательной и престижной среди мужчин. Мы попросили педагогов образовательных учреждений Саратова высказать свои мнения по этому поводу.
– Я был в Москве при подведении итогов финального этапа, – поделился Роман Русланович ОВСЕНЁВ, директор Восточно-Европейского лицея, ставший звездой соцсетей и YouTube после зажигательного танца во время празднования Последнего звонка. – Все участники были на высоте. Ребята-победители – это талантливые молодые люди, достойные представители нашей профессии. Когда я работал учителем истории, мне доводилось участвовать в подобных конкурсах. Правда, до финала я не дошел, но стал первым на городском и региональном этапах конкурса «Учитель года»-2013…Учителя-мужчины нашему образованию, безусловно, нужны. Уже давно в обществе говорят о том, что, мол, мужчин настоящих нет. А почему? Одна из причин состоит в том, что у нас немало неполных семей, где мальчик, будущий мужчина, воспитывается мамой или бабушкой, в школе – женщинами-педагогами. Поэтому он поневоле «впитывает» женскую модель поведения. А ведь если есть в школе педагоги-мужчины, то они притягивают к себе особой харизмой, особым взглядом на вещи не только мальчиков, но и девочек. У нас в лицее работают пятеро учителей-мужчин, и я часто вижу, как на переменах их окружают стайки ребят, которые в их обществе ведут себя иначе, чем с учителями-женщинами. Мне, как руководителю, легче работается, когда в коллективе есть представители сильного пола. Ведь образовательное учреждение – это, по большому счету, тоже предприятие, где и ремонт надо сделать, и мебель перенести, и гирлянды к празднику развесить. Да и во взаимоотношениях сотрудников больше гармонии.Однако почему же сильный пол не особо идет работать в школу? Да просто у нас считается, что это в основном женская работа. Хотя в нашей истории были и иные времена. Пора учителю-мужчине возвращаться в систему образования, тем более что в этой профессии есть немало привлекательного. Помимо того, что это интересная творческая работа, она имеет ряд других несомненных плюсов в виде социальной защищенности, продолжительного летнего отпуска, досрочной пенсии при наличии 25‑летнего стажа.Конечно, далеко не всех устраивает учительская зарплата. Тем более что средние показатели достигаются за счет того, что человек работает более чем на одну ставку.Особенно невелика зарплата у молодых специалистов, не имеющих квалификации и соответствующих надбавок. Сегодня требования к аттестации ужесточились: надо не только детей учить и воспитывать, но и статьи писать, и программы разрабатывать, и чуть ли не учебник составлять… Это серьезно усложняет жизнь молодому педагогу, далеко не каждый готов это выдержать. И далеко не каждый даже при желании может себе это позволить, особенно человек семейный, с детьми. Есть также значительная категория молодежи, которая считает, что жить надо сегодняшним днем. Возникает соблазн найти работу «без заморочек», с более высокой, пусть даже «серой» зарплатой.К счастью, есть и те, кто четко нацелен на получение опыта и знаний, кто понимает, что все это позже окупится. В нашем лицее работает молодой специалист Олег Янковский. Он и его жена (тоже у нас преподает) учатся в аспирантуре. Чтобы успевать в учебе, ребята попросили уменьшить им нагрузку в лицее, сознавая, что это скажется на зарплате. Правда, у них есть надбавки как у аспирантов, а также классных руководителей, но они пока не аттестованы. Когда-то я тоже начинал, не имея никакой категории. Это было в начале 2000‑х годов. У меня уже была семья, родился первенец. Не могу сказать, что жили припеваючи, родители оказывали нам помощь. И только через пару лет, когда я в качестве научного руководителя подготовил победителей олимпиад, конкурсов различных уровней, мне была присвоена первая, а затем и высшая категория. Помню, как-то встретил вузовского профессора, и он мне задал вопрос, сколько я зарабатываю. «У меня, – говорю, – 5 тысяч рублей в месяц». «Ничего себе! – слышу в ответ. – У нас в вузе даже профессорам платят по 2700…» Так что все относительно. Сегодня зарплата выросла, но изменилась и покупательская способность денег. Так же не совсем корректно, на мой взгляд, делать сравнения с зарплатой учителя дореволюционной гимназии – согласно данным Счетной палаты России это около 130 тысяч рублей в пересчете на современные деньги. Но ведь сто лет назад гимназий, то есть средних учебных заведений, было меньше, чем сейчас вузов!Возвращаясь к профессиональному конкурсу «Учитель года», хочу отметить, что победа в нем учителей-мужчин – знаковое событие. Надеюсь, что в результате реформы системы образования среди учителей станет появляться больше «нашего брата».Никита Андреевич МУКОВОЗОВ, учитель русского языка и литературы школы №95, считает, что работать в школе мужчине легче, чем женщине:- Мне, например, достаточно просто сделать замечание, и ученики уже слушаются, а женщине надо и голос повысить, и родителям позвонить. Почему так? Может, мы чаще чувство юмора применяем, а женщины как-то все усугубляют, нотации читают…Я всегда хотел стать либо филологом, либо играть в театре. Стал учителем, а в школе веду театральный кружок. В прошлом году ездили с ребятами в Москву со своей постановкой – победили там. Недавно, 8 ноября, заняли первое место на городской конференции «Я – гражданин земли Саратовской». В прошлом году мне удалось стать финалистом городского конкурса «Учитель года», тоже не без помощи актерских способностей.