Первые итоги разработки концепции единых учебников истории для средней школы представили на минувшей неделе руководитель рабочей группы, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян и ректор Российского государственного гуманитарного университета Ефим Пивовар.
По словам Александра Чубарьяна, на данный момент подготовлен «хронологический каркас» – перечень фактов, персон и понятий, которые должны быть в основе концепции и в каждом учебнике. А вот об интерпретации событий ученым еще предстоит договориться. «В ближайшие два-три месяца будет проходить широкое научное обсуждение будущего преподавания наиболее острых вопросов нашей истории. Таких, на мой взгляд, три. Во-первых, что такое советское общество, какова в нем роль Сталина? Во-вторых, создание многонациональной России, присоединение к ней различных территорий. И, в-третьих, последние 20 лет нашей современности». Изначально учебники предполагалось завершить 1990 годом, но от этой идеи отказались – тогда еще не было образовано наше современное государство. Министр культуры РФ Владимир Мединский считает, что курс отечественный истории должен заканчиваться 2000 годом, когда Владимир Путин впервые был избран Президентом РФ. Это предложение также будет обсуждаться.В новой линейке учебников планируется существенно усилить региональную составляющую. В качестве пилотных территорий для ее отработки выбраны Башкирия, Калининградская, Тверская, Белгородская и Новосибирская области, чьи представители уже довели до рабочей группы свои соображения о том, как следует писать региональную часть учебника.Для широкой дискуссии проект концепции будет вывешен на сайтах МГУ, РГГУ, Фонда современной истории, и в предстоящие летние месяцы учителям предстоит участвовать в ее обсуждении, в том числе в рамках августовских педсоветов. Ну а после одобрения концепции будет объявлен конкурс на создание новых учебников.Ректор РГГУ Ефим Пивовар обратил внимание на то, что в настоящее время школу оканчивает «поколение информационной революции» – молодые люди, рожденные в середине 1990-х годов. Учебники для них должны обязательно дублироваться в электронном виде и дополняться материалами из фондов архивов и музеев.Необходимо также учитывать влияние на учащихся социальной среды, семьи, религиозных традиций, Интернета. Но все же преподавание истории по учебнику, утверждают мэтры, в конечном счете зависит от ключевой фигуры – учителя..
Комментарии