С женой (она тоже учитель-филолог, работает в другой школе) познакомились на первом курсе института. Она сейчас в декрете, ребенку уже скоро 1,5 года. Приходится много работать – например, сегодня было 8 уроков, плюс дополнительные занятия. Задерживаюсь до семи-восьми часов вечера. Хорошо, что у нас в школе внедрены электронные журналы и дневники. Благодаря этому снизился вал бумажной работы, их можно и дома открыть и заполнить.Надо семью обеспечивать. У меня чуть больше учительской ставки, плюс полставки завуча. Зарплаты хватает, но крупные покупки, например, квартиру, помогли приобрести родители.А вообще, я очень доволен, что пошел в учителя. Давно не жалею, что в театр не попал, ведь настоящий учитель должен быть немножко актером.Наталья Федоровна БОРТНИКОВА руководит саратовской гимназией №34, где в списке учителей, опубликованном на сайте, не значится ни одного мужчины.- В этом году приняли одного – историка! – уточняет директор. – Дело в том, что у нас нет ротации кадров, люди по 20 с лишним лет работают. И как только место освободилось, мы искали-искали – и нашли. Андрей Сергеевич Сапогов живет в нашем Заводском районе, а на работу ему приходилось ездить на противоположную часть города – в Ленинский район. Нашему новому сотруднику 26 лет, мы им довольны – ответственный, порядочный. Жена у него медик – оба, стало быть, бюджетники, детей пока нет… Конечно, зарплаты не хватает, уже много лет ведется такой разговор.- Сегодня мужчины стали появляться даже среди преподавателей начальных классов, и это добрый знак, – считает Лариса Анатольевна МЕДВЕДЕВА, руководитель средней школы №38. – В саратовской системе общего образования таких уже двое. Один из них с 2013 года трудится у нас. Максиму Сергеевичу Савкину 26 лет, он пока не женат. Родители учеников завалили меня письмами с добрыми отзывами о нем. Очень добросовестный, с утра до вечера на работе. Чтобы его поддержать, мы три года платили ему как молодому специалисту стимулирующие надбавки за счет своего учреждения. Плюс предоставили дополнительную нагрузку – Максим Сергеевич ведет кружок «Клуб патриотов». А руководит патриотическим воспитанием в школе другой наш замечательный педагог – Владимир Павлович Бирин. Это легендарная личность, ветеран боевых действий в Афганистане, имеет награды, в том числе орден Красной Звезды. Благодаря его стараниям мы открыли комнату боевой славы, мемориальную доску в память бывшего ученика нашей школы, воина-интернационалиста В.С.Клочкова. Под влиянием такого педагога ребята растут мужественными, патриотичными людьми. Многие наши выпускники поступают в военные училища, остаются после службы в армии.Конечно, для гармоничного воспитания школе нужны мужчины-педагоги. Но, к сожалению, система подготовки кадров этому не способствует. Когда я училась в школе, такие предметы, как физика, химия, математика, очень часто преподавали мужчины. На физико-математическом факультете педагогического института, который я оканчивала в 1987 году, было много ребят. А сегодня по всем этим специальностям в вузе обучаются в основном девушки. Среди будущих педагогов начальных классов, которые сегодня особенно востребованы, нет ни одного парня.Молодой специалист Евгений КОРЕНЕВ второй год преподает историю и обществоведение в школе №72. Одновременно учится в аспирантуре Саратовского государственного университета. Пока не женат.- Школа по-хорошему затягивает, здесь достаточно интересно, идет постоянное развитие, – говорит Евгений Сергеевич. – Главное, чему я здесь научился, – это терпение, умение понять точку зрения другого человека. Мне кажется, с учениками у меня сложился какой-то доверительный диалог, поскольку я и сам недавно проходил через проблемы подросткового возраста. Даже если в дальнейшем я перейду на работу в систему высшего образования, тот фундамент, который закладывается сейчас, для меня очень важен. Возможно, получится совмещать работу в школе и вузе. А пока меня все устраивает.Подводя итоги обсуждения, руководитель Саратовской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки Надежда БУРЯК сказала:- Мы видим, что в школах работают в основном женщины, а на Всероссийском конкурсе «Учитель года» побеждают мужчины. Может, причина в том, что среди членов жюри большинство как раз женщины? А если серьезно, то выбор специалистов понятен: нужно показать молодым людям, что работа педагога престижна, что в школе можно состояться. Сегодня опора в виде сильного пола, прямо скажем, нуждается в укреплении: в образовательных учреждениях Саратова из 9700 педагогов лишь 500 – мужчины (5%). А ведь согласно статистике даже в начале 2000‑х годов общероссийский показатель составлял 13‑14%. Добиться возрождения исчезающего вида мужчин-педагогов можно лишь за счет притока свежих сил. Нужна поддержка молодых специалистов, чего неуклонно и последовательно добивается наш профсоюз. Хочется отметить, что в 2015 году (напомню, что он в профсоюзе образования был объявлен Годом молодежи) в Саратове с 10% до 13% увеличилась доля молодых специалистов среди педагогических работников.Выросло количество педагогов в возрасте до 30 лет – их сейчас 1783 человека (или 18,4% от общего числа педагогов, тогда как в 2014 году было 17,6%).Однако очень важно не только привлечь молодого специалиста в школу, но и удержать его там. Молодые люди – это новаторы, мечтатели, они дерзки и амбициозны. Для них важен профессиональный и личностный рост. И в педагогике можно реализовать эти цели. Причем сделать карьеру мужчине-учителю легче, чем его коллеге-женщине: мужчины возглавляют 10% общеобразовательных учреждений города. И, к слову, победа в конкурсе «Учитель года» – одна из ступенек к успешному продвижению.Саратов
Комментарии